Роль эстетического воспитания в формировании личности ребенка младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Воспитание означает формирование мировозрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. Поэтому эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитиательного процесса дошкольного образования......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль эстетического воспитания | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль эстетического воспитания в формировании личности ребенка младшего дошкольного возраста
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие «воспитание» трактуется в широком и узком смысле.
В широком смысле воспитание включает в себя весь спектр воздействий, процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни общества. В широком понимании воспитание отражает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и воздействие всего жизненного уклада общества, доминирующих в нем идей, влияние литературы, искусства, средств массовой информации и т.п. Образование и обучение также входят в понятие воспитания в широком смысле этого слова.
В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. Поэтому эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения.
В «Российской педагогической энциклопедии» дается следующее определение эстетического воспитания: «Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов, и явлений реальности».
Эстетические качества личности включают:
1) эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл);
2) эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение, идеал);
3) эстетические чувства (ответственность, сопереживание);
4) эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт);
5) эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям, искусству, природе, суждениям, поведению).
Компонентами эстетической культуры личности являются:
1) эстетическое сознание (эстетическое восприятие, совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, оценок, идеалов);
2) эстетические потребности и отношения (мотивы личности, эстетические интересы, чувства, вкусы);
3) эстетическая деятельность (навыки, умения, творческие способности, отношения).
Практика эстетического воспитания, его научное осмысление шли сложными путями. К концу 90-х гг. прошлого века основные тенденции развития эстетического воспитания и научных представлений о его сущности, формах, средствах, условиях, предстают в сложных отношениях и взаимосвязях:
1) традиционная (классическая) ориентация на эстетическое воспитание человека, чувствительного к красоте и прекрасному в искусстве и реальности, ориентированного на нормативные идеалы;
2) трансформированная модернизированная неоклассическая ориентация эстетического воспитания человека, опирающегося в своём эстетическом сознании, как на традиции, так и на концепции социологизаторского характера в эстетике и теории эстетического воспитания;
3) ориентация на основе переосмысления мирового опыта эстетического воспитания, обоснования идеала эстетически развитой, культурной личности, восприимчивой и отзывчивой к многообразию мира, включая образ жизни и деятельность людей, историю и будущее, их интерпретацию в культуре. Ориентация на развитие адекватных 21 веку эстетического сознания, потребностей, деятельности, отношений личности к эстетически выразительным объектам и явлениям в жизни и искусстве опирается и на новую интерпретацию истории классической эстетики, и на современные философско-эстетические, психологические, педагогические, искусствоведческие теории;
4) эклектические ориентации различного характера с включением новых целей эстетического воспитания и категориальных понятий, нередко заимствованных из различных научных теорий, либо конструируемых искусственно.
Наиболее перспективна в России 3-я ориентация (опирающаяся на концепции Ф. Шиллера, П. Е. Георгиевского, А. Ф. Лосева, Р. Арнхейма, С. М. Эйзенштейна, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского, П. А. Флоренского), определяющая процесс эстетического воспитания на основе принципа сочетания духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.
Эстетическое воспитание направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), её потребностей, эмоционально-чувственных, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности.
В дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать прекрасное. Составляющей этого процесса является художественное образование дошкольников - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.
Художественное образование понятие уже, так как здесь используется при решении тех же задач только средства искусства.
Задачи гуманизации педагогического процесса в детском саду поставленные в «Концепции дошкольного воспитания», ориентированы на то, чтобы в центре внимания педагогической деятельности стоял ребенок; удовлетворение его потребностей в активности, в деятельности, в познании; развитие его способностей, воображения, творчества; обеспечение его эмоционального благополучия. Для этого в дошкольных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия. Ряд авторов К. В.Тарасова, Т.С.Комарова, Р.Чумичёва, Е.А.Дубровская и др. решение этих задач видят в усилении внимания к художественно-эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей. Одно из главных условий, по мнению авторов, - приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить гармоническое развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия.
Художественно-эстетическая деятельность выполняет еще и психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.
Эстетическое развитие ребенка - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности, который имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и внутренними факторами. Оно проходит ряд этапов:
- эмоционально-стихийный,
- оценочно-образный,
- нормативно-традиционный,
- со творческий,
- личностно-рефлексивный,
- творческий,
- аналитико-интегративный и др.,
определяемые по преобладающему характеру эстетического сознания и отношения. Первые три уровня отражают стадии возрастного становления от дошкольного детства до младшего подросткового периода, когда возникает опасность «застывания»; последующие уровни представляют в благоприятных условиях возможности дальнейшего эстетического развития.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения ребенка, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем, оно предопределяет развитие многих психических качеств дошкольника, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в ребенке творческих сил и способностей.
При этом исключительно велико и многообразно влияние искусства, как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности, на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств ребенка, его взглядов и убеждений, является могучим средством духовного возвышения.
Однако влияние искусства на воспитание дошкольника в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы обеспечить необходимую эстетическую подготовку детей, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Необходимо упомянуть о тесной связи эстетического воспитания с формированием культуры поведения. У дошкольников закладываются основные навыки общения с ровесниками и взрослыми, его приучают правильно вести себя за столом, прививают потребность быть опрятным (следить за своей одеждой, прической).
Поскольку в современных условиях возрастают роль и значение духовных ценностей, и усиливаются нравственные начала в жизни человека, постольку возрастает роль эстетического воспитания, создаются условия для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвоение действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлетворения, которое переживает ребенок, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (способность ребенка правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление о прекрасном, к которому стремится ребенок, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и действиях ребенка, в общении с другими людьми).
Таким образом, выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Воспитатель и ребенок...В группе детского сада воспитатель-- самый главный человек для дошкольника. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно гулять, играть,когда можно порисовать ил...
Семинар – практикум «Роль музыкального воспитания в формировании личности ребенка»
Семинар – практикум«Роль музыкального воспитания в формировании личности ребенка» Подготовила: Музыкальный руководительТахмазян София Самвеловна Музыка, как и другие виды и...
Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"...
Статья "Роль нравственной культуры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста".
Формирование нравственной культуры является результатом процесса нравственного самовоспитания личности. А так, как культура личности каждого индивида отражается во всех формах взаимоотношений между лю...
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста».
Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональны...
«Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Роль музыкального фольклора в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста
Роль музыкального фольклора в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста...