проект взаимодействия и взаимосвязи ДОО с семьей и школой "Мы вместе"
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями и школой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок»
Принято: На педсовете № ___________ Протокол № ______________ От «____»________________2019г. | Утверждаю: Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 38 «Домовенок» _________________________________ _______________________________ |
Проект ДОУ
«Мы вместе»
Составитель:
Нижневартовск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
№ | наименование | Стр. |
1. | Паспорт проекта | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цели и задачи | 6 |
3.1. | Цель и задачи проекта | 6 |
3.2. | Планируемые результаты | 6 |
4. | Концептуальные подходы | 6 |
5. | Механизмы реализации Проекта | 6 |
6. | Содержание проекта | 7 |
7. | Тематическое планирование Проекта | 8 |
8. | Методы и формы Проекта взаимодействия ДОО с родителями и школой | 10 |
9. | Организационный раздел | 10 |
10. | Критерии эффективности Проекта | 10 |
11. | Список литературы | 11 |
1. Паспорт проекта
Наименование | Проект «Мы вместе» |
Основание для разработки проекта |
|
Заказчики проекта | коллектив ДОО, родители. |
Составители проекта | Е.В. Тимакова |
Территория реализации проекта | г. Нижневартовск |
Целевые группы | Воспитанники старшего дошкольного возраста 6-7 лет, родители воспитанников, педагоги школы №2 |
Цель проекта | Организация взаимодействия и взаимосвязи сада, семьи и школы. |
Задачи проекта | 1. Укрепление партнерских отношений ДОУ с семьей воспитанников и школой через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, решая проблему социального воспитания дошкольников. 2. Повысить уровень личной комфортности детей и взрослых в семье, ДОУ и школой; повысить педагогическую компетентность всех участников проекта. 3. Формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий.
|
Планируемые результаты | 1. Укреплены партнерские отношения ДОУ с семьей воспитанников и школой. 2. Повышена личная комфортность детей и взрослых в семье, ДОУ и школы; повышена педагогическая компетентность всех участников проекта. 3. Сформирована у детей старшего дошкольного возраста мотивационная готовность к обучению в школе.
|
Срок реализации проекта | 1 год |
2. Пояснительная записка
Семья, детский сад и школа – три составляющих, основной целью которых является воспитание и всестороннее развитие ребенка. Для того чтобы эти процессы проходили гармонично и продуктивно, данные составляющие должны тесно взаимодействовать между собой.
Основой и главным источником воспитательного процесса, естественно, является семья. Именно в ней ребенок получает первые представление об окружающем мире, навыки общения, основные жизненные принципы. В семье закладываются понятия о нравственных ценностях, происходит формирование и развитие личности ребенка.
Родители являются примером и авторитетом для ребенка. Они любят его, заботятся о нем с самого рождения. Только с ними ребенок чувствует себя непринужденно и свободно, ощущает себя в полной безопасности. Воспитание в семье отличается длительностью и постоянством. Поэтому оно является наиболее приоритетным и эффективным. Никакое воспитательное учреждение не может заменить его.
Однако детский сад также оказывает большое влияние на развитие ребенка. Родители ошибаются, если думают, что это лишь место, где ребенок проводит часть дня.
Если раньше детский сад был всего лишь учреждением, которое давало женщине возможность быстрей выйти на работу, вернуться к общественной и производственной жизни, то на сегодняшний день к нему предъявлены повышенные требования, и главной задачей дошкольного учреждения становится педагогическая работа. Это и воспитание, и обучение, и подготовка к школе. С ребенком проводятся различные занятия, направленные на развитие его умственных, творческих способностей.
Особенность воспитательного процесса в детском саду заключается в том, что ребенок находится среди ровесников. Он учится общаться с людьми, выстраивать отношения в коллективе.
Детский сад вносит большой вклад в развитие и воспитание ребенка. Поэтому родители и воспитатели обязательно должны сотрудничать друг с другом. Воспитатель может дать совет по поводу воспитания ребенка, опираясь на свои знания и опыт. Родители в свою очередь могут рассказать об особенностях характера своего ребенка, которого они знают лучше других. Таким образом, воспитание ребенка становится непрерывным и поэтому продуктивным процессом.
Не менее важным является взаимодействие детского сада и школы. Оно основывается на принципе преемственности. В настоящее время единственной причиной такого сотрудничества является подготовка ребенка к школе. Оба учреждения добиваются одной цели, чтобы полученных знаний в детском саду было достаточно для поступления в школу. К сожалению, остаются без внимания отношения ребенка с воспитателями, учителями, ровесниками. Обходится стороной вопрос, как ребенок воспримет изменения в жизни, наступившие в связи с поступлением в школу.
Школа также является значимым учебно-воспитательным учреждением. Главной функцией школы всегда было образование ребенка. Однако нельзя недооценивать ее влияния на воспитание. Школа является воспитательной средой, в те годы, когда ребенок наиболее значимым считает мнение сверстников. Поэтому именно в это время так важно учителям корректировать поведение детей и сотрудничать в этом вопросе с родителями.
