"Неполная семья: особенности воспитания"
статья (младшая группа)
«Неполная семья: особенности воспитания»
Современная семья по отношению к детям призвана реализовать ряд функций, а именно обеспечивать процесс полоролевой социализации, развивать самосознание ребенка, моделировать образ будущей семьи, формировать жизненные ценности и ориентиры, способствовать успешной социализации и идентификации, развивать когнитивную компетентность ребенка, развивать его стрессоустойчивость.
Неполная семья указана как особый тип семьи в общей классификации семей, где в качестве основания выбрана структура семейной группы.
Неполной называется семья:
· разведенная (причина образования такой семьи – расторжение брака);
· внебрачная (семья образовалась вследствие рождения ребенка при незарегистрированном браке);
· осиротевшая (образовалась в результате смерти одного из родителей);
· распавшаяся (семья возникает вследствие лишения одного из родителей родительских прав, распада семьи без развода и раздельного проживания родителей).
Сегодня существует достаточно представительский список исследований, в которых отмечена прямая зависимость между структурой семьи, внутрисемейными отношениями и социализацией детей.
Памятка для родителей!
- Говорите с ребенком и слушайте его!
Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
- Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
- Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
- Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
- Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
- Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
- Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.
- Воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная.
- Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.
- В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.
- Что делать?
- Итак, что же предпринять родителю, самостоятельно растящему ребенка, чтобы помочь ребенку и себе быть счастливыми и благополучными?
- · Обеспечьте себе внешнюю поддержку. Старайтесь общаться с теми людьми, которые поддерживают ваше решение самостоятельно вырастить ребенка. Общайтесь с другими самостоятельными родителями – у многих из них есть обширный опыт решения «типовых» проблем в такой семье. Принимайте комплименты – вы делаете большое, важное дело.
- · Будьте поддержкой самому себе. Ребенку не будет лучше оттого, что вы ругаете себя за ошибки. Отмечайте любые свои успехи, хвалите себя за все достижения, которых у вас наверняка немало. Свои трудности и неудачи просто принимайте к сведению – в следующий раз вы сделаете по-другому. Помните, что ошибки есть у всех, просто не все в этом признаются. Не стоит мучить себя размышлениями о том, «что было бы, если бы» - история не знает сослагательного наклонения. Вполне вероятно, что вы сделали наилучший выбор из возможных на тот момент.
- · Признавайте ваши чувства по отношению к вашему партнеру – отцу или матери ребенка. Вероятно, вы разгневаны; скорее всего, для вашего гнева есть все основания. Бросить своего ребенка, даже не родившегося (а уж тем более родившегося) – безответственный поступок. Возможно, вы также опечалены из-за расставания с человеком, которого вы любили. Не стоит подавлять эти чувства, делая вид, что их нет. В то же время очень важно не транслировать эти чувства ребенку. При возможности стоит обратиться за профессиональной психологической помощью к психотерапевту или семейному психологу, который поможет вам осознать и выразить свои чувства так, чтобы не было необходимости выливать их на ребенка (или раздражаться из-за того, что ребенок похож на второго родителя).
- · Для ребенка принципиально важно знать, что оба его родителя были в чем-то «хорошими», ведь ребенок – плод их обоих. Любая тайна и отрицание («твой папа был летчиком и погиб на задании» – традиционная ложь советских времен; объявление второго родителя умершим, скрывание информации о нем) действуют на ребенка разрушительно. Подозревая ложь или существенные недомолвки, он может предполагать худшее; не имея возможности поговорить открыто о тайне своего появления на свет, он испытывает хроническую тревогу, что не способствует психологическому благополучию. Если вам есть что сказать хорошего о другом родителе, ребенку необходимо рассказать об этом. «Мама была красивая»; «папа хорошо пел и играл на гитаре». Если отсутствующий родитель поступал безответственно или даже жестоко, для ребенка это лучше преподнести как слабость, неспособность быть родителем (что, в общем, недалеко от истины): «Папа был красивый и талантливый, но слишком молодой и слабый, он побоялся, что у него не хватит сил на семью». Когда ребенок подрастет, он наверняка сумеет составить собственное суждение о поступке своего второго родителя (и, скорее всего, будет чувствовать гнев), а маленькому ребенку необходима вера в то, что оба человека, создавшие его, хоть в чем-то были достойны любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nepolnaya_semya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Неполная семья: особенности воспитания»
Современная семья по отношению к детям призвана реализовать ряд функций, а именно обеспечивать процесс полоролевой социализации, развивать самосознание ребенка, моделировать образ будущей семьи, формировать жизненные ценности и ориентиры, способствовать успешной социализации и идентификации, развивать когнитивную компетентность ребенка, развивать его стрессоустойчивость.
Неполная семья указана как особый тип семьи в общей классификации семей, где в качестве основания выбрана структура семейной группы.
