Работа с детьми ОВЗ
методическая разработка (средняя группа)
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
- Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
- Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.docx | 53.98 КБ |
igry_na_razvitie_myshleniya.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ
С ДЕТЕЙ С ОВЗ
(младший и средний возраст)
Цель: развитие сенсорно – моторной сферы, навыков коммуникативного и социального поведения, игровой и изобразительной деятельности.
Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известных специалистов по коррекционной работе М.Монтессори, Е. Стребелевой, А. Катаевой. Предлагаются методы формирования навыков социального поведения, игровой, трудовой и изобразительной деятельности.
ДЕРЕВО
дидактическая игра на развитие движений пальцев
Цель:
- Развивать мелкие движения рук.
- Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
- Развивать целенаправленность действий с предметами.
- Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
Оборудование:
Образец деревa на твердом картоне, выполненный из этих же частей (части соединяются между собой, различные по форме и цвету).
Ход игры: Педагог показывает образец с изображением дерева, рассматривает его с детьми, обращая внимание на отдельные части, крону, листья и плоды на дереве, ствол, траву, растущую под деревом. Объясняет, что листва располагается наверху, на дереве растут плоды, из земли растет трава и стол дерева. Потом педагог показываем, как сделать такое же дерево, составляя его из отдельных частей. Педагог предлагает детям сделать такое же, раздавая комплект частей.
ВЕСЕЛОЕ РИСОВАНИЕ
коррекционная игра на развитие мелкой моторики рук
Цель:
- Развитие дифференцированных движений пальцев рук.
- Развитие творческого воображения.
- Воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.
Оборудование: Плотная картонная коробка с темным фоном на дне; манка, покрывающая дно коробки тонким слоем.
Ход игры:
Педагог показывает детям коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Работа проводится индивидуально, при этом возможно рисование по образцу, совместное рисование, свободное творчество.
МОЙ ДРУГ, ЦЫПЛЕНОК
коррекционная игра на развитие умения
вступать в контакт с окружающими
Цель:
- Развитие кинестетических ощущений.
- Развитие умения сотрудничать со взрослым, вступать с ним в контакт.
- Учить преодолевать брезгливость (к краскам)
Оборудование: Цветные краски с кисточкой, игрушечные цыплята.
Ход игры: Педагог показывает ребенку цыплят, говорит, что они пришли к ним в гости и хотят, чтобы их угостили зернышками. Так как цыплята очень маленькие они привыкли клевать зернышки с ладони, и педагог предлагает нарисовать красками на ладони зернышки и накормить цыплят. В ходе игры педагог подбадривает и хвалит ребенка.
ПОДОКОННИК С ЦВЕТАМИ
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
- Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах.
- Развивать внимание и воображение.
- Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
- Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование: На сюжетной картинке «Подоконник с цветами» под бутонами тюльпанов закреплены кусочки липучек, также как и на обратной стороне бутонов, поэтому бутоны тюльпанов имеют свойство вкладок. На каждом бутоне для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.
Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком). В начале, ребенок рассматривает целую картинку «Подоконник с цветами», заполненную вкладками с изображением бутонов тюльпанов, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает бутоны, держась за кольцо вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки бутонов тюльпанов на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании бутонов, то педагог указывает на контур бутонов и показывает в сравнении контур и изображение бутона тюльпана. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание за колечко и их правильное помещение в цветочный горшочек с помощью липучек.
ТЕТРИС
коррекционное упражнение на развитие логического мышления
Цель:
- Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами.
- Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
- Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.
Оборудование: Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной и квадратной формы различных размеров и цветов.
Ход упражнения: Педагог показывает рамку – вкладыш и объясняет, что в окошках живут «жители» - геометрические фигуры. Чтобы закрыть все окошки, необходимо правильно разместить фигурки, не оставляя в окошках пустых мест. Педагог помогает складывать, показывая метод проб и ошибок, а также обращает внимание детей на правильное расположение фигурок, при этом постоянно одобряя действия ребенка.
