Рабочая программа "Формирование культуры безопасности"
рабочая программа (младшая группа)
Содержание предлагаемой программы способствует систематизированию работы по формированию у воспитанников основ культуры безопасности. Поскольку обстановка, окружающая ребенка дома и в местах его прогулок с родителями, может не отвечать требованиям безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bezopasnost-_3-4_goda.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru
ПРИНЯТА решением педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Протокол № 1 от 28.08.2020 года | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Марчихина О.И. Приказ от 28.08.2020 года № 2П МП |
сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Формирование культуры безопасности
образовательная область «Познавательное развитие»
2 год обучения (дети 3-4 года)
(составлена на основе парциальной)
образовательной программы дошкольного образования
Формирование культуры безопасности
Разработчик: Тарасенко В.Н. воспитатель
пос. Шоссейное
2020
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса по виду образовательной деятельности « Безопасность», которая входит в состав образовательной области «Познавательное развитие» раздел: «Социально-коммуникативное развитие» для детей 3 года обучения (группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет).
Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок», в соответствии с ФГОС ДО (разработана на основе парциальной) образовательной программы дошкольного образования «Формирование культуры безопасности», под редакцией Л.Л. Тимофеевой (Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020г.).
Содержание предлагаемой программы способствует систематизированию работы по формированию у воспитанников основ культуры безопасности. Поскольку обстановка, окружающая ребенка дома и в местах его прогулок с родителями, может не отвечать требованиям безопасности.
Важнейшими направлениями работы педагога в данный период является обучение (помощь в организации самообслуживания) членов семей воспитанников и организация обучения, воспитания и развития детей через семью.
Основная форма реализации данной программы – 15 минут в процессе образовательной деятельности 1 раз в 1 неделю, в совместной деятельности, в режимных моментах.
Основные цели и задачи:
Цель: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности. Способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи:
- Учить детей различать действия, одобряемые и неодобряемые взрослыми (родителями, педагогами), учить понимать, что можно делать и что – нельзя (опасно).
- Учить безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), природными объектами быта, игрушками.
- Учить безопасно, осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой изобразительной, двигательной деятельности.
- Подводить к пониманию элементарных наиболее общих правил поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
- Формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт. Начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения;
- Формировать основы мотивационной готовности к соблюдению правил безопасного поведения.
- Способствовать становлению готовности эстетическому восприятию и оценке действительности.
- Закладывать основы физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций.
2. Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), на основе описания целевых ориентиров дошкольного образования и современного понимания задач приобщение детей к культуре безопасности можно выделить показатели качества освоения программы:
- Ребенок различает действия, одобряемые и неодобряемые взрослыми, понимает, что можно делать и чего делать нельзя (опасно).
- Ребенок умеет безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами, природными объектами, предметами быта, игрушками.
- Ребенок умеет безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использование бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности.
- Ребенок знаком с элементарными правилами поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации, на улице, в общественных местах, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Система оценки результатов освоения программы
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- индивидуальные карты развития ребенка, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
- выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.
Педагогическая диагностика
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, непосредственно – образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.
3. Содержание программы
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Задачи | Средства реализации | К-во ОД | Месяц |
1. | Природа осенью и безопасность. Стр. 48-51. [2, 3] | Знакомить детей осенними явлениями природы связанными с ними наиболее общими правилами безопасного поведения в природе. Учить видеть красоту природы, формировать эмоциональную готовность к осуществлению безопасной для себя и природы деятельности. Учить безопасно для себя и окружающей природы осуществлять рассматривание природных объектов, наблюдение за ними, использовать для изучения и продуктивной деятельности природные материалы. Формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности. | Сюрпризный момент, беседа, рассматривание иллюстраций и игра, чтение произведений художественной литературы о природе. | 1 | Сентябрь |
2. | Игровая площадка. Стр.57-62 [2, 3] | Знакомить детей с моделями безопасного поведения на игровой площадке, с приемами безопасного использования игрового и трудового инвентаря. Учить безопасно, перемещаться по игровой площадке в ходе подвижных игр, наблюдений, прогулок, развивать основные виды движений, ловкость. Знакомить с элементарными правилами поведения на игровой площадке. | Сюрпризный момент, беседа, наблюдения, трудовые поручения, подвижные игры, физические упражнения, игровые ситуации, чтение произведений художественной литературы. | 1 | Октябрь |
