Развитие коммуникативных навыков через продуктивные виды деятельности
консультация

Шепоткова Ольга Николаевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных навыков через продуктивные виды деятельности»

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, развивается способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, закладывается характер.

Одним из множества средств социально – коммуникативного развития дошкольника можно выделить продуктивную деятельность. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью элементарного труда, по руководством взрослого, в процессе которого создаётся продукт детского творчества, погрузиться во взаимоотношения со сверстниками, познать мир детского коллектива и принять участие в его жизни.

Продукт получаемый в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с окружающими.

Продуктивная деятельность, как наиболее привлекательный и доступный вид детской деятельности, на ряду с игрой, способствует выявлению и реализации творческих способностей дошкольников, основанных на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, формированию социальных качеств.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностьюподразумеваются следующие занятия:

• сборка конструкций различными способами;

• лепка из специальной глины или пластилина;

• изготовление всевозможных поделок;

• изготовление мозаики и аппликаций;

• более сложные занятия с различными макетами.

Педагоги и психологи, проводившие многочисленные исследования направленные на изучение влияния продуктивной деятельности на развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников выявили, что продуктивная деятельность:

• способствует развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать) как средства развития социального интеллекта,

• влияет на физическую, познавательную, речевую активность,

• влияет на развитие адекватной самооценки,

• побуждает ребёнка к установлению взаимосвязей со сверстником по поводу решения поставленной задачи,

• освобождает ребёнка от страхов и переживаний.

В практической работе с дошкольниками можно выделить следующие направления продуктивной деятельности:

• создание предметов годных для использования в познавательной, экспериментальной, игровой деятельности,

• наполнение галереи творческих работ,

• создание макетов,

• создание сувениров и украшений к праздникам.

Развивающее значение продуктивной деятельности, способствующее повышению эффективности социализации и коммуникации дошкольников, отражены в трудах таких социологов, как В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Ю. Е. Волков, Б. Я. Титаренко, Б. Ц. Урланис, А. Г. Харчев. Социальному воспитанию посвящены труды многих педагогов-классиков (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, и др.) и современных ученых (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, И. П. Клемантович, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, В. Д. Семенов и др.).

Анализ литературы показал, что продуктивная деятельность выбрана не случайна. Совместная деятельность по созданию творческого продукта доступна и привлекательна для ребёнка и рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры, развивается общение.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами-условиями, закладываются навыки позитивного взаимодействия с окружающими.

Взаимодействие с окружающими в продуктивной деятельности строится на речевой активности детей, которая стимулируется возникающей ситуацией. В процессе творческой деятельности у детей:

• повышается собственная активность,

• повышается уровень и количество высказываний, направленных на общение с другими детьми;

развивается способность отвечать на открытые вопросы;

развивается способность самому задавать вопросы;

• повышается уровень и количество комментариев, сопровождающих собственные действия ребенка.

Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых становится школой социальных отношений, в которой ребёнок моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности.

Таким образом, совместная продуктивная деятельность детей и взрослых развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.

Проблема социально – коммуникативного развития старших дошкольников хорошо решается средствами продуктивной деятельности.

Коллективная форма, виды и этапы организации занятий по изобразительной деятельности со старшими дошкольниками.

Для успешной организации коллективной деятельности необходимо соблюдать этапы:

1.Сообщение детям темы, цели, мотивация деятельности.

2. Обсуждение с детьми общего плана работы, цветового решения, материалов и способов изготовления композиции. Распределение работы между ее участниками.

3.Творческая художественная деятельность (может быть индивидуальная, в парах, в микрогруппах, фронтальная).

4. Совместный поиск способов решения композиции.

5. Подведение итогов работы (удалась ли работа, что особенно удачно, какие были ошибки, как можно исправить, любование ,обыгрывание.

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

Можно выделить несколько форм таких занятий:

Первый – наиболее простой, когда ребенок выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию. Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т.д. Или каждый ребёнок рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают детей, вызывают желание заниматься.

Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Взрослому необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.

Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам, которые можно определить по тематическому критерию:

- Изготовление художественных панно и макетов;

- Выполнение подарочных плакатов;

-Изготовление атрибутов к совместным играм;

- Иллюстрирование сказок и рассказов;

- Художественное оформление выставок;

- Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

- Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

- Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

- Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над декоративной композицией можно организовать по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа.

Выводы

Формирование коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления.

Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально - образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл игр-занятий по формированию изобразительных навыков через продуктивные виды деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4851651","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-...

Старший дошкольник: развитие коммуникативных навыков в разных видах деятельности

Статья раскрывает особенности педагогической работы по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Цикл игр-занятий по формированию изобразительных навыков у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности

Игры-занятия по формированию изобразительных навыков способствуют активизации речи, приобретению детьми сенсорного и сенсорно–моторного опыта, а также пробуждают творческую активность малышей в ...

Выступление на педагогическом совете №3 Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания...

Игры-занятия по формированию изобразительных навыков через продуктивные виды деятельности

Игры - занятия по обучению детей раннего возраста развитию речи через рисование, аппликацию, лепку и основы сюжетного конструирования я строю на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлени...