РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Развитие речи» (младшая группа, второй год обучения)
рабочая программа (младшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Развитие речи» (младшая группа, второй год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr._razvitie_rechi_mladshaya_gr._2020_g.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»
Согласовано на заседании педагогического Утверждено
приказом заведующего по
совета МАДОУ детского сада «Солнышко» МАДОУ детскому саду
«Солнышко»
протокол № 1_от «30» августа 2019 г. № 105 от «30» сентября 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область «Речевое развитие»
Модуль «Развитие речи»
(младшая группа, второй год обучения)
на 2019 – 2020 учебный год
Разработчик: Лебедева Н.А.,
воспитатель 1 квалификационной категории
п. Коврово
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание разделов | Страницы |
1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения модуля 2.1. Обязательная часть программы дошкольного образования («Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) 3. Содержание модуля 3.1. Обязательная часть программы дошкольного образования («Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) 4. Календарно-тематическое планирование 4.1. Обязательная часть программы дошкольного образования («Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) 5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности | 3 3 3 4 4 5 7 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - Программа) по «Развитию речи» для детей 3-4 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад «Солнышко», и составлена на основе использования образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Цели: Создание благоприятных условий для полноценного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи:
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
2. Планируемые результаты освоения модуля
К четырем годам ребенок:
- С удовольствием вступает в речевоеобщение со знакомыми взрослыми:
понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые
распространенные предложения;
- проявляет речевую активность вобщении со сверстником; здоровается и
прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;
- по вопросам составляет по картинкерассказ из 3-4 простых предложений;
называет предметы и объекты ближайшего окружения;
- речь эмоциональна, сопровождаетсяправильным речевым дыханием;
- узнает содержание прослушанныхпроизведений по иллюстрациям,
эмоционально откликается на него;
- совместно со взрослым пересказываетзнакомые сказки, читает короткие стихи.
3. Содержание образовательной деятельности программы
Владение речью как средством общения и культуры.
Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова.
Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения:приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Освоение умений диалогической речи:отвечать навопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)
Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.
Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает.
Обогащение активного словаря.
Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся,
бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши.
Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха. Развитие умений:правильно произносить гласныезвуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра – у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с).
Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитаниеинтереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | |
Раздел «Владение речью как средством общения и культуры.» | 7 | ||
Тема: «Кто гуляет на полянке». Цель: Учить детей запоминать героев, гуляющих на полянке, четко воспроизводить их имена; учить повторять речевые образы за воспитателем. | 1 | ||
Тема: «Вот летят пушинки, белые снежинки» Цель:Учить детей отгадывать загадки о снеге и снежинках. Рассказать о свойствах снега. | 1 | ||
Тема: «Рассматривание картины «Зимой на прогулке» Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; учить составлять рассказ по схеме. | 1 | ||
Тема: «Здравствуй лес!» Цели: Познакомить детей с некоторыми видами деревьев, помочь детям соотнести текст стихотворения с изображением деревьев. | 1 | ||
Тема:«Раз, два, три, четыре, пять-очень любим мы играть!» Цели: Учить детейразвивать внимание, сообразительность, речевую активность. | 1 | ||
Тема: «Что я знаю о дожде» Цель: Учить слушать небольшое по объему литературное произведение; активизировать словарный запас детей. | 1 | ||
Тема: «Чтение детям сказки «Телефон» К.Чуковского» Цели: Учить читать выразительно сказку, помочь детям запомнить диалоги автора со слоном, с крокодилом, зайчатами, мартышками, цаплями. | 1 | ||
