« Музыкальная сказка - основа для развития фантазии и творческих способностей дошкольников».
методическая разработка

Людмила Васильевна Михальчук

Сказка являяется основой духовного развития ребёнка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                

« Музыкальная  сказка -  основа  для  развития  фантазии  

         и творческих способностей  дошкольников».

         Задачи.

1.Прививать любовь к народному творчеству, воспитывать на его основе нравственные качества в детях, прививать художественный вкус.

2.Знакомить детей с лучшими  образцаминародной  и классической музыки.

3.Развивать творческие способности и фантазию детей.

 «Что за прелесть эти сказки…»

  В. В. Стасов.

  Образы сказки сопутствуют человеку сраннего детства.

 Ребёнок,лишённый её эмоционального воздействия остаётся обделённым на всю жизнь:

 его фантазии не получают основы для развития.

  Сказки закладывают в ребёнке нравственный фундамент.  В сказке рельефно очерчены

 полосы тьмы и света. Вырастая вместе со сказкой, именно в ней, ребёнок учится различать

  добро и зло; ему открывается справедливость и милосердие, жестокость и коварство.

 Сказка сочетает в себе бытовую конкретность с обобщающими условиями воображаемого мира.  Она не может существовать без чуда.  Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания и достичь желаемой цели.

 В этом её глубокая мудрость, так как чудо – это- осуществление мечты. Рядом со сказкой живут  

 близкие ей жанры: мифы, предания, легенды, былины, игры, обряды.  В них раскрывается богатый мир фантазии, проявляется отношение человека к нему.  Жизнь проходила в

постоянном труде и была тесно связана с природой, которая представлялась могучей силой,помогающей человеку, но и полной опасностей.Она  была одновременно и противницей,  и  союзницей. Солнце, ветер, вода воспринимались не просто, как стихии, но как живые существа,  способные гневаться и радоваться, быть враждебными и благосклонными к людям. Поэтому, человек, живущий среди природы, никогда не чувствовал себя одиноким в ней. Его воображение одухотворяло всё, что его окружало, обыденное превращалось в чудесное. В доме за печкой жил старик – домовик, в лесу леший, который мог завести путника в чащу. Реки и озёра были населены русалками и водяными, встречи с которыми тоже небезопасны. Одушевлялось не только пространство.

 Весна приходила за Морозом, но и она уступала Лету, и люди  строили свою жизнь согласно с этим природным  ритмам, чередуя труд и отдых.Отдых - это праздник, выраженный в играх и обрядах.

 Праздники и развлечения, которые проводятся в детском саду, идеально подходят для развития фантазии и творческих способностей детей, таккак, в них часто используются сказки народные,  авторские: оригинальные и в разных интерпретациях. Сама сказка   часто имеет вид свободной импровизации,со множеством повторов, что облегчает её запоминание. В дошкольном возрасте детимыслят образами, конкретными понятиями, а в сказках они  ярко очерчены:  добрый, злой,  хитрый,  завистливый и т д.,  что облегчает их понимание.

 Участвуя в сказке, исполняя роль определённого персонажа, ребёнок может глубоко прочувствовать  его  характер. В дальнейшем он обязательно перенесёт эту модель в свою жизнь.  Можно, таким образом, ненавязчиво как бы лепить его душу, заложить фундамент его поведения в обществе и в нравственном плане, и в творческом. Выбирая сюжет для исполнения, нужно ориентироваться на следующие требования: доступность, интерес к сюжету, последовательность и логичность действий, учёт возрастных особенностей, нравственная направленность сюжета сказки: победа добра над злом.

 Из всех видов искусств музыка может наиболее полно развить фантазию,  дать простор воображению ребёнка,  так как она часто  не бывает привязана  к  конкретному  образу.

 Музыка обладает и конкретностью: (например, пьеса А. Гречанинова «Котик заболел», « Котиквыздоровел»), и вариационными  возможностями: ( например,  пьеса «В лесу»). Можно много раз говорить ребёнку, что лисичкахитра, кокетлива, игрива   при исполнении роли,

Но лишь зазвучит музыка   и образ сразу обретает яркость; ребёнокбыстрее в него включается,

 откликаясь эмоционально.  Музыкаподчёркивает и углубляет образы персонажей, помогает войти в них является связующей нитью переходаот одного действия к другому, отражает настроение героев, оказываетстимулирующеевоздействиена ребёнка, вдохновляет и будит  воображение.