БАБОЧКА
дидактическая игра на развитие движений пальцев
Цель:
- Учить детей застегивать пуговицы.
- Развивать мелкие движения рук.
- Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
- Развивать целенаправленность действий с предметами.
- Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
- Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.
Оборудование: Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела бабочки, обшитые цветной тесьмой, целая фигурка бабочки, выполненная из этих же частей (части соединяются с помощью пуговиц различной формы).
Ход игры: Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с детьми, обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать точно такую же бабочку. Дети постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом дети могут поиграть с бабочками.
НАЙДИ МАМЕ ДЕТОК
дидактическая игра на развитие слухового восприятия
Цель:
- Расширять и уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизни животных.
- Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора.
- Учить опознавать животных по рассказу педагога.
Оборудование: Большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т.п.; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры: Детям раздают большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц. Педагог показывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает, кто на них нарисован, и в игровой форме учит подбирать маленькие карточки к большим. Возможны варианты: метод подбора животных друг к другу или нахождение соответствующих животных по описанию.
ЗАМОК «МОЛНИЯ»
упражнение на развитие навыков самообслуживания
Цель:
- Учить детей застегивать замки – молнии.
- Развитие ручной умелости.
- Воспитание навыков самообслуживания.
- Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения рук.
- Учить различать цвета, ориентироваться в упражнении на цвет, как на значимый признак.
Оборудование: Плотный лист картона обшит тканью и на нем нашиты замки – молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие), качества (железные или пластмассовые)
Ход упражнения: В ходе упражнения педагог объясняет детям назначение замка – молнии и показывает, как им пользоваться. Вместе с детьми отрабатываются движения застегивания и расстегивания замка. Возможна отработка движений по словесной инструкции, когда педагог просит застегнуть замок синего цвета и т.п. При проведении упражнения каждое действие проговаривается: «Я застегиваю железный замок», «Я расстегиваю длинный пластмассовый замок синего цвета» и т.п.
КОРЗИНА С КОТЯТАМИ
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
- Формировать целостный образ предмета и активировать представления о предметах.
- Развивать внимание и воображение.
- Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
- Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
- Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий
Оборудование:
На плотном листе картона сюжетная картинка «Котята в корзинке». На сюжетной картинке под котятами закреплены кусочки липучек, также как и на обратной стороне котят, поэтому изображение котят в корзине имеют свойство вкладок. На каждом котенке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.
Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком)
В начале, ребенок рассматривает целую картинку «Котята в корзине», заполненную вкладками с изображением котят, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки котят на свои места. Если ребенок допускает ошибки при выкладывании котят, то педагог указывает на контур котят и показывает в сравнении контур и изображение котят. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание котят за колечко и их правильное помещение в корзину с помощью липучек.
ДОМАШНИЙ УГОЛОК
дидактическая игра на отработку жизненно практических навыков
Цель:
- Научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода: выключателем, розеткой и электровилкой, шпингалетами, крючками.
- Различать на слух понятия «включить – выключить», «открыть – закрыть», «защелкнуть» и т.д.
Оборудование: Вертикальный планшет со встроенными натуральными предметами домашнего обихода: выключатель, розетка и электровилка, шпингалеты, крючки, навесной замок.
Ход игры: Педагог показывает и рассказывает о назначении каждого из предметов домашнего обихода. Учит пользоваться ими, отрабатывает навыки, дает четкие инструкции: «Выключи свет»; «Отключи утюг»; «Закрой форточку» и т.п.
ОБВЕДИ, ДОРИСУЙ, ЗАШТРИХУЙ
коррекционное упражнение для подготовки руки к письму
Цель:
- Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изодеятельности.
- Учить дорисовывать, создавая образ.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Формировать целенаправленность деятельности и усидчивость в работе.