Раздел «Развитие связной, грамматически правильной диалогическойи монологической речи.» | 4 | ||
Тема: «Составление описательного рассказа «Что растет на грядке». Цель: Учить детей составлять описательный рассказ, отгадывать загадки. | 1 | ||
Тема: «Беседа по картине «Слепили снеговика» Цели: Учить детей анализировать картину, развивать у детей наблюдательность, речь. | 1 | ||
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель:Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей. | 1 | ||
Тема: Игра-драматизация «Мы в лесу построим дом» Цели: Учить детей составлению описательного рассказа; учить подражать звукам и движениям персонажей. | 1 | ||
Раздел «Обогащение активного словаря» | 3 | ||
Тема: «Путешествие на волшебном поезде» Цель: Учить детей запоминать слова песни «Поезд», помочь детям понять, что животные «разговаривают» по-своему. | 1 | ||
Тема: «Как спасаются звери от стужи зимой» Цель: Учить детей отвечать на вопросы предложениями, образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных. | 1 | ||
Тема: «Встречаем весну» Цель: Уточнить знания детьми времен года, примет весны; развивать творческое воображение. | 1 | ||
Раздел «Знакомство с книжной культурой, детской литературой.» | 3 | ||
Тема: «Сорока, сорока …» Цели: Показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек; обогатить речь ребенка. | 1 | ||
Тема: «Чтение стихотворения Е.Благининой «Аленушка» Цели: Учить детей внимательно слушать литературное произведение, запоминать отдельные слова, фразы. | 1 | ||
Тема: Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка». Цель: Познакомить дошкольников со сказкой «Рукавичка», учить эмоционально воспринимать содержание сказки. | 1 | ||
Раздел «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | 1 | ||
18. | Тема: «Домик для язычка». Цели: Познакомить детей с функцией речевых органов-языка и зубов. | 1 | |
Всего | 18 |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п\п | Наименование | Имеется в наличии (количество, шт.) | |||
Оборудование | |||||
1. | Ноутбук LENOVO | 1 | |||
2 | Экран IQ Board | 1 | |||
3 | Проектор EPSON | 1 | |||
4 | Музыкальный центр Sony | 1 | |||
5 | Колонки CREATIVE | 1 | |||
6 | Мольберт | 1 | |||
9 | Детский планшет | 5 | |||
11 | Конструктор "Робототехника" | 3 | |||
12 | Говорящая ручка | 1 | |||
Мебель | |||||
13 | Стул ученический | 25 | |||
14 | Стол ученический многоместный | 5 | |||
15 | Стул офисный | 1 | |||
16 | Стол угловой с тумбой | 1 | |||
Средства обеспечения освоения программы Аудио- и видео - пособия | |||||
17 | «Буквария – обучение чтению» ПМК | 1 | |||
18. | «Готовим детей к школе» ПМК | 1 | |||
19. | «Сделай сам: задания,тесты,игры» (проектная деятельность) ПМК | 1 | |||
20. | «Пальчиковые игры» Е. Железновой | 1 | |||
Методическое обеспечение группы Оборудование центров в соответствии с требованиями ФГОС | |||||
21. | Беседы по картинкам. Пословицы и поговорки. ФГОС ДО , Шорыгина Т. | 1 |
5.2. Список литературы
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 528 с.
- Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 272 с.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по развитию речи», Ц.Т. «Учитель» Ц.Т. «Учитель» 2016 г.
- Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова «Рабочая программа воспитателя» - ежедневное планирование по программе «Детство» (младшая группа) / « Конспекты интегрированных занятий» А.В. Аджи А.В. Аджи, Ц.Т. «Учитель», 2016 г.
- А.И. Пазухина «Давайте поиграем», Издательство «Детство», 2016 г.
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3 - 5 лет», Творческий центр. Москва, 2015 г.
- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», Сфера 2016 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Аппликация» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Аппликация» (младшая группа, второй год обучения)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Конструирование» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Конструирование» (младшая группа, второй год обучения)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Лепка» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Лепка» (младшая группа, второй год обучения)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Рисование» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Рисование» (младшая группа, второй год обучения)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Чтение художественной литературы» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Чтение художественной литературы» (младшая группа, второй год обучения)...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Речевое развитие" Раздел: развитие речи
Развитие речи...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область: Речевое развитие. Раздел: Развитие речи
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нер...