Ребенок- дошкольник как субъект педагогического процесса.
статья
Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok-doshkolnik_kak_subekt_pedagogicheskogo_protsessa.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок- дошкольник как субъект педагогического процесса.
Приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектной позиции личности ребёнка по отношению к себе и к обществу, позиции, предполагающей не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на свой потенциал личностного развития.
Особую значимость развитие субъектности приобретает в дошкольный период, поскольку средовые и воспитательные влияния в дошкольном возрасте оказываются наиболее эффективными, а позднее теряют своё детерминирующее значение. Всё это диктует необходимость поиска эффективных и органичных для ребёнка-дошкольника условий развития его способности быть субъектом, становления субъектности как интегральной характеристики.
Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение — это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слышит вокруг себя.
В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта — носителя активности как потребности в деятельности.
Опираясь на концепцию Л.С. Выгодского можно предположить, что развитие ребёнка как субъекта поведения в раннем и дошкольном возрасте осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению
новых субъектных качеств и новых способов поведения. Развитие ребёнка
как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной
стороны деятельности к опероционно – технической; от совместной к
самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные
структуры психической деятельности ребёнка как субъекта практической
деятельности формируется целиком в индивидуальном опыте – это
важнейшая закономерность в развитии субъекта.
Можно выделить основные направления развития ребёнка как субъекта
деятельности:
1-ый год жизни - ребёнок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни - ребёнок субъект предметной деятельности (речь как
предмет);
3-ий год жизни – ребёнок как субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет – ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности
(предмет деятельности – взрослый); ребёнок субъект понимания и освоения
смыслов человеческих действий.
5 лет – ребёнок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребёнок субъект переживания внутренней жизни и обучения
(познания).
Выделяют две группы субъектных проявлений ребенка:
-эмоционально-субъектные
-деятельностно-субъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участвовать в разных видах игр, третьим — постоянно экспериментировать.
Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым).
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты решения той или иной задачи, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности.
Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. У ребенка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру, или мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я», происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
Таким образом, формирование субъктных свойств и качеств дошкольников
необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребёнка в позицию
равноправного участника взаимодейсвия, учитывая его интересы и
потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения,
корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые
условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения,
уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.
Одним из субъективных проявлений ребёнка является его способность
сделать выбор. Эта способность проявляется в организации и осуществлении
деятельности, в выборе задач, средств, способ её реализации.
Одним из наиболее ярких проявлений субъектности является детское
творчество.
Оно проявляется в разных продуктивных видах деятельности, в том числе и
речевой, продуктом которой становятся сочиненные детьми рассказы, сказки,
загадки, стихи. В процессе творческого рассказывания и сочинительства
проявляются и развиваются творческие способности ребёнка, его
воображение, фантазия.
Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного
возраста является непосредственное участие семьи в этом процессе. Именно
дома, в общении с близкими людьми возникает мотивация творческой
деятельности, потребность передать накопленные впечатления дня в
художественной деятельности. Поэтому достаточно часто пик творческих
проявлений ребёнка переносится именно в условия семьи. Особенно это
характерно для поведения детей с трудностями общения, поведения,
эмоционально- волевой сферы.
Процесс сопровождения творческого освоения мира ребёнком в дошкольном учреждении должен заключаться в создании условий для самостоятельного построения ребёнком собственной картины мира. Для этого важно создать атмосферу творчества и созидания, сопровождающую любую деятельность ребёнка. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые ждут его достижений и радуются его успеху
В дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир, пытается разобраться во многих наблюдаемых явлениях, развивает память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. По данным П. Я. Гальперина, в 6–7 лет можно получить «умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…» Это говорит о высокой обучаемости детей дошкольного возраста, а также о том, что часто, к сожалению, потенциальные способности детей остаются невостребованными.
Дошкольник без труда накапливает огромное количество информации благодаря своей хорошей памяти, любознательности и т. д. Более того, дети демонстрируют способность осваивать не только разрозненные знания, но и целую систему знаний. После 3 лет, как отмечал Л. С. Выготский, мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно–следственных связей и зависимостей, правда, если они представлены в наглядно–образной форме.
Любознательность подталкивает, стимулирует ребенка к экспериментиро-ванию, к обращению с вопросами к взрослым. Первые вопросы дошкольника связаны со стремлением обозначить окружающий его мир, поэтому чаще всего они начинаются с вопросительного слова: «Что это? Кто это?» В это время у ребенка еще нет вопросов, касающихся причинных связей и зависимостей. Лишь в 4–5 лет начинают появляться вопросы с важным вопросительным словом «как?» («Как это сделать?») и, наконец, со словом «почему?». Эти вопросы свидетельствуют о пытливости ребенка, о его желании познавать как можно больше. Если же взрослые не реагируют на эти вопросы должным образом, интерес к познанию мира снижается и сменяется безразличием. Правда, замечательной особенностью дошкольного детства является устойчивый интерес к познанию, который не так–то легко снизить.
Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к своему организму, полу, к своим чувствам, переживаниям. К старшему дошкольному возрасту он уже достаточно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением.
Известно, что дошкольники любят фантазировать, что–то воображать, представлять. Ребенок постоянно находится в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает и поет песни. Это очень полезно для развития творческой личности. «Творческий ребенок, творческая личность, – пишет Н. Н. Поддьяков, – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности».
Многое зависит от того, как усваиваются ребенком полученные знания, – только путем запоминания или зримо, образно, осознанно. Для развивающей-ся личности это строительный материал, из которого возводится здание интеллекта и эмоций.
Дети активно расширяют собственный словарный запас, задумываются над значением новых для них слов. Словотворчество, свойственное ребенку 4–5 лет, служит доказательством нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в нем творческого начала.
Достижением дошкольного возраста является развитие различных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная деятельность, хотя ведущей, конечно же, остается игра. Игры в дошкольном возрасте по сравнению с играми в раннем возрасте становятся сложнее, разнообразнее по сюжету, гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что непосредственно видит вокруг себя, но и то, о чем ему читали, что он услышал, увидел по телевизору и т. п. В игре выражаются чувства и эмоции детей, она удовлетворяет его потребности в познании мира взрослых.
Ребенок учится предвосхищать результат своих действий с предметами, у него развиваются элементы прогнозирования ситуации. Все это значительно обогащает умственную активность ребенка, который на эмоционально–чувственной, ориентировочной основе начинает познавать
мир, окружающий его. Воспитатель в процессе общения с малышом развивает его познавательную активность, ставит ребенка в ситуацию активных действий, посильной самостоятельности, побуждает к целенаправленности в достижении конкретного результата.
Постепенно у ребенка проявляется интерес к умственному труду, формируется его готовность к обучению в школе.
По своей природе ребенок оптимистичен и весел. И если к 5 годам малыш не обладает оптимистичным мироощущением, это может быть связано с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении.
Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно–личностной. Он начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация акций в ДОУ - одна из форм взаимодействия субъектов педагогического процесса.
В предложенном материале описывается опыт работы педагога-психолога по организации и проведению акций в дошкольном учреждении. Цель акции - создание благоприятного психологического климата в ДОУ, попу...
Ребёнок - дошкольник как субъект педагогического процесса.
Всеми нами любимый Макаренко сказал, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. И это правильно. Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе ...
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса
Цель семинара:• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДОУ В РАМКАХ ФГОС ДО»
Семинар-практикум...
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». ...
Педагог как субъект педагогического процесса
В статье рассматривается профессиональная деятельность педагога в свете традиционного структурно-функционального, профессиографического , культурологического, компетентностного и др. подходов.Современ...
Статья на тему «Ребенок как субъект педагогического процесса дошкольной образовательной организации»
Жизнь быстротечна и как важно не ошибиться в выборе самого главного - призвания. По пришествию лет могу точно сказать мне повезло и удалось осуществить все свои детские, юношеские мечты и я не разу не...