Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте
материал (младшая группа)

Гайнетдинова Гелине Халимовна

Ранний период жизни ребенка чрезвычайно важен во всех отношениях. Педагоги и психологи считают ранний возраст не только благоприятным для развития основных способностей и черт характера ребенка, но и существенным в формировании будущего читателя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте


Ранний период жизни ребенка чрезвычайно важен во всех отношениях. Педагоги и психологи считают ранний возраст не только благоприятным для развития основных способностей и черт характера ребенка, но и существенным в формировании будущего читателя.

Как правило, художественное слово сопутствует ребенку уже с первых месяцев его жизни. В семье, в детском учреждении ему напевают колыбельные песенки, что действует на малыша успокаивающе. Колыбельные - неизменные спутники первых лет жизни ребенка.

 Во время игры взрослые разговаривают с ним, включая в свою речь образные выражения прибауток, потешек, стихов. Ребенок, удовлетворяя свою потребность в движении, подпрыгивает, сидя на коленях у взрослого, который при этом ритмично приговаривает строчки народной потешки «Скок-поскок…». Внимательные родители и воспитатели никогда не будут заниматься с ребенком молча, а разговаривают с ним, часто используя при этом образы сказок, детские стихи, песенки. Вначале ребенок не понимает, да и не может понять произносимых взрослым слов. Однако это не исключает их воспитательной значимости. Не понимая еще значения того, что ему читают, ребенок различает интонации, сочетания звуков, чувствует ритм.

А, по мнению исследователей, ритм облегчает жизнь, делает ее упорядоченной. Положительная эмоциональная отзывчивость детей на ритм, рифму, интонацию позволяет сделать вывод, что художественное слово воздействует на них уже в раннем возрасте. Эту отзывчивость необходимо поощрять. Ведь если у ребенка ежедневно будут на слуху песенки, потешки, прибаутки, он начнет их запоминать, проговартвать сначала отдельные слова, стоящие в конце строки, потом весь текст. Таким образом, речь малыша станет богаче, образнее, ярче. Если в группе звучит образная речь, то даже у самых маленьких она находит отклик. Например, кошечку малыш может ласково назвать «котенька-коток», прилетевшую птичку сороку – «сорокой-белобокой», на воробья малыш может сказать – «птичка-невеличка» и т.д.

Читая стихи, песенки, потешки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает их подражать звукосочетаниям и словам текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с художественной литературой детей раннего возраста

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.Художественная литература открывает и объявля...

Консультация для воспитателей Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте

Особую роль в формировании человека, в определении им положительных стратегий жизнедеятельности играет среди других средств книга, которая представляет собой не просто артефакт народной истории и куль...

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"

В материале представлены основные задачи приобщения малышей 2-3 лет к чтению художественной литературы. Дополнением является рекомендованный список литературы....

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"

Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"...

Картотека ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст,запоминать отдельные слова и фразы ,проговаривать их. Координировать движения (показывать руками)со словами потешки. Развивать слух и зрительное ...

Консультация для родителей Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте

Ранний период жизни ребенка чрезвычайно важен во всех отношениях.Педагоги и психологи считают ранний возраст не только благоприятным для развития основных способностей и черт характера ребенка, но и с...