Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"в средней группе
рабочая программа (средняя группа)
Структура программы дополнительного образования.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание педагогической работы с детьми.
3. Перспективно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
och_ruchki_programma_sr_gr.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Очумелые ручки» в средней группе на 2020-2021 учебный год.
Структура программы дополнительного образования.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание педагогической работы с детьми.
3. Перспективно-тематическое планирование.
Пояснительная записка.
АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых : и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы : воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе .
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста( 4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности. Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУс применением источников, приведённых в списке литературы.
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий, использование технологий ТРИЗ.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель программы: развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук. Развитие логического мышления, воспитание интереса к окружающему миру.
Задачи:
Создавать условия для развития творческой активности детей.
Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.
Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.
Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.
Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
• Разовьют мелкую моторику рук.
Формы проведения итогов реализации программы:
• выставки детских работ в группе;
• дни презентации детских работ родителям.
Принципы построения программы
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая среда.
7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
8. Активность и самостоятельность.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Материал: бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата,ватные диски природный материал, крупы, текстильный материал, клей,, коробки, втулки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Дни и время посещения кружка: четверг – 16.00-16.20 ч.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
7.Скрепление различных деталей.
8.Скатывание ниток в клубок.
9.Нанизывание различных предметов.
10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков.
11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
12Конструирование из коробок и втулок с элементами аппликации.
13.Лепка предметов из теста.
14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
15.Барельеф.
16.Печатание штампами на пластилиновой основе.
Перспективный план работы кружка «Очумелые ручки»
в средней группе «Росинки» с применением технологии ТРИЗ.
Месяц | № | Тема занятия | Программное содержание | |
сентябрь | III | «Божья коровка» Из яичных ячеек, картона и пластилина (соединение различных техник и материалов) | Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. | |
IV | «Яблоко»(из цв бумаги) | Цель: учить создавать обьемное яблоко путем складывания бумаги | ||
октябрь | I | Аппликация из сухих листьев «Осенний лес»» | Цель: учить составлять из сухих листьев осеннюю композицию, наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая изображение осеннего леса. Развивать воображение, творческие способности | |
II | Барельеф «Витамины» | Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | ||
III | «Гроздь винограда» (соед.техник и материала:пластелин ,цв бумага.) | Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, размазывать на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | ||
IV | «Листопад, листопад, листья желтые летят» (пластелинография) | Цель:учить размазывать пластилин на листочке .с помощью стеки делать прожилины на листьях. | ||
ноябрь | I | «Кораблик» (из скорл.гр ореха) | Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина. | |
II | «Черепашка» . Моделирование из яичных ячеек | Цель: учить разкрашивать заготовку, аккуратно наклеивать на заготовки мелкие детали прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук | ||
III | «Компот».Соединение техник и материалов(аппликация,рисование) | Цель: учить вырезать яблоки и наклеивать на банку. Развивать воображение, умение создавать композицию. дополняя ее деталями(банка компота стоит на столе, на окне и т д.) | ||
IV | «Угощение» Тестопластика с раскрашиванием | Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу. | ||
декабрь | I | «Снеговик» Аппликация из ваты | Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. | |
II | «Снегурочка» Аппликация из ваты | Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон . Развивать творческие способности. | ||
III | «Фонарик» Аппликация на основе цилиндра | Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию | ||
IV | «Гирлянда» Конструирование из полосок бумаги. | Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами. | ||
январь | I | «Подсолнух» Мозаика на пластилиновой основе | Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина | |
II | «Робот» из втулок туалетной бумаги | Цель: учить делать поделки из втулок, развивать аккуратность, творчество, воображение. | ||
III | «Сова» Моделирование из втулок туалетной бумаги. | Цель: развивать умение делать поделки из втулок, дополнять объект необходимымидеталями для выразительности образа | ||
IV | «Зайка» Моделирование из втулок туалетной бумаги. | Цель: развивать умение работать с втулками, обклеивать втулку бумагой и дополнять деталями .создавать образ зайца. | ||
февраль | I | «Цыплёнок» Аппликация из обрывков бумаги | Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы | |
II | «Рыбка» Аппликация из обрывков бумаги | Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями. | ||
III | «Зайка беленький» Аппликация из обрывков бумаги | Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями. | ||
IV | «Гусеница» Из ватных дисков | Цель: учит наклеивание ватных дисков друг к другу и дополнять изображение дорисовкой фломастерами | ||
март | I | «Мимоза» Аппликация из комочков бумаги | Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию | |
II | «Овечка» Аппликация из комочков бумаги | Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. | ||
III | «Собачка» Аппликация из ниток | Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. | ||
IV | «Котёнок с клубком» Аппликация из ниток | Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности. | ||
апрель | I | «Верба» Аппликация из семян тыквы | Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. | |
II | «Ромашка» Аппликация из семян тыквы | Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. | ||
III | «Железная дорога» Мозаика на пластилиновой основе | Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. | ||
IV | «Поезд» (коллективная работа) Конструирование из коробок с элементами аппликации | Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. | ||
май | I | «Гусеница» . Печатание на пластилиновой основе | Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа | |
II | «Неваляшка» Печатание на пластилиновой основе | Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями. | ||
III | «Красивое платье» Аппликация из ткани | Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | ||
IV | «Волшебный островок» Аппликация из ткани с дорисовкой | Цель: развивать логическое мышление, Применять в работе технологию соединение техник и материалов(ткань.фломастеры.мелки.гуашь) |
Используется литература :.
-Гин С.И. Мир фантазии. - Москва, 2001.
- Л.Б.Фесюкова М. Воспитываем и учим .Комплексные занятия с применением ТРИЗ для детей 4-7 лет Сфера 2014
-.Кудрякова И.Г,. Кузнецова В.В,. Пыстина Л.С «Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром». Учебное издание, Мозырь, 2003.
-Попко Е.А Технология творчества ТРИЗ Мозаика Синтез 2018г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...
Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы"
Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы" делала сама смотри мож кому пригодиться!...
Рабочая программа, перспективные планы для средней группы по программе "Детство"
Рабочая программа содержит следующие разделы: нормативно-правовые документы,психолого-педагогическая характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста,задачи воспитания ...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
Рабочая программа 2015/16 г. средняя группа на основе программы "От Рождения до школы "
В нашем саду ООП была выбрана программа под редакцией Вераксы "От Рождения до школы"Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детств...
Рабочая программа по ФГОС( примерная) средняя группа по программе "от рождения до школы"
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз-личные виды движений (бег, лазанье, пер...