«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»
консультация
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, – невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 376.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, – невозможно.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра. И пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы, и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуально и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. А также развивает творческие способности дошкольников, что тоже немаловажно.
Театрализованные игры имеют заранее известное содержание, то повседневные обретают содержание в процессе своего развития.
Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия. Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрываемым произведением. Принимаемое многими за творчество, объясняется отсутствием у детей умения образного воплощения, но еще не проявлением творчества. И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений в театрализованных играх, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей является сама по себе творческой деятельностью.
Из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдается играм-драматизациям, т. е. играм, где дети сами изображают героев литературных произведений. В игре-драматизации играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается.
Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей.
Игра – драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации более сложны. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой – либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт.
Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
• Имеет опыт восприятия литературных произведений. Их переживания и осмысливания;
• Имеет опыт с театральным искусством;
•Включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям. (ребенок-«режиссер», ребенок-«актер», ребенок-«зритель», ребенок-«оформитель» «декоратор» спектакля).
На практике при организации и проведении театрализованной деятельности встречаются реальные трудности с которыми встречаются педагоги:
• Недостаток учебного времени (т. е. с общей загруженностью воспитателя)
• Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника
Итак, театрально-игровая деятельность имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но очень важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1. Как творчество продуктивное
2. Исполнительское (речевое, двигательное)
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика)
Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношения к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включенность» педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка.
Таким образом, развитие театрализованной деятельности дошкольного возраста зависит от внешних (семья ребенка, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности) и внутренних (индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает ли...
Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста...
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «с...