Семинар для педагогов "Активные методы обучения и их классификация"
учебно-методический материал
Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы.
Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность.
Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует появлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.
И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_amo.docx | 545 КБ |
seminar_amo.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»
«Активные методы обучения и их классификация»
Семинар для педагогов.
Подготовил: Морозова А.С.
Излучинск,2019
СЛАЙД №2
Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы.
Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность.
Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
СЛАЙД№3
Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует появлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.
И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам. Что же такое активный метод обучения?
СЛАЙД№4
Активные методы обучения- это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения знаний.
СЛАЙД№5
Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и самообразования личности ребенка на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.
СЛАЙД№6
Таким образом, активные методы обучения (АМО)- методы, стимулирующие познавательную деятельность ребенка. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности детей.
СЛАЙД№7
К активным методам обучения относятся:
- Проблемные ситуации
- Обучение через деятельность
- Групповая и парная работа
- Деловые игры
- Театрализация и драматизация
- «Мозговой штурм»
- Метод проектов
- Методы удивления, любования, уверенности, успеха
- Метод эвристических вопросов
- Игровое проектирование
- Моделирование
- Исследовательский метод и другие
Рассмотрим на примере некоторые из них.
СЛАЙД №8
Метод проектов –это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях.
Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.
СЛАЙД№9
Релаксация- цель данного метода-повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия.
Как правило, это может быть физкультминутка или подвижная игра.
СЛАЙД№10
Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации.
Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи.
Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.
СЛАЙД№11
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.
Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению ожиданий и опасений в занятии и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников занятия в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.
СЛАЙД№12
Моделирование- Наглядно-практический метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а так же абстрактного мышления. В основе моделирования лежит принцип замещения-реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. (глобус, аквариум, геометрические фигуры, полоски и т.д.)
СЛАЙД№13
Метод любования- это эмоциональная форма усвоения нового.
Под музыку П.И. Чайковского прочитать стихотворение «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, затем любоваться с детьми зимними пейзажами, восхищаться красотой русской природы.
СЛАЙД№14
Исследовательский метод- Метод обучения, направленный на освоение обучающимися всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей.
Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
СЛАЙД№15
У активных методов обучения есть свои отличительные особенности:
-групповая форма организации работы участников образовательного процесса
-использование деятельностного подхода к обучению
-практическая направленность деятельности участников образовательного процесса
-игровой и творческий характер обучения
-использование знаний и опыта детей
-активизация в процессе обучения всех органов чувств
-рефлексия процесса обучения его участниками.
-включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога.
СЛАЙД№16
АМО-отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:
-активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения.
СЛАЙД№17
-активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения.
СЛАЙД№18
С помощью АМО можно развивать способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.
СЛАЙД№19
Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности, накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.
СЛАЙД №20
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует появлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.
Активные методы обучения- это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения знаний.
Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и самообразования личности ребенка на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.
Таким образом, активные методы обучения (АМО )- методы, стимулирующие познавательную деятельность ребенка. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о . характеризуются высоким уровнем активности детей. Л.С.Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.
К активным методам обучения относятся: Проблемные ситуации Обучение через деятельность Групповая и парная работа Деловые игры Театрализация и драматизация «Мозговой штурм» Метод проектов Методы удивления, любования, уверенности, успеха Метод эвристических вопросов Игровое проектирование Моделирование Исследовательский метод и другие
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.
Релаксация - цель данного метода-повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка или подвижная игра.
Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель- организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Моделирование- Наглядно-практический метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а так же абстрактного мышления . В основе моделирования лежит принцип замещения-реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. (глобус, аквариум, геометрические фигуры, полоски и т.д.)
Метод любования- это эмоциональная форма усвоения нового. Под музыку П.И. Чайковского прочитать стихотворение «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, затем любоваться с детьми зимними пейзажами, восхищаться красотой русской природы.
Исследовательский метод- Метод обучения, направленный на освоение обучающимися всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
У активных методов обучения есть свои отличительные особенности: -групповая форма организации работы участников образовательного процесса -использование деятельностного подхода к обучению -практическая направленность деятельности участников образовательного процесса -игровой и творческий характер обучения -использование знаний и опыта детей -активизация в процессе обучения всех органов чувств -рефлексия процесса обучения его участниками. -включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога.
АМО- отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: -активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения.
Развивают партнерские отношения Повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки Обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях ребенка.
С помощью АМО можно развивать способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.
Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности, накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
Классификация практических методов обучения плаванию. Характеристика соревновательного и игрового метода обучения плаванию.
методы обучения плаванию...
Памятка для воспитателей "Классификация методов Обучения"
Классификация методов обучения в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста...
Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация
У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...
Буклет «Классификация методов обучения»
материал для воспитателей...
Классификация методов обучения
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнен...
Классификация методов обучения
Консультация для педагогов...