экологический проект "Огород на окне"
статья (младшая группа)

Немова Анна Борисовна

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослым лука и чеснока на подоконнике в зимнее и весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта: Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_v_mladshey_gruppe.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект в младшей группе . Огород на окне.

  1. Аннотация проекта.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослым лука и чеснока на подоконнике в зимнее и весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта: Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

 

  1. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

  • Цель и задачи проекта

Цель проекта: Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

 

  1. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок.
  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Просмотр фильмов о растениях.
  • Сбор коллекций семян.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта

  1. Беседы:
  • «Огород на окне»;
  • «У Луки и Лукерьи»;
  • «Растения – это жизнь»;
  • «Семена»;
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
  1. Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Строение растений»;
  • «Рост и развитие растений»;
  • «Земля, какая она?»;
  • «Вода и росток»;
  • «Солнце и росток»;
  • «Проращивание семян».
  1. Практическая деятельность и трудовые поручения:
  • Отбор и посев луковиц.
  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде на окошке».
  1. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
  2. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.
  1. Художественно-творческая деятельность детей.
  • Рисование «Лук от всех недуг»
  • Лепка «Овощи большие и маленькие»,
  • Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
  1. Речь и речевое общение.
  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
  • Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
  1. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

  1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
  2. Экологический уголок.
  3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
  4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: принесли землю, семена, материал для ухода за посадками.

 

 

  1. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

№ Этапа

 

Содержание деятельности

 

Срок реализации

Ответственные

за выполнение

1)Подготовительный

 

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

Февра

Воспитатели

2) Основной

 

1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора),лука  и ихпосадка .

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

·         подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

·         оформление огорода на окне.

·         Наблюдение за растениями.

3. Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

Февраль

Март

Апрель

Воспитатели

3) Заключительный

 

1. Анализ полученных результатов.

Май

Воспитатели

 

  1. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые результаты: Создавая огород на окне, мы вырастим лук и чеснок. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

 

 

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Используемая литература:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
  2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
  3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
  4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей (через наблюдения за растениями) и их родителей, создание условий для познавательного развития детей....

Экологический проект"Огород на окне" во второй младшей группе

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно.Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на ...

Экологический проект "Огород на окне"

Данный материал будет полезен воспитателям первой младшей группы...

Экологический проект "Огород на окне "Пых".

Выращивание,детьми подготовительной группы, овощей на окне.Цель:Формирование у детей интереса к опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей лю...

Экологический проект «Огород на окне»

Проект "Огород на окне" в логопедической  подготовительной к школе группе....

Экологический проект «Огород на окне»

Данный экологический проект носит познавательно-исследовательский характер. Дети младшего дошкольного возраста учатся наблюдать и правильно ухаживать за растениями на окне. Детям прививается любовь к ...