Массаж и самомассаж
методическая разработка (младшая группа)
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных преметов ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ • Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. • Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. • Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук. • Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого. Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов: - Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно. - Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. - Три ореха я возьму, между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать! - Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех. - Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает. КАРАНДАШИ • Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально). • Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу. Стихотворение: - Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. - Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Я ладошки разотру, рисовать потом пойду. МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК • Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает: У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник! • Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги стихотворения: Гладила мама – ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат! • Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки. • Движения соответствуют тексту: Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу), Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз), Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк - Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку). ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА) Сжимание – на ударные слоги: - Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее. - Я друзей своих встречаю. Им всем руку пожимаю. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ • Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; • Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз. Эти шарики берем Ими ручки разомнем. Каждый шарик не простой - Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять - Нам пора и отдыхать! ЧЁТКИ (БУСЫ) • Считать количество бусин в прямом и обратном порядке. • Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д. • Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам. • Катать бусины между ладоней: Покатаю я в руках бусинки – горошки. Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки. • Нанизывать бусины на леску: Я сижу, но не скучаю, Бусы маме собираю. Нанизала бусы я - Рада мамочка моя! ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ • Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10; • Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу. ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ • (Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук; • (Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов. Игры с пальцами с использованием разнообразного материала БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается): - Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» - Большаку дрова рубить, а тебе воды носить, А тебе печь топить, а тебе тесто месить, А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать. Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку. КРУПА Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу. В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки: Я помощницей расту. Своей маме помогу. Я крупу переберу, рис от гречки отберу! Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_i_samomassazh.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных преметов
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
- Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
- Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
- Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
- Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
КАРАНДАШИ
- Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
- Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК
- Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник! - Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги стихотворения:
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат! - Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
- Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).
ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)
Сжимание – на ударные слоги:
- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ
- Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
- Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ)
- Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
- Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
- Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
- Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки. - Нанизывать бусины на леску:
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
- Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
- Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
- (Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
- (Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.
Игры с пальцами с использованием разнообразного материала
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):
- Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.
Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.
КРУПА
Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ
(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками):
«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
«Зоопарк»:
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.
ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ
(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).
На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана):
Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.
ВЕРЁВОЧКИ
Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:
Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ШНУРКИ
Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:
У меня живет проглот -
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Японская методика пальцевого массажа и самомассажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...
«Игровой массаж и самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация является наглядным дополнением к докладу и практическому материалу по данной теме. Тезисно представляет содержание теориетического материала и практического приложения к тему....
Японская методика пальцевого массажа и самомассажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа....
Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук.
Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук....
Вышла в свет книга-пособие по игровому массажу и самомассажу "Речь, ум и здоровье в ваших руках!"
Пособие по игровому массажу и самомассажу адресовано заботливым родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, гувернёрам, няням и учителям начально...
Статья - презентация " Технология проведения массажа и самомассажа"
Консультация раскрывает такие понятия как "массаж" и "самомассаж". Знакомит с видами, формами и методами массажа. Содержит презентацию и послайдовый текст к ней. Может быть использована в работе...
Массаж и самомассаж рук
Используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста...