Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
статья

Мордовцева Мария Алексеевна

В данной статье рассматривается проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада является актуальной. От того как происходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Современные родители не могут помочь ребенку в адаптации к ДОУ, в этом им не хватает педагогической культуры. В этой ситуации помощь родителям и ребенку ложится на плечи специалистов детского сада. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. В нормативно-правовых документах Постановление Правительства РФ «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» 2008 г затрагиваются понятия адаптации детей в ДОУ. «Детский сад для детей раннего возраста реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей». Адаптация (лат adapto – приспособляю) – процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. Адаптацию иногда называют и результат такого процесса-наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Адаптация – процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками – с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду. Психология под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под его воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличии от приспособления животных, преодоления трудностей или формирования определенных свойств личности. Анализ понятия адаптация позволяет нам сделать вывод, что адаптация – это есть процесс приспособления, это есть перестройка психики, это есть процесс восхождения в согласие с внешним миром. В педагогике существует 3 фазы адаптационного процесса: 1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц); 2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3–5 месяцев); 3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течении 10–15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5 дней, есть признаки психического стресса; тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Различают также специфическую и неспецифическую адаптацию. Специфическая вызывает такие изменения в организме, которые направлены непосредственно на устранение либо ослабление действия неблагоприятного фактора. Адаптация неспецифическая обеспечивает активизацию разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных этапах приспособления к любому фактору среды, не зависимо от его природы. Дети раннего возраста не испытывают потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети тяжело адаптируются к детскому саду, поскольку эффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены. Дети 2–3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....