 Развитие творческих способностей начинается с маленьких конкретных образов  в младших группах. Например, в сценарии «Ёж и огород», дети изображают горошков, умеющих легко прыгать и кататься: Мы – горошки маленькие, но зато удаленькие. Как подпрыгнем высоко- не поймает нас никто!

Ребёнок,  говоря эти слова,  легко подпрыгивает на соответствующий  текст,  делая это с видимым  удовольствием, подчёркивая прыгучесть этого образа,  видно, что он прочувствовал  эту особенность  образа. Качественный литературный текст также способствует созданию

яркого  образа, ведь  литература  и музыка  - наиболее  близкие виды  искусства.

 В среднем  возрасте дети способны  изобразить и две, три характерные  черты образа.

 Так, в сценарии  «Заяц – грибник» ребёнок  отражает в характере персонажа его лень, весёлость, испуг интонацией,  жестами,  повышением  или  понижение голоса.

 В младших, средних группах образы имеют свои особенности:они не должны быть очень страшными, пугающими, а иметь весёлую привлекательность. (Чебурашка, котЛеопольд и мышки,  Красная шапочка, волк,    беззаботные поросята  и  т. д.).

 В старшем  дошкольном возрасте дети разыгрывают уже целые сценки, изображают  более разнообразно  ипо – своему, образы  героев. Так, в сценарии  «Колосок» по укр.  нар.  сказке, оба мышонка показывают  намто шаловливых,  то хитрых,  то  ленивых   мышат   с большим объёмом мимики,   жестов,  движений,  каждый   по – разному.Бываетдостаточно словесной  подсказки, а жесты они сами находят. Дети старшей  группы  уже вступают в диалог друг с другом, могут подыгрывать   друг другу и  вызывать более  эмоциональный  отклик  у партнёра , стимулировать  его творческий   отклик.

 В подготовительной  группе  дети  играют целые  спектакли. Образы  персонажей  углубляются, имеют  несколько  характеристик, показываются в развитии. Так, в сценарии « Незнайка на луне»,

лентяй  превращается  в добросовестного  ученика.  В   спектакле  изображается  постепенный  накал эмоций.Здесь  можно привлечь и  знания детей, и  какой – то  жизненный опыт,  сравнения

  сдругими образами, сопоставления.Персонажи  в старшем и подготовительном  возрасте

 могут использоваться  самые разнообразные, потому что  они осознают, что  это всего лишь сказка и  потому,  что их более увлекательно  играть, правда,  иногда бывают исключения, когда  ребёнок хочет играть только положительного героя, особенно,  если  это  касается  девочек.

Наблюдается  интересная  особенность  при выборе  ролей  для  детей.    Если учесть   характер наклонностей  к определённому  поведению,  его склонности, его привязанности,  амбиции

 и подобрать ему  соответствующую роль,то сыграть её он может    очень  точно, свободно,  с удовольствием.  В дальнейшем, ине имея особых способностей, он может справлятьсяи с другими ролями, не характерными для него.

 Таким образом, ребёнок может творчески развиваться  и в дальнейшем также  творчески подходить и к своей будущей профессии.

Музыка  в старших возрастах   используется в большем объёме  и более разнообразных характеристиках и как фон:  море спокойное,  взволнованное,  бушующее; солнце поднимается,

  освещает мощным светом всё вокруг; ветер разыгрался или затихает;  тёмный лес зловеще шумит т и т. д.  Музыка также помогает войти в образ, создаёт определённое настроение.

 Подводя итог проведённой  работе,  можно сказать, что на протяжении  всего дошкольного возраста, участвуя  в сказках   сначала    зрителями  пассивно, затем постепенно вовлекаясь в  творческий процесс,  и , наконец,  разыгрывая  целые спектакли,  активно  действуя,  ребёнок пропускает  через  себя , прежде всего нравственный  опыт человечества и приобретает

творческий подходк жизни   и будущей  профессии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников....

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ

Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...