Консультация для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
консультация
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Исполнитель: Процель О.И.
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.
Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение – своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, А. И. Кириллова, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая и другие. Они отмечали, что дошкольный возраст является сензитивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении.
Активность темы определена следующими проблемами:
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня
воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в
ситуациях, в которых происходят различные преобразования, образов,
предметов, знаков, и быть готовым к предвосхищении возможных изменений.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без
воображения.
Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно
–воспитательной деятельности в ДОУ.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их.
Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребенка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.
На воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Цель работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи проекта:
Проанализировать современное состояние вопросов развитии творческого воображения и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития
творческого воображения детей.
Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения
детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи в работе с детьми:
Развивать воображение и творческие возможности детей.
Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Побуждать ребенка экспериментировать.
Поощрять и поддерживать творческие находки.
Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к
созидательной активности.
Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим и ему самому.
Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений худ. литературы, изобразительного искусства.
Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для занятий нужно подбирать красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Нужно стараться показывать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому нужно вовремя остановить ребенка и переключить внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?».
Существуют еще следующие техники рисования – «тычкование жесткой полусухой кистью», «тампонирование», «отпечатки листьями», «набрызг», «монотипия пейзажная».
Таким образом, все эти техники рисования способствуют развитию творческого мышления, фантазии детей.
Процель Оксана Иоганесовна воспитатель I квалификационной категории МДОБУ №6 «Малыш»г. Соль-Илецка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...
Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...
Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»
Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психо...
Программа саморазвития воспитателя по теме "Развитие творчества старших дошкольников посредством нетрадиционных техник в аппликации"
Данный материал может быть полезен воспитателям, занимающимся художественно-эстетическим развитием дошкольников как приоритетным направлением в своей ра...
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незн...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее д...