Рекомендации для педагогов: приемы поддержки детей с СДВГ
консультация

ИННА АНАТОЛЬЕВНА МАРКОВА
Своевременная профилактика и соблюдение рекомендаций по организации работы с детьми с СДВГ может обеспечить нормальную и полноценную жизнь таким детям, что будет способствовать в дальнейшей их жизни снижению преступности, алкоголизма и наркомании!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_podderzhki.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов: приемы поддержки детей с СДВГ

Подготовила Педагог ГБДОУ№81 Красногвардейского района СПб

Педагогу важно помнить о соблюдении ряда правил при взаимодействии с особым ребенком:

  • четко повторяющаяся структура занятий и неизменное расположение предметов в комнате, в которой они проводятся;
  • четкое соблюдение правил, ритуалов и регламента, неукоснительное следование им;
  • поочередное назначение лидером каждого ребенка, что способствует повышению его авторитета, а, следовательно, необходимости произвольной регуляции своего поведения и контроля над происходящим вокруг.
  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.

Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, и развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Развивающие упражнения для корректировки нарушенных функций у детей:

  • дыхательные упражнения. Важно научить ребенка дышать диафрагмой. Педагог может сочетать дыхательные упражнения с вариантами упражнений для глаз и языка, также с упражнениями визуальной и сенсорной системы;
  • упражнения для языка и мышц челюсти;
  • растяжки. Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног;
  • глазодвигательные упражнения;
  • перекрестные телесные упражнения;
  • телесные упражнения массажи и т. д.
  • При организации занятий познавательного характера в образовательном учреждении и дома:
  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Важно обратить внимание на ряд особенностей в организации образовательной деятельности:

  1. Большое внимание уделять индивидуальной работе.
  2. Игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
  3. Ограничить отвлекающие факторы.
  4. Строить занятия по четкому стереотипному распорядку.
  5. Давать на определенный отрезок времени лишь одно задание.
  6. Периодический контроль и коррективы выполнения задания.
  7. Создать условия для быстрого обращения за помощью.
  8. Помощь в организации работы.
  9. Делить занятие на короткие периоды со сменой деятельности и двигательной разрядкой.
  10. Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце.

Приемы поощрения:

Поощрять за целенаправленную и сосредоточенную деятельность (усидчивость, аккуратность).

  1. Поощрения должны носить моментальный характер: ребенок не умеет ждать.
  2. Хвалить за то, что довел начатое дело до конца.
  3. Поощрять за хорошее поведение.
  4. Поощрять за успешное выполнение новых и более трудных заданий.
  5. Похвала должна быть не слишком эмоциональная.

Требования к режиму дня:

  1. Режим (расписание уроков) должен быть четким.
  2. Использовать записи, наглядность (картинки), чтобы ребенок мог ориентироваться на самостоятельное выполнение режима (расписания уроков).
  3. Использовать будильник, часы для контроля времени.
  4. При переключении с одного вида деятельности на другой предупредить за несколько минут до начала новой деятельности.
  • Переутомление и его профилактика:
  1. Утомление проявляется в виде двигательного беспокойства и снижения самоконтроля.
  2. Ограничение пребывания в местах большого количества людей.
  3. Оберегать от большого количества впечатлений
  4. Исключить чрезмерное количество раздражителей.
  5. Во время игр лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером.
  6. Избегать беспокойных, шумных игр и приятелей.

 При взаимодействии с гиперактивным ребенком нередко возникают конфликтные ситуации и стрессовые состояния как у самого ребенка, так и у педагога. Что можно сделать в таких ситуациях?

1. Отвлечь ребенка от его капризов, например, поручить ему выполнение задания, связанное с физическим трудом или спортивным упражнением;

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Рекомендации для педагогов:

 необходимо самому сбросить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений.

  1. Дыхание. Перед беседой с ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь.
  2.  Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающее ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи, груди. После этого начинайте беседу.
  3. Массирование. Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов. Неконструктивное поведение детей.

Технологии коррекции неконструктивного поведения детей....

Консультация для педагогов на тему:" Дети с СДВГ и коррекционная работа педагогов".

             Вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели сущест...

Консультация для педагогов ДОУ "Особенности детей с СДВГ"

Консультация поможет педагогу отличить шумного ребенка баловня от ребенка с особенностями в развитии, познакомит с признаками гиперактивного ребенка, причинами гиперактивности. данный материал поможет...

Рекомендации для родителей при поддержке детей во время карантина и самоизоляции

В не легкий период самоизоляции, родители, контролируйте свое эмоциональное состояние. Помните, активная деятельность детей на улице стала ограниченной. В это время ваши дети становятся подвижными, шу...

Рекомендации для родителей при поддержке детей во время карантина и самоизоляции

В не легкий период самоизоляции, родители, контролируйте свое эмоциональное состояние. Помните, активная деятельность детей на улице стала ограниченной. В это время ваши дети становятся подвижными, шу...