Развивающая предметная пространственная среда в ДОУ
методическая разработка

Судкова Светлана Васильевна

Методические рекомендации по организации РППС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_rpps.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Это надо знать воспитателю ДОУ.

Нормативные и научно-методические материалы задают общие стратегические принципы организации развивающей среды в детском саду. Методические рекомендации составлены в соответствие с иллюстрированным  «Атласом  материалов и оборудования для детского сада». Пособие для воспитателей и заведующих.  Москва, 2019 ; разработанным  ФИРО РАНХиГС  по заказу Министерства просвещения РФ.

Цель данных  методических рекомендаций – задать направление для подбора материалов и оборудования, которые могут обеспечить целостный образовательный процесс и подходить для любой программы, а также могут быть дополнены специфическим материалом «под программу».  

В любой дошкольной программе основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности, в наибольшей мере способствующие решению развивающих задач на данном возрастном этапе. К таким развивающим дошкольника видам деятельности обычно относят игровую и продуктивную деятельность, познавательно-исследовательскую деятельность (детское экспериментирование). Также очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития.  

Общие основания подбора игрового материала могут быть определены, исходя из закономерностей построения и изменения детской игры в онтогенезе, представления о которой сложились в отечественной психологии у Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и др. Конкретный подбор игрового материала под определенный тип детской деятельности может осуществляться в зависимости от условий и возможностей дошкольного образовательного учреждения

Общие вопросы организации пространства

Предметно-пространственная среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды (и шире – общей культурной среды). Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.  Независимо от того, какие группы посещают дети – в детском саду или при другом культурно-образовательном учреждении, в городе или селе, во всех случаях необходимо обеспечить им оптимальную предметную среду.  В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве развивающей предметно-пространственной среды. Возможны разные конкретные варианты, при условии, что учитывается возрастная специфика, под которую выстраивается целостный образовательный процесс.  Традиционно в отечественной дошкольной педагогике в предметно-пространственной среде в центре внимания воспитателя были учебные занятия, дидактические материалы к ним, и, соответственно, главное место в пространстве занимала учебная зона.  К сожалению, эта традиция устройства группового помещения очень сильна и в настоящее время, несмотря на требования, закрепленные ФГОС ДО.  Поскольку рамочная конструкция среды должна сообразовываться с характером образовательного процесса, в соответствие с ФГОС ДО, общая  модель  образовательного процесса, адекватного дошкольному возрасту на современном этапе – это две составляющие.

Общая модель образовательного процесса в детском саду включает две структурные составляющие:

1) развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми и

2) свободную самостоятельную деятельность детей.

1. Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый, и которые затем реализуются в его свободной деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми.

 К этим основным культурным практикам, через которые ребенок входит в мир культуры, относятся следующие:

 – игровая деятельность,

 – продуктивная деятельность,

– познавательно-исследовательская деятельность,

– чтение художественной литературы.  

На материале четырех указанных культурных практик развертывается также коммуникативная практика детей.  Все культурные практики должны иметь подкрепление в предметной среде.  В целом, в настоящее время принципы подбора развивающего материала обозначены, имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и двигательной деятельности в разных группах детского сада.  Традиционное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной стабильной учебной зоной, т.е. монофункциональное дробление пространства не годится. И не только потому, что для всего этого множества «уголков» недостаточно места.  

 

1 Н.А. Короткова. Модель образовательного процесса для дошкольного возраста //Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова. М., 2005.

 

Дело в том, что нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности, и для двигательной деятельности. Так же и пространство группового помещения должно стать полифункциональным в каждой из его частей. Достаточно разделить его на три части:

 1) зона для спокойной, по преимуществу, деятельности,

 2) зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.),

3) рабочая зона.  

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.  Пространство группового помещения должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.  

Для детей все зоны должны быть семантически обозначены и понятны:

- I – рабочая зона,

II – спокойная зона,

III – активная зона.

Семантическими (смысловыми) маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей.  Таким образом, надо отказываться от однозначного соответствия места хранения и пространства использования материалов, от их жесткой привязки друг к другу – это позволяет избавиться от традиционно принятой дробности пространства. 

Особое внимания необходимо уделить устройству рабочей зоны. Модель образовательного процесса, о которой идет речь, предполагает партнерскую форму занятий, требующую особой организации рабочего пространства (воспитатель – вместе с детьми, а не как на уроке: педагог у доски, а дети за партами).  Поэтому стабильную учебную зону необходимо превратить в полифункциональное, трансформируемое рабочее пространство.  Оно должно с легкостью менять свой облик: во-первых, «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и, в-третьих, место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослым.  

Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединения в общий большой рабочий стол, или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Соответственно, столы должны быть легкими, подвижными.

Каждая зона пространства должна располагать детей к нескольким видам деятельности – культурным практикам, в зависимости от ситуации и времени. При этом, какие-то культурные практики тяготеют в большей мере к той или иной части пространства. Например, продуктивная деятельность больше тяготеет к рабочей зоне (рисовать, лепить, конструировать – удобно на столах), хотя в каких-то разновидностях она может осуществляться и в активной зоне (например, совместное конструирование из крупного напольного строительного материала). Чтение и рассматривание книг – тяготеет к спокойной зоне, хотя не исключает и рабочую.  

Какие-то культурные практики реализуются во всех зонах без исключения. Например, игра в ее разновидностях: подвижная с правилами или совместная ролевая – в активной зоне, режиссерская с настольными переносными макетами, настольная игра с правилами – в спокойной или рабочей зонах. Так же все пространство захватывает и познавательно-исследовательская деятельность.

 Чтобы каждая часть пространства эффективно работала, необходимо разместить материалы на границах и внутри зон: притянуть к зоне материалы, необходимые для культурной практики, развертываемой здесь по преимуществу, расположить на границе двух зон материалы, часто используемые в обеих и т.п. Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: надо чтобы их было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом детям и т.п.). В данном случае статичная, витринная «красота» интерьера (с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям) должна уступить место функциональной «красоте».

Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.  

Примерная смысловая маркировка зон, их оборудование и материалы на границах могут выглядеть следующим образом.  

Рабочая зона Пространство зоны: легкие столы (на двоих) или общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колесиках).  

На собственных границах зоны, на стеллажах:

 1) для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы;

2) для познавательно-исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы.  

Спокойная зона Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, 1–2 легких столика.

 На собственных границах зоны, на стеллажах:

 1) для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;

2) для познавательно-исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;

 2) для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры.  

Активная зона Пространство зоны: ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации).  

На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах:

1) для сюжетной игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные и тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;

2) для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы.  На границах между зонами (границы зон – подвижные): 

1) между спокойной и активной зонами – крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;

2) между активной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;

3) между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.  Рациональная организация предметно-пространственной среды играет существенное значение в развитии ребенка.  Социализация ребенка, включение его в культурную жизнь общества происходит не только за счет его непосредственного взаимодействия с живыми носителями культуры – взрослыми, но и за счет предметов, в которых данная культура материализована. Особенно важна рациональная организация предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Именно в детском саду ребенок проводит большую часть времени. В тоже время, специфика организации дошкольного образования, заключающееся в пребывании значительной группы детей в относительно ограниченном пространстве, приводящее к дефициту жизненного пространства у каждого отдельно взятого ребенка, делает требования к проектировщику предметно-пространственной среде очень жесткими и не дающими права на ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...