Отчёт по самообразованию за 2019-2020гг.
учебно-методический материал

Южакова Светлана Александровна

      Цель работы - повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития ловерительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личностидошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

педагога-психолога МБДОУ №1 «Улыбка»

     Актуальность темы

Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.

Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи:

1. Организовать сотрудничество с родителями в развивающем процессе.

2. Развитие инициативы и творчества.

3. Внедрение традиционных и нетрадиционных форм работы с семьями в современных условиях.

4. Создание в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.

5. Вовлечение родителей и детей в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-применение на практике инновационных форм взаимодействия педагога-психолога ДОО с семьями воспитанников;

-выявление наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников;

-создание банка методических разработок по взаимодействию педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ;

- информированность родителей в вопросах психологического сопровождения воспитанников ДОУ;

-вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

• изучение литературы по теме

• разработка нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в условиях ДОУ

• в работе использовать, как традиционные формы (собрания, консультации, беседы, так и новые: «Семинары", «Мастер-классы», «Родительский клуб»)

Для внедрения и реализации ФГОС в жизнь детского сада, я считаю необходимым активное вовлечение родителей в работу детского образовательного учреждения. Детский сад и семья - два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт. Отсюда, следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС - повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в детском саду комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

 

Таблица 1.

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019-2020 ГОД.

Содержание работы

Практическая деятельность

Срок реализации

1. Изучение научно-популярной методической литературы. Изучение собственных возможностей и потребностей.

Самоанализ
Разработка перспективного плана взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.

Сентябрь 2019г.

2. Изучение передового педагогического опыта в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи.

1. Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность к школе»

2. «Адаптация детей раннего возраста: проблемы и поиск решения»

Октябрь 2019г.

3. Изучение методической литературы и периодической печати, касающейся проблемы детско-родительских отношений.

1. Н.В. Додокина. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. ФГОС ДО.-Учитель, 2017.

2. Т.Б. Язынина. Родительский клуб в «Семейной гостиной» как эффективная форма взаимодействия с семьей: технология организации.-Учитель, 2017.

3. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

4.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256 с.

5. Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников / Под. ред. Л.В. Коломийченко. – М. ТЦ Сфера, 2013. 128 с.

6. Справочник педагога-психолога

Октябрь 2019г.

4. Изучение передового педагогического опыта по применению нетрадиционных форм взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ «Арт-терапевтические техники в работе родительского клуба»

1. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр,2006. – 336 с.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.—160 с.

3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

Ноябрь 2019г.

5. Апробация инновационных форм работы с родителями по коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста

Реализация детско-родительского клуба «На пороге школьной жизни»

Ноябрь – февраль 2020г.

6. Изучение методической литературы и периодической печати, касающейся Службы ранней помощи

1. Аксёнова Л.И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие для СП

2. Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства. Санкт-Петербург, 2012.

3. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.

4. Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья. – 2011. http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/85930/1/9241545445_rus.pdf 

5. Пескова Г.И. Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования 2012. — №5. — С. 480-482.

6. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи : [сборник] / [авт.-сост. Л. В. Блохина и др.]. – Москва: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 197 с.

Ноябрь – май 2020г.

7. Внедрение полученного практического опыта

Беседы с детьми подготовительной группы: «Самый счастливый день в кругу семьи»; «Вечер в семье»; «Традиции вашей семьи».

Декабрь – февраль 2020г.

8. Внедрение полученного практического опыта

«Вы сегодня обнимали своего ребенка?»

Семинар с элементами тренинга «На пороге школьной жизни»

Январь 2020г.

9. Обобщение опыта на муниципальном уровне

Мастер-класс на РМО для педагогов-психологов и воспитателей на тему: «Арт-терапия в работе с детьми с детьми дошкольного возраста»

Февраль 2020г.

10 Распространение педагогического опыта

Публикации на сайте ДОУ, на педагогических интернет-сообществах Маам.ру

1. «Арт-терапия в работе с детьми с детьми дошкольного возраста»

2. «Современные педагогические технологии в инклюзивном образовании с применением новых техник и приемов»

3. Статья в журнал «Сахалинское образование XXI века» на тему: «Организация и содержание деятельности Службы ранней помощи в дошкольной организации»

В течение года

11. Повышение квалификации

1. Стажировка в Санкт-Петербурге на тему: «Организация и содержание деятельности Службы ранней помощи»

2. Курсы повышения квалификации

3. Вебинары

Декабрь - май 2020г.

12. Подведение итогов проделанной работы

Создание методической копилки. Отчет.

Май 2020г.

У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья, по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество развития детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Анализ динамики показал:

Родители стали активными участниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников педагога-психолога, создана атмосфера взаимоуважения.

Установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и их активное участие при проведении тренингов.

Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам психофизиологического и психического развития детей.

Вывод: Тема по самообразованию, выбранная мной я считаю актуальной на данное время, поскольку основным содержанием работы по теме семья лежит в основе формирования у детей социального опыта воспитания привязанности к близким людям. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого – педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты, я бы хотела в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»2019-2020гг.

Работа над темой включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных  знаний о мяче и совершенствованию умений и ком...

Программа по самообразованию воспитателя на 2019-2020гг. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности,позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практически...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

План по самообразованию на 2019-2020гг.

laquo;Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду. Птицы»...

План работы по самообразованию 2019-2020гг.

План работы по самообразованию 2019-2020гг....

Отчёт о педагогической деятельности за 2019-2020гг

Отчёт о педагогической деятельности за 2019-2020 учебный год...