Рабочая програма "Развитие речи" младшая группа
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа "Развитие речи" младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_mladshaya_gruppa.docx | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»
Согласовано на заседании педагогического Утверждено
приказом заведующего по
совета МАДОУ детского сада «Солнышко» МАДОУ детскому саду
«Солнышко»
протокол № _от «___» ___________ 2020 г. № __ от «___» _______ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область
«Речевое развитие»
Модуль
«Развитие речи»
(младшая группа, второй год обучения)
на 2020 – 2021 учебный год
Разработчик: Рязанцева Л.В.
п. Коврово
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание разделов | Страницы |
1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения модуля 3. Содержание модуля 4. Календарно-тематическое планирование 5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности | 3 3 3 4 6 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - Программа) по «Развитию речи» для детей 3-4 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад «Солнышко», и составлена на основе использования образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Цели: Создание благоприятных условий для полноценного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи:
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
2. Планируемые результаты освоения модуля
К четырем годам ребенок:
- С удовольствием вступает в речевоеобщение со знакомыми взрослыми:
понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые
распространенные предложения;
- проявляет речевую активность вобщении со сверстником; здоровается и
прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;
- по вопросам составляет по картинкерассказ из 3-4 простых предложений;
называет предметы и объекты ближайшего окружения;
- речь эмоциональна, сопровождаетсяправильным речевым дыханием;
- узнает содержание прослушанныхпроизведений по иллюстрациям,
эмоционально откликается на него;
- совместно со взрослым пересказываетзнакомые сказки, читает короткие стихи.
3. Содержание модуля
Владение речью как средством общения и культуры.
Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова.
Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения:приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Освоение умений диалогической речи:отвечать навопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)
Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.
Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает.
Обогащение активного словаря.
Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся,
бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши.
Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха. Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра – у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с).
Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | |
Раздел «Владение речью как средством общения и культуры.» | 7 | ||
Тема: «Кто гуляет на полянке». Цель: Учить детей запоминать героев, гуляющих на полянке, четко воспроизводить их имена; учить повторять речевые образы за воспитателем. | 1 | ||
Тема: «Вот летят пушинки, белые снежинки» Цель: учить детей отгадывать загадки о снеге и снежинках. Рассказать о свойствах снега. | 1 | ||
Тема: «Рассматривание картины «Зимой на прогулке» Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; учить составлять рассказ по схеме. | 1 | ||
Тема: «Здравствуй лес!» Цели: Познакомить детей с некоторыми видами деревьев, помочь детям соотнести текст стихотворения с изображением деревьев. | 1 | ||
Тема:«Раз, два, три, четыре, пять-очень любим мы играть!» Цели: Учить детейразвивать внимание, сообразительность, речевую активность. | 1 | ||
Тема: «Что я знаю о дожде» Цель: Учить слушать небольшое по объему литературное произведение; активизировать словарный запас детей. | 1 | ||
Тема: «Чтение детям сказки «Телефон» К.Чуковского» Цели: Учить читать выразительно сказку, помочь детям запомнить диалоги автора со слоном, с крокодилом, зайчатами, мартышками, цаплями. | 1 | ||
Раздел «Развитие связной, грамматически правильной диалогическойи монологической речи.» | 4 | ||
Тема: «Составление описательного рассказа «Что растет на грядке». Цель: Учить детей составлять описательный рассказ, отгадывать загадки. | 1 | ||
Тема: «Беседа по картине «Слепили снеговика» Цели: Учить детей анализировать картину, развивать у детей наблюдательность, речь. | 1 | ||
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель:Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей. | 1 | ||
Тема: Игра-драматизация «Мы в лесу построим дом» Цели: Учить детей составлению описательного рассказа; учить подражать звукам и движениям персонажей. | 1 | ||
Раздел «Обогащение активного словаря» | 3 | ||
Тема: «Путешествие на волшебном поезде» Цель: Учить детей запоминать слова песни «Поезд», помочь детям понять, что животные «разговаривают» по-своему. | 1 | ||
Тема: «Как спасаются звери от стужи зимой» Цель: Учить детей отвечать на вопросы предложениями, образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных. | 1 | ||
Тема: «Встречаем весну» Цель: Уточнить знания детьми времен года, примет весны; развивать творческое воображение. | 1 | ||
Раздел «Знакомство с книжной культурой, детской литературой» | 3 | ||
Тема: «Сорока, сорока …» Цели: Показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек; обогатить речь ребенка. | 1 | ||
Тема: «Чтение стихотворения Е.Благининой «Аленушка» Цели: Учить детей внимательно слушать литературное произведение, запоминать отдельные слова, фразы. | 1 | ||
Тема: Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка». Цель: Познакомить дошкольников со сказкой «Рукавичка», учить эмоционально воспринимать содержание сказки. | 1 | ||
Раздел «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | 1 | ||
18. | Тема: «Домик для язычка». Цели: познакомить детей с функцией речевых органов-языка и зубов. | 1 | |
Всего | 18 |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п\п | Наименование | Имеется в наличии (количество, шт.) | |||
Оборудование | |||||
1. | Ноутбук LENOVO | 1 | |||
2 | Экран IQ Board | 1 | |||
3 | Проектор EPSON | 1 | |||
4 | Музыкальный центр Sony | 1 | |||
5 | Колонки CREATIVE | 1 | |||
6 | Мольберт | 1 | |||
9 | Детский планшет | 5 | |||
11 | Конструктор "Робототехника" | 3 | |||
12 | Говорящая ручка | 1 | |||
Мебель | |||||
13 | Стул ученический | 25 | |||
14 | Стол ученический многоместный | 5 | |||
15 | Стул офисный | 1 | |||
16 | Стол угловой с тумбой | 1 | |||
Средства обеспечения освоения программы Аудио- и видео - пособия | |||||
17 | «Буквария – обучение чтению» ПМК | 1 | |||
18. | «Готовим детей к школе» ПМК | 1 | |||
19. | «Сделай сам: задания,тесты,игры» (проектная деятельность) ПМК | 1 | |||
20. | «Пальчиковые игры» Е. Железновой | 1 | |||
Методическое обеспечение группы Оборудование центров в соответствии с требованиями ФГОС | |||||
21. | Беседы по картинкам. Пословицы и поговорки. ФГОС ДО , Шорыгина Т. | 1 |
5.2. Список литературы
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 528 с.
- Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 272 с.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по развитию речи», Ц.Т. «Учитель» Ц.Т. «Учитель» 2016 г.
- Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова «Рабочая программа воспитателя» - ежедневное планирование по программе «Детство» (младшая группа) / « Конспекты интегрированных занятий» А.В. Аджи А.В. Аджи, Ц.Т. «Учитель», 2016 г.
- А.И. Пазухина «Давайте поиграем», Издательство «Детство», 2016 г.
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3 - 5 лет», Творческий центр. Москва, 2015 г.
- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», Сфера 2016 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы № 12. Средняя группа
РАБОЧАЯУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы ОРН № 12...
Рабочая программа воспитателя группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей группы раннего возраста (1,5-3года)
Программа для детей группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Воспитателя группы № 6 « Гномики» Вторая младшая группа
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)
В пособии представлена модель рабочей программы деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...
Рабочая программа разновозрастной группы (5-7 лет)группы "Родничок"
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...