Проект "Развитие речи через кинезиологические упражнения"
презентация к уроку (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский
Одной из актуальных проблем дошкольного воспитания была и остаётся проблема воспитания здорового ребёнка, а особое значение в её контексте занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольников. Формой такой работы может быть кинезиологическая гимнастика. Кинезиология- наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс упражнений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, различные отделы больших полушарий. Развивают мышление ребенка через движение.
« кинезиология( ГИМНАСТИКА МОЗГА) - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария. Правое полушарие Левое полушарие
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ отвечает за логически-аналитическое мышление; анализирует факты; обрабатывает информацию последовательно по этапам; обеспечивает процессы индуктивного мышления(в начале осуществляется процесс анализа,а затем синтеза) ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; отвечает за интуицию и интуитивную оценку; может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа
КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Актуальность Развитие и гармонизация нервной системы ребенка в целом, и деятельность мозговых структур.
Срок реализации: Ноябрь-апрель Вид проекта: долгосрочный Цель проекта: • Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности. Задачи проекта: • развитие межполушарной специализации; • развитие межполушарного взаимодействия; • синхронизация работы полушарий; • снятие эмоциональной напряженности; • развитие мелкой моторики; • развитие способностей; • развитие памяти, внимания; • развитие мышления; • коррекция речевых нарушений
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, учитель ИЗО. Основные направления реализации проекта : познавательно-речевое. Методы осуществления: Практические; Игровые.
Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям: -работа с детьми; -работа с педагогами; -работа с родителями.
Ожидаемые результаты: • Снижение тревожности, пропадание страха отвечать, дети станут спокойнее и увереннее. • Повышение мотивация к обучению. • Развитие устной речи. • Формирование логического мышления. • Улучшение коммуникативных навыков.
Условия Занятия проводятся утром по 5-15 минут. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приёмов. Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
Методы и приемы: Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Массаж Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
Адаптированный комплекс кинезиологических упражнений 1. Растяжки. « Тряпичная кукла и солдат» - Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, – вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т.д « Сорви яблоки» - Представь, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу, каким образом ты можешь их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи его на траву. Теперь медленно выдохни. То же делаем другой рукой. И.д.
2 . Дыхательные упражнения. « Летящие бабочки»- сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом отправить бабочек в полет. « Шторм» – сделайте глубокий вдох и подуйте через трубочку в стакан с водой. « Свеча» – и.п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть ее. « Сдуй листочки со стола», «Футбол», «Мыльные пузыри» и т.д.
3. Телесные упражнения. Упражнение «Волшебные кнопки» способствует обогащению мозга кислородом улучшает восприятие информаци выполняется перед чтением или деятельностью, требующей зрительного напряжения способствует продуктивной работе
Упражнение «Крюки» Углубляет позитивное отношение Поднимает настроение Позволяет следовать поставленной цели
Упражнение «Перекрестный шаг» Упражнение улучшает следующие учебные навыки: правописание и письмо слушание и восприятие чтение и понимание а также творческие виды деятельности
Упражнение «Думающий колпак» используется для лучшего восприятия информации (включение слуха) улучшает концентрацию внимания улучшает память для массажа тела
Упражнения "Двойные рисунки" развивает навыки письма улучшает взаимодействие между правой и левой половинками мозга стимулирует творческие процессы
4. Глазодвигательные. « Горизонтальные восьмерки», «Глаз – путешественник» развивает внимание быстрее решать математические задачи запоминать иностранные слова, читать грамотнее писать
5. Упражнения для развития мелкой моторики. «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
Кулак—ребро—ладонь Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя
Лезгинка Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений
Зеркальное рисование Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга
Ухо—нос Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»
Горизонтальная восьмерка Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе
«Змейка» (замок) Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук. Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию Активизирует работу интеллект-тело
« Зайчик-колечко-цепочка»
«Заяц-колечко-замок»
«Фонарик»
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта , улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
Интересно отметить, что человек может мыслить сидя, неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал что любая мысль заканчивается движением. Именно по этому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. Например: ходьбе, покачивание ногой, постукивание карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические Коррекционно-развивающие и формирующие программы! Вот поэтому следует помнить что неподвижный ребенок не обучается!
Самомассаж головы Релаксация Растяжки Телесные движения Глазодвигательные упражнения Развитие мелкой моторики
Кинезиологические упражнения
Таким образом, кинезиология имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с ФФНР и ОНР. Их можно рассматривать как эффективное средство для снижения тревожности, повышения мотивации, самооценки, улучшение коммуникативных навыков, развития когнитивных функций развитие устной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи. Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?»
Обучение рассказыванию...
Презентация по развитию речи "Артикуляционные упражнения"
Понятие «Артикуляционная гимнастика» Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движ...
Развитие речи дидактические упражнения «Обитатели морских водоемов» для детей подготовительной группы
Развитие речи дидактические упражнения «Обитатели морских водоемов» для детей подготовительной группы...
Проект «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Проектная деятельность с детьми младшей группы по развитию речи....
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».
В наше время, всё чаще мы сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей. Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей; недостаточный...