Отчёт по самообразованию за 2019-2020гг.
учебно-методический материал
Цель работы - повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития ловерительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личностидошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
педагога-психолога МБДОУ №1 «Улыбка»
Актуальность темы
Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Организовать сотрудничество с родителями в развивающем процессе.
2. Развитие инициативы и творчества.
3. Внедрение традиционных и нетрадиционных форм работы с семьями в современных условиях.
4. Создание в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
5. Вовлечение родителей и детей в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-применение на практике инновационных форм взаимодействия педагога-психолога ДОО с семьями воспитанников;
-выявление наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников;
-создание банка методических разработок по взаимодействию педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ;
- информированность родителей в вопросах психологического сопровождения воспитанников ДОУ;
-вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
• изучение литературы по теме
• разработка нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в условиях ДОУ
• в работе использовать, как традиционные формы (собрания, консультации, беседы, так и новые: «Семинары", «Мастер-классы», «Родительский клуб»)
Для внедрения и реализации ФГОС в жизнь детского сада, я считаю необходимым активное вовлечение родителей в работу детского образовательного учреждения. Детский сад и семья - два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт. Отсюда, следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС - повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в детском саду комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Таблица 1.
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019-2020 ГОД.
Содержание работы | Практическая деятельность | Срок реализации |
1. Изучение научно-популярной методической литературы. Изучение собственных возможностей и потребностей. | Самоанализ | Сентябрь 2019г. |
2. Изучение передового педагогического опыта в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи. | 1. Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность к школе» 2. «Адаптация детей раннего возраста: проблемы и поиск решения» | Октябрь 2019г. |
3. Изучение методической литературы и периодической печати, касающейся проблемы детско-родительских отношений. | 1. Н.В. Додокина. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. ФГОС ДО.-Учитель, 2017. 2. Т.Б. Язынина. Родительский клуб в «Семейной гостиной» как эффективная форма взаимодействия с семьей: технология организации.-Учитель, 2017. 3. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 4.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256 с. 5. Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников / Под. ред. Л.В. Коломийченко. – М. ТЦ Сфера, 2013. 128 с. 6. Справочник педагога-психолога | Октябрь 2019г. |
4. Изучение передового педагогического опыта по применению нетрадиционных форм взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ «Арт-терапевтические техники в работе родительского клуба» | 1. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр,2006. – 336 с. 2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.—160 с. 3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. | Ноябрь 2019г. |
5. Апробация инновационных форм работы с родителями по коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста | Реализация детско-родительского клуба «На пороге школьной жизни» | Ноябрь – февраль 2020г. |
6. Изучение методической литературы и периодической печати, касающейся Службы ранней помощи | 1. Аксёнова Л.И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие для СП 2. Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства. Санкт-Петербург, 2012. 3. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с. 4. Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья. – 2011. http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/85930/1/9241545445_rus.pdf 5. Пескова Г.И. Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования 2012. — №5. — С. 480-482. 6. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи : [сборник] / [авт.-сост. Л. В. Блохина и др.]. – Москва: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 197 с. | Ноябрь – май 2020г. |
7. Внедрение полученного практического опыта | Беседы с детьми подготовительной группы: «Самый счастливый день в кругу семьи»; «Вечер в семье»; «Традиции вашей семьи». | Декабрь – февраль 2020г. |
8. Внедрение полученного практического опыта | «Вы сегодня обнимали своего ребенка?» Семинар с элементами тренинга «На пороге школьной жизни» | Январь 2020г. |
9. Обобщение опыта на муниципальном уровне | Мастер-класс на РМО для педагогов-психологов и воспитателей на тему: «Арт-терапия в работе с детьми с детьми дошкольного возраста» | Февраль 2020г. |
10 Распространение педагогического опыта | Публикации на сайте ДОУ, на педагогических интернет-сообществах Маам.ру 1. «Арт-терапия в работе с детьми с детьми дошкольного возраста» 2. «Современные педагогические технологии в инклюзивном образовании с применением новых техник и приемов» 3. Статья в журнал «Сахалинское образование XXI века» на тему: «Организация и содержание деятельности Службы ранней помощи в дошкольной организации» | В течение года |
11. Повышение квалификации | 1. Стажировка в Санкт-Петербурге на тему: «Организация и содержание деятельности Службы ранней помощи» 2. Курсы повышения квалификации 3. Вебинары | Декабрь - май 2020г. |
12. Подведение итогов проделанной работы | Создание методической копилки. Отчет. | Май 2020г. |
У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья, по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество развития детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Анализ динамики показал:
Родители стали активными участниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников педагога-психолога, создана атмосфера взаимоуважения.
Установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и их активное участие при проведении тренингов.
Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам психофизиологического и психического развития детей.
Вывод: Тема по самообразованию, выбранная мной я считаю актуальной на данное время, поскольку основным содержанием работы по теме семья лежит в основе формирования у детей социального опыта воспитания привязанности к близким людям. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого – педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты, я бы хотела в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»2019-2020гг.
Работа над темой включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных знаний о мяче и совершенствованию умений и ком...
Программа по самообразованию воспитателя на 2019-2020гг. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности,позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практически...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
План по самообразованию на 2019-2020гг.
laquo;Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду. Птицы»...
План работы по самообразованию 2019-2020гг.
План работы по самообразованию 2019-2020гг....
План по самообразованию "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности" 2019-2020гг.
План...
Отчёт о педагогической деятельности за 2019-2020гг
Отчёт о педагогической деятельности за 2019-2020 учебный год...