Оборудование: Наборы карточек с недорисованными предметами, с заданием провести горизонтальные линии, дорисовать рисунок и обвести его по контуру и т.п.
Ход упражнения: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Веселый карандаш» и с его помощью дорисовать предметы, обвести рисунки, буквы, заштриховать изображения различных предметов и т.п.
АКВАРИУМ
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
- Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого.
- Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
- Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование:
На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.
Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) Вначале ребенок рассматривает целую картинку «Аквариум», заполненную вкладками – рыбками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек.
БАНТЫ
дидактическая игра на отработку практических навыков
Цель:
- Развитие мелкой моторики рук и пальцев.
- Научить детей завязывать бантики или ленточки.
- Учить различать цвета и ориентироваться на цвет как на значимый признак.
- Формировать понятия «длинный – короткий»
Оборудование: Вертикальный лист, закрепленный на стене для более удобного использования; бантики или ленточки различных цветов и размеров, закрепленные на листе.
Ход игры: Педагог предлагает детям научиться завязывать бантики или ленточки, показывает, как это делать, каждому ребенку попробовать. Игра проводится поэтапно, пока ребенок не научится сначала завязывать у основания, затем складывать бантик или ленточку в двух руках и затем только делать основной узел.
ОДЕНЕМ КУКЛУ – НЕВОЛЯШКУ
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
- Учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.
- Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
- Соблюдать направление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывность линии).
- Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Оборудование: Картонный лист с изображением и в форме куклы – неваляшки, на головке неваляшки проделаны отверстия и закреплен шнурок синего цвета; на фартуке и юбке куклы – неваляшки проделаны отверстия и в них закреплены шнурки красного и зеленого цвета.
Ход игры: Педагог показывает фигурку куклы – неваляшки, рассматривает ее с детьми, обращает внимание на отдельные части одежды: платок, юбку и фартук. Педагог просит детей помочь одеть куклу – неваляшку. Педагог объясняет, как это сделать, кончик шнурка продевает в дырочку и прошнуровывает отдельно платочек, юбку, фартук. Дети выполняют данное задание по образцу, по подражанию, самостоятельно и по словесной инструкции.
НАРЯДНАЯ КУКОЛКА
дидактическая игра на отработку практических действий
Цель:
- Отрабатывать практические действия с предметами: ленточками, заколками, липучками, кнопками.
- Учить соотносить предметы в зависимости от их правильного местоположения.
- Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
- Развивать мелкую моторику.
Оборудование: Кукла, «гардероб» куклы – юбка из ленточек, заколки различных цветов и форм, завязки – резинки для косичек, бантики.
Ход игры: Педагог ставит куклу и говорит, что кукла хочет устроить праздник и просит ее нарядить – завязать ей красивые банты, «сшить» красивую юбку, приколоть заколки. Педагог показывает, что юбку можно «сшить» прикрепив на ее поясе разноцветные ленточки с помощью липучек, завязать бантики или завязки – резинки, приколоть заколки – зажимы. Ситуация обыгрывается. Когда кукла хочет только бантики, или только заколки и т.д.
ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКУ
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
- Учить брать мелкие предметы щепотью.
- Развивать координационные действия обеих рук.
- Развивать хватание и ручную моторику.
Оборудование: Мелкие предметы (бирюльки, сделанные из дерева – бутылочка, яичко, пирамидка, графинчик, шарик, грибок, бублик, кувшинчик. Ваза, жбан, чурючок, миска, волчок, молоточек, конус, цилиндр, куб, круг, маленький кувшинчик, квадрат, прямоугольник, пластинка, полусфера, полукруг); подносики, прозрачный сосуд.
Ход игры: Дети сидят за столами, перед каждым прозрачный сосуд, справа от него на небольшом подносике лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать также. При необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и как брать предметы. После того как дети соберут все предметы правой рукой, их высыпают на поднос, который переставляют к левой руке, теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
ЧУДО ГЕОМЕТРИЯ
дидактическая игра на практическое выделение формы и развитие воображения
Цель:
- Познакомить детей с основными геометрическими фигурами.
