Семинар «Поощрение и наказание ребенка в семье»
методическая разработка
Семинар «Поощрение и наказание ребенка в семье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_pooshchrenie_i_nakazanie_rebenka_v_seme.docx | 21.56 КБ |
seminar_pooshchrenie_i_nakazanie_v_seme.ppt | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
Тема: «Поощрение и наказание ребенка в семье»
Представьте себе, что мы – одно большое животное.
Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох.
(Упражнение повторяется 3 раза)
Присесть на стулья
Тема нашего родительского собрания «Что такое хорошо – что такое плохо».
И начнем мы с вами с простой детской игры «Ты катись веселый мяч»
- Игра
Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам
У кого остановится
Тот на вопрос ответит нам…..
- Упражнение «Измятое лицо» шаблон лица ребенка
Какими словами мы чаще всего обижаете ребенка?
Каждый из участников говорит слова и мнет «лицо», в конце шаблон разглаживается. Психолог обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе ребенка.
- Упражнение «Ассоциации»
Родителям предлагается выбрать по одному флажку. Флажки: красные и синие, родители объединиться в две группы («синие», «красные»). Затем каждая группа получает свое задание. Первая группа должна написать ассоциации, которые возникают у них при слове «хорошие дела и поступки».
А вторая, ассоциации при слове «плохие дела и поступки».
После выполнения упражнения выслушиваются примеры хороших и плохих поступков.
Обсуждение: как бы вы отнеслись к такому поступку.
Родители приводят примеры из собственного опыта, по желанию могут поделиться своим опытом поведения в различных ситуациях.
- Игра «Будь добрее»
Родители берутся за руки и передают свои пожелания по цепочке.
Вопросы для беседы
- Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)
- Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?
(Похвала, одобрение, подарки)
- Как Вы относитесь к наказанию детей?
- Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?
- Как Вы относитесь к физическому наказанию?
- Какие меры наказания положительно влияют на ребенка?
- Может ли наказание сформировать нежелательные черты характера ребенка?
- Что эффективнее – похвала или наказание?
- Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?
Что Вы можете сказать о поощрении и наказании словами народной мудрости? Всегда ли это верно?
«Детей наказывай стыдом, а не кнутом».
«Не спеши карать – спеши миловать».
Анкета для родителей
1. Наказание происходит потому, что
2. Мне приходится наказывать ребенка, когда
3.Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть): пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое
4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку?
5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?
6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?
7. Повысить на него голос?
8. За что, в какое ситуации Вы можете ударить своего ребенка?
9. Что раздражает Вас в вашем ребенке?
10. Что раздражает Вас в самом себе?
11. Кто из родителей заполнил анкету?
Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком.
«Когда Вы выбираете наказание,
успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, ни каких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.
4. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем ни бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.
Памятка «Искусство наказывать и поощрять»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
• Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
• Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
- Сегодня я хочу побеседовать с вами о плохих и хороших поступках и узнать, умеете ли вы отличать плохие поступки от хороших.
Памятка родителям от ребенка
• Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
• Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабить мою веру в вас.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.
• И кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат. В. Г. Кротов «Мать – теплица любви. Отец – открыватель возможностей. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.» О.Бальзак. Тема: «Поощрение и наказание в семье»
Цели собрания Обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье
поощрения Одобрение . Похвала Доверие Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.
наказания Виды наказаний: физическое наказание и подражание лишение любви отказ или отсрочка удовольствий бранные слова. Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание , основанное на страхе перед болью. Как считают психологи, они способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.
Индивидуальная работа Задание родителям: поделить лист на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете , хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете.
ЧТО ГОВОРЯТ ДЕТИ О НАКАЗАНИЯХ: «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко». «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник». «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают». «Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».
Что думают наши дети о наказаниях -Наказание несправедливое, когда на меня кричат. - Не согласен с тем, что меня бьют ремнём за двойки. - Меня ставят в угол за дело, я понимаю за что и стараюсь этого больше не делать -Меня очень часто наказывают, но я почему- то не могу исправиться. Обманываю, потому что боюсь наказания.
Говорят наши дети (о поощрениях, которые получают от родителей) Меня хвалят, если я принесу домой пятёрку Меня хвалят, если я помогаю дома (хожу в магазин, прибираю в комнате, помогаю маме на кухне, мою посуду) Меня хвалят, если я сделаю уроки человек
Мне дарят подарки, если у меня день рождения я получаю пятёрки есть праздник Новый год хорошо себя веду, слушаюсь хожу в школу давно меня не видели
Мне дарят деньги, если Захотят Попрошу У меня день рождения Приезжает бабушка Нет подарка Я помогаю родным У меня какой-нибудь праздник Надо что-нибудь купить, накопить для чего-нибудь Мне не дарят деньги
Мне разрешают ____ , если ____. Гулять на улице, если буду слушаться (приду рано, после школы, сделаю доброе дело, будет светло, сделаю домашнюю работу ) Играть на компьютере, если я выполню утренний режим дня (помогу по дому, уберусь, сделал домашнее задание, принесу домой «5», захочу, есть время) Сходить в цирк, если у мамы есть деньги Мне разрешают, если надо Смотреть мультфильм, если буду лазить в подпол
Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития.
Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его начал . Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Основной принцип наказания Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка. Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение.
Основные принципы поощрения: 1 . Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность. 2. Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива. 3. Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово. 4. Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный. 5. Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок. 6. Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком. 7. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
Как хвалить, чтобы сохранить способность ребёнка радоваться самому делу? Подчёркивать радость ребёнка от преодоления трудностей: « Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!» Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию.
Слова поддержки -Зная тебя, я был уверен, что ты сделаешь хорошо У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать… Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчёркивает и способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха .
Не употребляй слова: я тысячу раз говорил тебе… - сколько раз надо повторять... - о чем ты только думаешь… - неужели трудно запомнить… - ты становишься… - ты такой же, как… - отстань, некогда мне… - почему Лена (Катя, и т.д.) такая, а ты – нет… Употребляй чаще: -ты у меня самый умный, (красивый и т.д.) - как хорошо, что у меня есть ты - ты у меня молодец… - я тебя очень люблю… - спасибо тебе… - без тебя я бы не справился… Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.
Помните ! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Советую прочитать А.С. Спиваковская «Как быть родителями» из серии «Педагогика – родителям»
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"
Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........
Родительское собрание в детском саду. Тема " Поощрение и наказание ребенка в семье" Провела Мокрова Елена Николаевна.
Родительское собраниев детском саду группа " Березка"Тема: " Поощрение и наказание ребенка в семье".Провела Мокрова Елена Николаевна.2012 год.Тема: " Поощрение и наказание ребенка в семье".Место прове...
Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»
Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...
Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»
Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...
Памятка для родителей «Поощрение и наказание ребенка в семье»
Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания....
Поощрение и наказание ребенка в семье
Консультация для родителей...
Презентация к родительскому собранию "Поощрение и наказание ребенка в семье"
Презентация о поощрении и наказании ребенка в семье затрагивает актуальную тему в нынешнее время и содержит вопрос каким же ребенок вырастит если его постоянно наказывать и что с эт...