Рабочая програма "Развитие речи" младшая группа
рабочая программа (младшая группа)

Рязанцева Людмила Викторовна

Рабочая программа "Развитие речи" младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshaya_gruppa.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»

                                

Согласовано  на заседании педагогического                                         Утверждено

                                                                                                                    приказом  заведующего по                                              

совета МАДОУ детского сада «Солнышко»                                         МАДОУ  детскому саду        

                                                                                                                    «Солнышко»

протокол № _от «___» ___________ 2020 г.                                        №  __ от «___» _______ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область

«Речевое развитие»

Модуль

«Развитие речи»

(младшая группа, второй год обучения)

на 2020 – 2021 учебный год

Разработчик: Рязанцева Л.В.

п. Коврово

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

Страницы

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения модуля

3. Содержание модуля

4.  Календарно-тематическое планирование

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

3

3

3

4

6

1.Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по «Развитию речи»  для детей 3-4 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад «Солнышко», и составлена на основе использования образовательной программы  дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с  Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Цели: Создание благоприятных условий для полноценного развития детей младшего  дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Задачи:

  • Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

  • Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

  • Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

  • Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

  • Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

  • Развивать   умение   воспроизводить   ритм   стихотворения, правильно   пользоваться       речевым дыханием.

  • Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

2. Планируемые результаты освоения модуля

К четырем годам ребенок:

  • С удовольствием вступает в речевоеобщение со знакомыми взрослыми:

понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые

распространенные предложения;

  • проявляет  речевую активность вобщении со сверстником; здоровается и

прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;

  • по вопросам составляет по картинкерассказ из 3-4 простых предложений;

называет предметы и объекты ближайшего окружения;

  • речь эмоциональна, сопровождаетсяправильным речевым дыханием;
  • узнает содержание прослушанныхпроизведений по иллюстрациям,

эмоционально откликается на него;

  • совместно со взрослым пересказываетзнакомые сказки, читает короткие стихи.

3. Содержание модуля

Владение речью как средством общения и культуры.

Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова.

Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения:приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Освоение умений диалогической речи:отвечать навопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)

Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает.

Обогащение активного словаря.

Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся,

бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши.

Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие        звуковой     и     интонационной     культуры     речи,

фонематического слуха. Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра – у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с).

Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Раздел «Владение речью как средством общения и культуры.»

7

Тема: «Кто гуляет на полянке».

Цель:  Учить детей запоминать героев, гуляющих на полянке, четко воспроизводить их имена; учить повторять речевые образы за воспитателем.

1

Тема: «Вот летят пушинки, белые снежинки»

Цель: учить детей отгадывать загадки о снеге и снежинках. Рассказать о свойствах снега.

1

Тема: «Рассматривание картины «Зимой на прогулке»

Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; учить составлять рассказ по схеме.

1

Тема:  «Здравствуй лес!»

Цели: Познакомить детей с некоторыми видами деревьев, помочь детям соотнести текст стихотворения с изображением деревьев.

1

Тема:«Раз, два, три, четыре, пять-очень любим мы играть!»

Цели: Учить детейразвивать внимание, сообразительность, речевую активность.

1

Тема: «Что я знаю о дожде»

Цель: Учить слушать небольшое по объему литературное произведение; активизировать словарный запас детей.

1

Тема: «Чтение детям сказки «Телефон» К.Чуковского»

Цели: Учить читать выразительно сказку, помочь детям запомнить диалоги автора со слоном, с крокодилом, зайчатами, мартышками, цаплями.

1

Раздел «Развитие связной, грамматически правильной

диалогическойи монологической речи.»

4

Тема: «Составление описательного рассказа «Что растет на грядке».

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ, отгадывать загадки.

1

Тема: «Беседа по картине «Слепили снеговика»

 Цели: Учить детей анализировать картину, развивать у детей наблюдательность, речь.

1

Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Цель:Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей.

1

Тема: Игра-драматизация «Мы в лесу построим дом»

Цели: Учить детей составлению описательного рассказа; учить подражать звукам и движениям персонажей.

1

Раздел «Обогащение активного словаря»

3

Тема: «Путешествие на волшебном поезде»

Цель: Учить детей запоминать слова песни «Поезд», помочь детям понять, что животные «разговаривают» по-своему.

1

Тема: «Как спасаются звери от стужи зимой»

 Цель: Учить детей отвечать на вопросы предложениями, образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных.

1

Тема: «Встречаем весну»

Цель: Уточнить знания детьми времен года, примет весны; развивать творческое воображение.

1

Раздел «Знакомство с книжной культурой, детской литературой»

3

Тема: «Сорока, сорока …»

Цели:  Показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек; обогатить речь ребенка.

1

Тема: «Чтение стихотворения Е.Благининой «Аленушка»

 Цели: Учить детей внимательно слушать литературное произведение, запоминать отдельные слова, фразы.

1

Тема: Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка».

Цель: Познакомить дошкольников со сказкой «Рукавичка», учить эмоционально воспринимать содержание сказки.

1

Раздел «Развитие        звуковой     и     интонационной     культуры     речи, фонематического слуха

1

18.

Тема: «Домик для язычка».

Цели: познакомить детей с функцией речевых органов-языка и зубов.

1

Всего

18

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

№ п\п

Наименование

Имеется в наличии

(количество, шт.)

Оборудование  

1.

Ноутбук LENOVO

1

2

Экран IQ Board

1

3

Проектор EPSON

1

4

Музыкальный центр Sony

1

5

Колонки CREATIVE

1

6

Мольберт

1

9

Детский планшет

5

11

Конструктор "Робототехника"

3

12

Говорящая ручка

1

Мебель

13

Стул ученический

25

14

Стол ученический многоместный

5

15

Стул офисный

1

16

Стол угловой с тумбой

1

Средства обеспечения освоения программы

Аудио- и видео - пособия

17

«Буквария – обучение чтению» ПМК

1

18.

«Готовим детей к школе» ПМК

1

19.

«Сделай сам: задания,тесты,игры» (проектная деятельность) ПМК

1

20.

«Пальчиковые игры» Е. Железновой

1

Методическое обеспечение группы

Оборудование центров в соответствии с требованиями  ФГОС

21.

Беседы по картинкам. Пословицы и поговорки. ФГОС ДО , Шорыгина Т.

1

5.2. Список литературы

  1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 528 с.
  2. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 272 с.
  3. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по развитию речи», Ц.Т. «Учитель» Ц.Т. «Учитель» 2016 г.
  4. Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова «Рабочая программа воспитателя» - ежедневное планирование по программе «Детство» (младшая группа) / « Конспекты интегрированных занятий» А.В. Аджи А.В. Аджи, Ц.Т. «Учитель», 2016 г.
  5.  А.И. Пазухина «Давайте поиграем»,  Издательство  «Детство», 2016 г.
  6. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3 - 5 лет», Творческий центр. Москва, 2015 г.
  7. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», Сфера 2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы № 12. Средняя группа

РАБОЧАЯУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы ОРН № 12...

Рабочая программа воспитателя группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей группы раннего возраста (1,5-3года)

Программа для детей  группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)

В пособии представлена модель рабочей  программы  деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...

Рабочая программа разновозрастной группы (5-7 лет)группы "Родничок"

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...