Творческий отчет по проекту "Моя семья"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Махмутова Румия Монзуровна
Творческий отчет по проекту « Моя семья»
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я может быть, запомню.
Вовлеки меня, и я пойму.»
Конфуций .
С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. Для этого природа щедро одарила его познавательной активностью. Малыша интересует всё. Потому, используя все доступные ему средства – взять в руки, подействовать, попробовать, - он стремится к познанию мира.
Но один ребенок с этой задачей не справится, поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность младшего школьника.
В детском саду я работаю давно лет и очень люблю свою работу. И вот в 2008 году, изучая новинки методической литературы и, наблюдая за детьми, я пришла к выводу о целесообразности вовлечения родителей в процесс обогащения дошкольников новыми знаниями.
Для того чтобы развивать познавательную активность детей, необходимо учитывать три основных внешних условия:
- Общение со взрослыми и сверстниками.
- Субъективная позиция ребенка в деятельности.
- Направленность деятельности на познание окружающего мира.
Начала я свою работу с того, что изучила литературу по этой теме. Далее я провела диагностику познавательной активности детей. Опираясь на диагностику авторов Т. В. Кирсановой, С. П. Кузьминой оценивала следующие категории:
- Содержание и характер знаний;
- Особенности познавательной активности;
- Проявление интеллектуальных качеств.
По результатам диагностики я увидела, что высокий уровень познавательной активности у 24% детей, а у 30% недостаточный уровень.
Следующим этапом работы стало составление перспективного плана по развитию у детей познавательных способностей. Для того, чтобы вовлечь родителей в работу, заинтересовать, включить в педагогическую деятельность мною составлена «Анкета интересов родителей» (см. приложение). Результаты анкетирования показали, что родители готовы заниматься с детьми такими видами деятельности как:
Чтение – 10%.
Рисование – 20%.
Игры – 23%.
Экскурсии – 10%.
Помощь в организации праздников – 5%.
Придумывание с воспитателем различных нововведений – 3%.
Подбор дома нужных материалов – 10%.
Помощь в планировании работы – 15%.
Анкета показала некоторую пассивность родителей, их отстраненность от воспитательного процесса.
Для оповещения родителей о темах и содержании образовательной работы, а так же создания мотивации для оказания действенной помощи использовала «модель трех вопросов». В любое свободное время разговаривала с детьми о том, что они знают или хотят узнать. Все идеи детей записывала в специальном листке.
Что получила в результате такого опроса?
Родители понимают, что и откуда знают их дети, определяют круг интересов своих детей и получают представления о том, какими способами те готовы получить новые знания.
В начале года провели родительское собрание по теме «Знаете ли вы своего ребенка», на котором обсудили результаты анкетирования детей по теме «Познавательные интересы вашего ребенка», цель которого определить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы.
Результаты показали, что у родителей мало совместных с детьми дел. Родители, сами ссылаясь на свою занятость, не стремятся к совместному с детьми творчеству.
Исходя из анкетирования, поставила перед родителями следующие задачи:
- Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов;
- Направлять поисковую деятельность детей;
- Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- Помочь использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации.
В процессе обсуждения наметили пути взаимодействия с родителями, способствующими развитию познавательных способностей детей.
- Создание альбома «Моя семья».
- Традиция «Встречи с интересными людьми».
- Семейные проекты «Познаем вместе».
- Создание «Уголка познания».
- Привлечение отцов к воспитательному и образовательному процессу.
- Создание мини-музея «В гостях у сказки».
Работа в группе начинается со знакомства с семьями воспитанников посредством анкетирования. Однако собранные анкеты не дают полного представления о семье, и главное, недоступны детям. Поэтому я предложила каждой семье оформить альбом «Моя семья». Приведу примеры страничек альбома:
«Наша семья».
«Генеалогическое древо семьи»,
«Что обозначает мое имя».
«Рассказ о маме (папе, дедушке, бабушке)».
«Когда мне грустно» и др.
При оформлении страничек родители вместе с детьми проявляли творчество, фантазию, мастерство (использовали фотографии, рисунки, аппликацию). Единственным моим требованием было оформлять и заполнять страничку вместе с детьми. Надо отметить, что создание альбома не разовое мероприятие. Постоянная работа с ним способствует появлению у детей самых разнообразных познавательных интересов. Составляя странички в альбоме «Моя семья» дети больше задумываются о себе, узнают о своих родных. Альбомы я использую на праздниках, различных познавательных мероприятиях.
Главные выводы, к которым я пришла, наблюдая за детьми и их родителями в процессе работы с альбомом «Моя семья» сводятся к следующему:
- Подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье;
- У детей появляется познавательный интерес к истории своей семьи;
- У детей правильно формируется социальное понятие «семья»
Особый интерес у детей среднего возраста вызывают рассказы родителей о своей работе, увлечениях, совместном с детьми отдыхе, семейных традициях.
Так родилась традиция «Встречи с интересными людьми». Данная традиция нужна для формирования у детей понятия «деятельность людей», умение общаться с людьми. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
Были проведены встречи с родителями: «Мой папа - военный», «Когда мамы нет дома», «Выходной в нашей семье», «Моя мама работает врачом».
Традиционные «встречи с интересными людьми» с участием родителей начинают проводиться со средней группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. В группу приходят не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, любят дети общаться со старшими братьями и сестрами своих друзей. Такие встречи очень интересны, дети испытывают чувство гордости от общения с родителями. Они благотворно влияют на познавательную активность
детей.
Именно родителям, как первым воспитателям, необходимо развивать познавательные способности своих детей. Для более полной информированности мною изготовлены папки – передвижки «Без папы – как без рук», «Дети учатся жить», «Дела домашние», «Ошибки семейного воспитания».