3. | Безопасность в помещении. Стр.66-72 [2, 3] | Знакомить детей с моделями и приемами безопасного использования различных предметов. Учить правильно, выполнять различные игровые, трудовые действия. Знакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в игровой, двигательной, изобразительной деятельности, конструировании, самообслуживании. | Сюрпризный момент, беседа, практические упражнения, игровые ситуации, трудовые поручения, художественное слово. | 1 | Ноябрь |
4. | Праздник и безопасность. Стр.86-87. [2, 3] | Обеспечить соблюдения мер безопасности, связанных с украшением помещений, проведением массовых мероприятий. Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в общественных местах, в ходе массовых мероприятий, при создании и использовании новогодней атрибутики | Сюрпризный момент, беседа, игровые ситуации, чтение произведений художественной литературы. | 1 | Декабрь |
5. | Безопасность и погода зимой. Стр.91-94. [2, 3] | Знакомить детей с зимними явлениями природы и связанными с ними моделями безопасного поведения. Учить соблюдать правила безопасного поведения на игровой площадке в зимний период, знакомить с приемами безопасной транспортировки и использования трудового и спортивного инвентаря и оборудования. Учить при помощи несложных экспериментов выявлять свойства веществ, природных объектов. | Сюрпризный момент, беседа, целые прогулки, рассматривание (наблюдение), экспериментирование. Подвижные игры, упражнения для согревания. Практические упражнения на целенные формирование навыков самообслуживания, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов о зиме, игровые ситуации. | 1 | Январь |
6. | Безопасность в помещении. Предметы быта. Стр. 96-98. [2, 3] | Знакомить детей с безопасными приемами выполнения бытовых операций. Организовать отработку практических навыков в ходе выполнения упражнений, трудовых поручений. Поддержать интерес к бытовым операциям в ходе сюжетно-ролевых игр. | Сюрпризный момент, беседа, практические упражнения, трудовые поручения, наблюдение за работой взрослых, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов, театрализованные игры. | 1 | Февраль |
7. | Безопасность и погода ранней весной. Стр.104-107.[2, 3] | Знакомить детей с явлениями природы, характерными для начала весны, обращать внимание на объекты природы и явления, связанные с потенциальной опасностью. Формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения. Формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности | Сюрпризный момент. Целевые прогулки, рассматривание ( наблюдение: сосульки, гололед, наст). Экспериментирование, игровые ситуации, физические и практические упражнения, трудовые поручения, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов. | 1 | Март |
8. | Безопасность на улицах города. Стр.80-84.[2, 3]
| Формировать у детей начальные представления об устройстве улиц, о транспорте. Обеспечить первичное накопление и осмысление опыта действий в качестве пешехода, пассажира. Знакомить с элементарными правилами передвижения по тротуару. Правила дорожного движения. | Сюрпризный момент, беседа, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, просмотр мультфильмов. | 1 | Апрель |
9. | Природа весной и безопасность. Стр.119.[2, 3] | Знакомить детей с объектами природы и явлениями, характерными для весны, правилами безопасного для себя и природы поведения. Учить видеть последствия нарушения правил, делать выбор на основе гуманного отношения к растениям и животным. Знакомить с моделями безопасного поведения у реки, на море, в лесу. | Сюрпризный момент, беседа, рассматривание (наблюдение), экскурсии, экспериментирование, ознакомление с правилами безопасного для ребенка и природы поведения, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов, театрализованные игры, игровые ситуации. | 1 | Май |
ИТОГО ОД: 9 |
4. Список литературы.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой — 5-е изд. [инновационное], испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Под редакцией Л.Л. Тимофеевой (Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020г.).
- ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Под редакцией Л.Л. Тимофеевой, 2015. С. Сергачева, 2016. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление. 2016.
- ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Под редакцией Л.Л. Тимофеевой. С. Сергачева. (Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, в части формируемой участниками образовательных отношений «Формирование культуры безопасности»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
Культура безопасности в ДОУ. Организация и профилактика безопасности в ДОУ.
В материале описана система работы по организации безопасности в ДОУ....
Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)
Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...
Рабочая программа "Формирование культуры безопасности"
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Формирование культуры безопасности" (дошкольный возраст)...
Всемирный День охраны труда под девизом «Культура безопасности труда как ключевой элемент корпоративной культуры»
Детский сад №5 п.Первомайский, поддержал призыв Коркинской районной организации профсоюза работников образования, организовать мероприятие, посвященные Всемирному Дню охраны труда под девизом «К...
Рабочая программа по формированию культуры безопасности личности у детей дошкольного возраста "Мир Без Опасности"
Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» создана в ответ на запрос современного социума — семьи, общества и государства — к воспитанию одухотворенного человека...
Проект на тему «Формирование экологической культуры и культуры безопасности детей, как одно из направлений социально-коммуникативного направления"
Мы с природой дружим –мусор нам совсем не нужен...