Неполной называется семья:
· разведенная (причина образования такой семьи – расторжение брака);
· внебрачная (семья образовалась вследствие рождения ребенка при незарегистрированном браке);
· осиротевшая (образовалась в результате смерти одного из родителей);
· распавшаяся (семья возникает вследствие лишения одного из родителей родительских прав, распада семьи без развода и раздельного проживания родителей).
Сегодня существует достаточно представительский список исследований, в которых отмечена прямая зависимость между структурой семьи, внутрисемейными отношениями и социализацией детей.
Памятка для родителей!
- Говорите с ребенком и слушайте его!
Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
- Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
- Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
- Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
- Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
- Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
- Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.
- Воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная.
- Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.
- В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.
- Что делать?
- Итак, что же предпринять родителю, самостоятельно растящему ребенка, чтобы помочь ребенку и себе быть счастливыми и благополучными?
- · Обеспечьте себе внешнюю поддержку. Старайтесь общаться с теми людьми, которые поддерживают ваше решение самостоятельно вырастить ребенка. Общайтесь с другими самостоятельными родителями – у многих из них есть обширный опыт решения «типовых» проблем в такой семье. Принимайте комплименты – вы делаете большое, важное дело.
- · Будьте поддержкой самому себе. Ребенку не будет лучше оттого, что вы ругаете себя за ошибки. Отмечайте любые свои успехи, хвалите себя за все достижения, которых у вас наверняка немало. Свои трудности и неудачи просто принимайте к сведению – в следующий раз вы сделаете по-другому. Помните, что ошибки есть у всех, просто не все в этом признаются. Не стоит мучить себя размышлениями о том, «что было бы, если бы» - история не знает сослагательного наклонения. Вполне вероятно, что вы сделали наилучший выбор из возможных на тот момент.
- · Признавайте ваши чувства по отношению к вашему партнеру – отцу или матери ребенка. Вероятно, вы разгневаны; скорее всего, для вашего гнева есть все основания. Бросить своего ребенка, даже не родившегося (а уж тем более родившегося) – безответственный поступок. Возможно, вы также опечалены из-за расставания с человеком, которого вы любили. Не стоит подавлять эти чувства, делая вид, что их нет. В то же время очень важно не транслировать эти чувства ребенку. При возможности стоит обратиться за профессиональной психологической помощью к психотерапевту или семейному психологу, который поможет вам осознать и выразить свои чувства так, чтобы не было необходимости выливать их на ребенка (или раздражаться из-за того, что ребенок похож на второго родителя).
- · Для ребенка принципиально важно знать, что оба его родителя были в чем-то «хорошими», ведь ребенок – плод их обоих. Любая тайна и отрицание («твой папа был летчиком и погиб на задании» – традиционная ложь советских времен; объявление второго родителя умершим, скрывание информации о нем) действуют на ребенка разрушительно. Подозревая ложь или существенные недомолвки, он может предполагать худшее; не имея возможности поговорить открыто о тайне своего появления на свет, он испытывает хроническую тревогу, что не способствует психологическому благополучию. Если вам есть что сказать хорошего о другом родителе, ребенку необходимо рассказать об этом. «Мама была красивая»; «папа хорошо пел и играл на гитаре». Если отсутствующий родитель поступал безответственно или даже жестоко, для ребенка это лучше преподнести как слабость, неспособность быть родителем (что, в общем, недалеко от истины): «Папа был красивый и талантливый, но слишком молодой и слабый, он побоялся, что у него не хватит сил на семью». Когда ребенок подрастет, он наверняка сумеет составить собственное суждение о поступке своего второго родителя (и, скорее всего, будет чувствовать гнев), а маленькому ребенку необходима вера в то, что оба человека, создавшие его, хоть в чем-то были достойны любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат: "Воспитание детей в неполной семье. Патриотическое воспитание."
Материал очень актуален для настоящегог времени....
«Неполная семья: особенности воспитания»
Современная семья по отношению к детям призвана реализовать ряд функций, а именно обеспечивать процесс полоролевой социализации, развивать самосознание ребенка, моделировать образ будущей семьи, форми...
Консультация на тему: «Неполная семья. Особенности воспитания»
Консультация на тему:«Неполная семья. Особенности воспитания»...
Консультация для воспитателей "Неполная семья. Особенности воспитания!
Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчит...
Консультация для родителей «Неполная семья: особенности воспитания»
laquo;Неполная семья: особенности воспитания»Современная семья по отношению к детям призвана реализовать ряд функций, а именно обеспечивать процесс полоролевой социализации, развивать самосозна...
Неполные семьи. Особенности воспитания
quot;Неполные семьи. Особенностивоспитания"...
Консультация "Неполная семья. Особенности воспитания"
В традиционном понятии семья – это папа и мама, дети, близкие родственники. Неполная семья характеризуется отсутствием одного из родителей (чаще отца)....