Суть семейного проекта «Познаем вместе» состоит в том, что каждая семья, учитывая свои познавательные предпочтения и возможности, готовит материал по самостоятельно выбранной теме. Так появились проекты «Путешествие капельки», «Мой друг собака», «Как я выращивал горох».
Родители вместе с детьми рассказывают о своих проектах, какую литературу прочитали, что нового узнали. Как приятно видеть светящиеся гордостью глаза ребенка и его родителей. На подобные встречи приглашаются все желающие родители. Обычно это стимулирует другие семьи включиться в проект и подготовить новые познавательные темы. Каждая встреча дает толчок к возникновению и развитию новых познавательных интересов дошкольников, а в группе появляются все новые и новые альбомы, которые ребята любят рассматривать. Как правило, при этом рассказ ведет ребенок – автор альбома.
При активном участии родителей создали в группе «Уголок познания». В нем собран необходимый материал для экспериментальной деятельности детей. Родители вместе с детьми с удовольствием занимаются экспериментированием, чтением журналов, детской научно-популярной литературы. Все это имеет огромное значение для развития познавательного интереса детей.
В современном обществе становится все меньше условий, благоприятных для полноценного развития ребенка, увеличивается дефицит общения ребенка со взрослыми. Можно утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее понимать.
Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи. Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец своей будущей семейной жизни.
Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами – одно из важнейших направлений в моей работе. В работе с родителями существует одна особенность – в нее необходимо включать как можно больше разнообразных, интересных для детей и родителей форм взаимодействия.
Был составлен перспективный план взаимодействия с отцами с целью повышения их роли в семье (см. приложение). Наметили совместные мероприятия, досуги, праздники. В нашей группе существует традиция «Встречи с интересными людьми», где папы рассказывают о своих профессиях, увлечениях, играют с детьми. Очень интересно прошло мероприятие «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». Стараюсь привлекать пап для изготовления атрибутов к играм, фотоуслугам. В детском саду ежегодно проводится неделя «Мой папа лучше всех». Здесь и фотовыставки, и совместные с детьми поделки, спортивные досуги.
Все эти мероприятия способствуют повышению роли отцов в познавательном развитии детей, их воспитании.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
К.Д. Ушинский пишет: «Родное слово…объясняет ребенку природу, как не смог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик…»
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает ускоренную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Совместными усилиями с родителями создали музей «В гостях у сказки». Я составила план работы, определила цели и задачи мини-музея:
1. Донести в доступной форме до сознания детей народные ценности;
2. Воспитание любви ко всем людям и природе;
3. Расширение кругозора и представлений о мире;
4. Закладывание нравственных норм и начал;
5. Развитие связной речи.
Родители сделали своими руками интересные экспонаты, что-то принесли из дома. В результате получился интересный, яркий, со множеством игр, экспонатов мини-музей. Дети с удовольствием проводят здесь время. Часто приходят родители, рассматривают вместе с детьми волшебные предметы, читают книги. Я провожу на основе мини-музея викторины, беседы. Когда к нам приходят родители, самые активные дети выступают в роли экскурсоводов. Создание мини-музея имеет большое значение прежде всего в нравственном развитии детей. Ведь не секрет, что родители в современном обществе просто забыли о сказках. Чаще всего они включают телевизор, и ребенок остается один, лишенный общения с родителями.
В течение восьми лет веду кружок. В средней группе – «Умелые руки», в старшей группе занимаемся квиллингом или бумагокручением. Кружок называется «Кручу-верчу». Дети расширяют свои знания, учатся делать интересные поделки, изготавливают поздравительные открытки к праздникам. Занятия в кружке имеют большое познавательное значение, развивается моторика рук, внимание, воображение.
Работу по развитию познавательных способностей детей буду продолжать и подготовительной к школе группе. Ведь привлечение родителей к обучению и развитию детей имеет огромное значение и сказывается на результатах.
По результатам диагностики высокий уровень познавательной активности детей повысился на 22%, средний – на 21%.
Таким образом, я считаю, что за два года работы по теме «Развитие познавательных способностей детей через работу с родителями» я добилась хороших результатов. Самое главное – родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками процесса обучения и воспитания детей. Результаты анкетирования – яркое тому подтверждение. Активно участвуют в познавательном развитии детей – 65%, интересуются результатами успехов своих детей – 25%. Все родители готовы прийти в группу и внести свой вклад.
В дальнейшем планирую привлечь родителей и детей к участию в научно-практической конференции «Умные совы и совята», ввести новую традицию «День рождения группы», привлечь родителей к такому проекту как «Презентация семьи».
Я надеюсь, что дети нашей группы в психологическом и интеллектуальном плане к школе будут подготовлены.
Кроме работы с детьми и родителями на протяжении двух лет проводила определенную работу с коллегами – педагогами. Делилась с ними результатами своей работы. Проводила открытые занятия по познавательному развитию: «Целебная сила цвета», «В гостях у Кота Ученого». Свой опыт я обобщила на педсоветах, на совещаниях при заведующей. В этом году провела консультации: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников», «Условия оптимизации познавательной активности детей в ДОУ», «Наглядные формы работы с родителями».
Хочется верить, что вся проведенная мной работа привлечет внимание педагогов к привлечению родителей в ДОУ, как к эффектному методу обучения и воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...
Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»
Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка. Главная цель моей работы- это развитие личност...
творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...
Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"
Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
Творческий отчет "Роль семьи и ДОУ в воспитании самостоятельности детей
МБДОУ Калтасинский детский сад №3 "Сказка" МР Калтасинский район РБПодготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна2015 г....
Отчет творческого конкурса "Покров в семье"
Покров Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых православных праздников на Дону. Отмечаем праздник каждый год 14 октября, в этот день верующие вспоминают явление Божией Матери во Вл...