- Учить различению основных цветов.
- Учить составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
- Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
- Развивать фантазию и воображение.
Оборудование: Рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур из мягкого материала; различные фигурки основных цветов из такого же мягкого материала, что и сама рамка с держателями для удобного составления фигур.
Ход игры: Педагог перед ребенком выкладывает рамку – вкладыш и показывает геометрические фигуры, обращает внимание на цвет, форму и различные комбинации сбора этих геометрических фигур. Педагог объясняет, что для более удобного складывания фигур надо держаться за держатель, прикрепленный к каждой фигурке. Сначала педагог дает ребенку фигурки только к одной геометрической фигуре и предлагает угадать, как из них можно сложить целую фигурку. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях снова перейти к ограниченному количеству изображений.
ПОЛЯНКА
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
- Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах.
- Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
- Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
- Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: На плотном листе располагаются две рабочие зоны: на большей – фон для составления сюжета и прикрепленные к нему небольшие кусочки липучек различного цвета, но соответствующие цветам липучек на обратной стороне фигурок (солнышко, облака, бабочки), находящиеся во второй небольшой зоне, также прикрепленные на липучках. Количество липучек на обеих рабочих зонах – равное.
Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую картинку, заполненную прикрепленными фигурками, по возможности называет изображенные предметы. Затем взрослый убирает несколько фигурок и просит ребенка поместить их на соответствующие места.
СОБЕРИ ДОМИК
коррекционное упражнение на практическое выделение формы
Цель:
- Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами.
- Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
- Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
Оборудование: Две пластмассовые доски (на каждой 6 прорези) в форме домиков; пластмассовые фигурки различного цвета, по форме соответствующие прорезям.
Ход игры: Педагог кладет перед ребенком первый домик (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на нем нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы. Перемешивает их и просит ребенка снова составить из них целый домик, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Возможно обыгрывание различных вариантов: заселение жильцов в домики, ремонт домика, закрывание окошек и т.д.
НАЙДИ ШАРИКУ ДОМИК
практическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
- Развивать движения рук и целенаправленность действий.
- Формировать зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
- Учить различать цвета, ориентироваться в игре как на значимый признак.
- Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз.
- Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование: На плотном фанерном листе размещены и крепко закреплены: в левом верхнем углу листа большой стакан, в котором находятся 23 небольших шарика различного цвета, но соответствующего цветам 23 неглубоких баночек (красного, синего, желтого, зеленого), расположенных хаотично на фанерном листе; пинцет или щипцы для сахара.
Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) Педагог выставляет перед собой и ребенком игру и рассказывает, что в большом синем домике (большом стакане) находятся маленькие цветные шарики, которые хотят жить каждый в своем домике, а для этого им надо помочь найти свой домик. Педагог берет щипцы или пинцет, показывает, как удобнее брать шарики и раскладывает в соответствующие по цвету неглубокие баночки. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Игра сопровождается речевыми высказываниями: «Беру красный шарик и кладу его в красный домик», «Желтый шарик должен жить в желтом домике» и т.п.
СОЛНЫШКО
дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук
Цель:
- Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
- Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
- Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
- Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: Вырезанный из фанерного листа или оргалита круг на устойчивой подставке, раскрашенный как «Солнышко», по всему кругу распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.
Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением солнышка и объясняет, что солнышко это сказочный герой и состоит он из самого круга и лучиков, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять лучики к солнышку, чтобы оно лучше светило. Возможны следующие варианты игры: самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и размера прищепок; свободное творчество детей.
ЁЖИК
дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук
Цель:
- Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
- Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
- Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.
Оборудование: Вырезанный из картона ёжик, по всей спине распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.
Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек и состоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять иголки к ежику, чтобы он смог носить грибы и ягоды на иголках. Возможны следующие варианты игры: - самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; - выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и размера прищепок; - свободное творчество детей.
ПОЙМАЙ РЫБКУ
дидактическая игра на развитие движений кистей рук
Цель:
- Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
- Развивать положительное отношение к игре.
- Развивать внимание и ориентировку в пространстве.
- Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
- Учить различать понятия «большой – маленький» путем подбора и сравнения предметов.
Оборудование: 1вариант: аквариум, заполненный водой и пустой аквариум: пластмассовые рыбки различных цветов, видов, размеров; сачки. 2 вариант: аквариум, заполненный водой и пустой аквариум; пластмассовые рыбки различных цветов, видов, размеров с прикрепленными магнитами и кольцом для крючка; удочки с крючками или магнитами на конце лески.
Ход игры: Педагог показывает детям аквариум и рыбок и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком или удочкой в другой аквариум. Показывает, как это сделать. Потом предлагает детям стать ловкими и выполнить те же действия. Ребенок берет сачок или удочку ведущей рукой (правой или левой). Пойманных сачком или удочкой рыбок ребенок переносит в аквариум. Педагог обыгрывает игру, предлагает детям сначала поймать только маленьких рыбок, затем красного цвета и т.д.
ДОЖДЬ ИДЕТ
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
- Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
- Соблюдать направление движений по диагонали.
- Создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.
Оборудование: Картонный лист с изображением травки и грибка, на листах сверху закреплены две тесьмы, от каждой из них вниз по диагонали листа сделано по шесть отверстий, в которые продевается тесьма – «дождик»; все линии должны быть параллельны, фигурки зайчат (или других животных) из картона.
Ход игры: Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка (или другие животные). «Ой, пошел дождик», - говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детям листы картона, и они с его помощью выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: «опять дождик пошел, прячьте скорее своих зайчат (или других животных)». Раздает фигурки зайчиков (или других животных). Дети прячут их под грибками.
ПИРАМИДКА
коррекционное упражнение на развитие соотносящихся действий
Цель:
- Учить соотносить отверстия колец со стержнем.
- Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками.
- Формировать направленность действий и устойчивость внимания.
- Активизировать представления о цвете, закреплять названия цветов.
Оборудование: Пирамидки разной величины и формы.
Ход игры:
1 вариант: Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизывают в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.
2 вариант: Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР
дидактическая игра на восприятие цвета
Цель:
- Формировать положительное отношение к игре и учить ориентироваться в игре на цвет, как на значимый признак.
- Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
- Учить подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
Оборудование:
На плотных листах бумаги изображены орнаменты, состоящие из кругов различного цвета; цветные пластмассовые крышки, соответствующие цветам орнамента.
Ход игры:
Педагог расставляет перед собой и ребенком один из орнаментов и набор цветных крышек, обращая внимание на их одинаковость. Затем объясняет, как нужно собрать орнамент, чтобы он получился красивым рисунком. При этом педагог проговаривает: «Беру красную крышечку, кладу на красный кружочек». Ребенок самостоятельно может пробовать собрать орнамент, накладывая крышечку на кружочек, проговаривает: «Взял такой», или после примеривания «Взял не такой». В ходе игры педагог обязательно должен хвалить ребенка за правильный выбор цвета.
ПОСТРОИМ ДОМИК
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
- Учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.
- Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
- Соблюдать направление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывность линии).
- Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
- Создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.
Оборудование: Картонный лист с изображением и в форме домика, на крыше домика сверху закреплены два шнурка каждого цвета, от каждого из них вниз вдоль крыши по диагонали сделано четырнадцать отверстий, в которые продевается шнурок; вокруг окна вдоль ставен по диагонали сделаны отверстия и в них продевается шнурок коричневого цвета.
Ход игры: Педагог рассматривает с детьми домик, отдельно крышу, окно, заборчик. Могут обыгрываться различные ситуации: залатаем крышу, закроем ставни, построим заборчик. Варианты игры с использованием шнуровки: по образцу, по подражанию, по словесной инструкции, самостоятельно.
ПОКОРМИМ ЧЕЛОВЕЧКОВ
дидактическая игра на развитие движений пальцев
Цель:
- Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
- Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
- Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным видом хватания.
- Учить различать предметы по форме, цвету, назначению.
Оборудование: В коробке находится большое количество сухих горошин и фасоли, две плоские баночки с плотно закрытыми крышками, на которых нарисованы лица веселых человечков, у которых вместо рта прорези.
Ход игры: Педагог обыгрывает приход веселых человечков в гости к детям и предлагает детям покормить гостей. Затем педагог говорит, что мальчик любит фасоль, а девочка горох, и показывает, как правильно нужно покормить гостей. В ходе выполнения игровых действий педагог фиксирует в речи способ действия: «Покормим мальчика фасолью», «Покормим девочку горохом».
Предварительный просмотр:
«Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет»
Дружные фигурки
Цель: развить образное мышление, произвольную память.
Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.
Как играем: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.
Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много.
Пригласим на день рождения
Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно—образное мышление
Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.
Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.
Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.
Делим - собираем
Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)
Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.
Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?.
Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое.
Нужные вещи
Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей
Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?
Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка».
Заколдованные сказки
Цель: развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение
Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.
Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.
Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»
Игра «Дает корова. .»
Цель: развивать внимание, память.
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).
Как играем: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.
Игра «Сравнение величин»
Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.
Необходимый инвентарь: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.
Как играем: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.
Игра «Как же их отличить?»
Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.
Необходимый инвентарь: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).
Как играем: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Игры на снятие тревожности
«Драка»
Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук
Как играем: «Дети, представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите к кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
«Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц
Как играть: Ребята разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, после 2 - выпрямилось туловище, 3 – поднимается голова, 4 – надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются местами.
«Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения
Как играть: «Разбейтесь на пары, один из вас будет «Слепой». Другой останется «Зрячим» и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать глаза.»
«Скульптура»
Цель: снижение мышечного напряжения
Как играть: Дети разбиваются на пары. Один – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится
- ребенка, который все доволен
- ребенка, который выполнил сложное задание и тд.
Далее дети меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры обсудить, что чувствовали в роли скульптора, скульптуры. Какую фигуру было приятно изображать, а какую нет.
«Ласковый мелок»
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений
Как играть: Модификация для тревожных деток:
«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я нарисовал? Солнышко? Хорошо». Мягким прикосновеньем пальцев изображается солнцу. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я тебе нарисую солнце «Ласковым мелком? А хочешь чтобы белка или лиса нарисовала своим «ласковым» хвостиком?»
После окончания взрослый нежными движениями руки стирает все, что нарисовал.
«Гусеница»
Цель: учить доверять
Как играть: «ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту.»
Упражнения в переключении с одной позы на другую
«Колечко»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Инструкция: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак - ребро – ладонь»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Инструкция: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (,кулак - ребро - ладонь, произнося их вслух или про себя.
«Зеркальное рисован
Цель: развитие мелкой моторики рук
Инструкция: Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки,фигуры.
«Ухо – нос»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Инструкция: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук,с точностью до наоборот,.
Упражнений по снижению агрессивности
Игра "Добрые привидения"
Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.
Правила : Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук "у".
Рисуем настроение
Цель: выразить свое настроение в рисунке.
Правила: При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.
Игра: "Дракон кусает свой хвост".
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Правила: Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок - "голова дракона", последний - "хвост дракона". "Голова дракона" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от нее.
Игра: "Кляксы"
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Правила: Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная "клякса". Можно дорисовать кляксу для полного образа.
Упражнение: "Возьми себя в руки"
Цель: научить детей сдерживать себя.
Правила: Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...