Каждый из этих социальных институтов имеет свои функции и не может заменить другого. Все они являются важными элементами в процессе становления и развития ребенка.
Но эту проблему нереально осуществить только лишь в дошкольной образовательной организации, поэтому необходимо тесное сотрудничество ДОО и взаимодействие с родителями и школой.
В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов, учителей и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа сада, семьи и школы позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
И так, взаимодействие - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка; вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений; решение проблем сотрудничества ДОО и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Проблема взаимодействия сада, семьи и школы в последнее время, попала в разряд самых актуальных.
Проект направлен на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями и школой.
Новизна проекта состоит в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и школой.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный
Участники проекта: педагоги группы, родители и их дети и школа №2
3. Цели и задачи
3.1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: организация взаимодействия сада, семьи и школы.
Задачи проекта:
1. Укрепление партнерских отношений ДОУ с семьей воспитанников и школой через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, решая проблему социального воспитания дошкольников.
2. Повысить уровень личной комфортности детей и взрослых в семье, ДОУ и школой; повысить педагогическую компетентность всех участников проекта.
3. Формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий.
4. Создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
3.2. Планируемые результаты
1. Укреплены партнерские отношения ДОУ с семьей воспитанников и школой.
2. Повышена личная комфортность детей и взрослых в семье, ДОУ и школы; повышена педагогическая компетентность всех участников проекта.
3. Сформирована у детей старшего дошкольного возраста мотивационная готовность к обучению в школе.
4. Созданы условия для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Итоги реализации проекта предоставляются на открытых ДОУ, занятиях, в смотрах конкурсах, фестивалях и других мероприятиях Сроки реализации проекта — 1 год.
4. Концептуальные подходы
Целевая заданность позволила определить концептуальную основу проекта. Основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия ДОО и семьи детей дошкольного возраста Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Сухомлинского и современных ученых С.Л. Соловейчика, Т.Н. Дороновой, Е.П. Арнаутовой, которые подчеркивают, что многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
5. Механизмы реализации Проекта
Срок реализации проекта: проект рассчитан на родителей на взаимодействие с ДОО и школой на 1 год.
1. Подготовительный этап сентябрь 2019 год - подготовка участников проекта к реализации (анкетирование родителей, их детей). На данном этапе проводится подбор традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями.
2. Практический этап – октябрь 2019 г. – апрель 2020 г. Реализация мероприятий проекта.
3. Аналитический этап – май 2020г. Подведение итогов, анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности родителей взаимодействием, обсуждение предстоящей работы на следующий год.
6. Содержание Проекта
Проект взаимодействия и взаимосвязи ДОО, семьи и школы предполагает поэтапную реализацию всех блоков (рис. 1).
Рис. 1. Содержание проекта взаимодействия и взаимосвязи ДОО с семьей и школой
Содержание проекта включает следующие блоки:
- Блок «Аналитический». Данный блок направлен на организацию взаимодействия и взаимосвязи ДОО с семьей и школой на основе анализа, изучения интересов потребностей родителей в образовательных услугах для разработки социального заказа. В данный блок включены: родительские собрания, связанные с анкетированием, с оценкой деятельности педагогов, рефлексия.
- Блок «Ознакомительно-коммуникативный». Данный блок направлен на знакомство с педагогами школы, ознакомительные фотовыставки из школы, презентации и видеофрагменты.
- Блок «Познавательно-информативный». Данный блок направлен на повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме, мероприятия по просмотру родителями занятий по программе, мастер-классы, обучающие родительские собрания, мероприятия по обмену опытом, индивидуальные консультации, диспуты, дискуссии.
- Блок «Досуговый». В данный блок включены мероприятия по совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования), проведение «дней выпускников» в ДОУ, игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.
- Блок «Оценочный». Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
7. Тематическое планирование Проекта
Таблица 1
Тематическое планирование взаимодействия и взаимосвязи ДОО с семьей и школой
Месяц | блок | Тема и содержание взаимодействия и взаимосвязи ДОО с семьей | Тема и содержание взаимодействия и взаимосвязи ДОО со школой |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | Блок «Аналитический» | Родительское собрание «психологическая готовность ребенка к школе» | Педагогический Совет «Психологическая готовность ребенка к школе» |
Родительский совет «Изучение интересов потребностей родителей в образовательных услугах для разработки социального заказа» | Круглый стол «Интересы и потребности родителей в образовательных услугах для разработки социального заказа» | ||
Педагогические чтения для родителей | |||
Октябрь | Блок «Ознакомительно-коммуникативный» | Родительское собрание | Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника». |
Вечер вопросов и ответов | Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. | ||
Знакомство с педагогами школы | |||
Ознакомительные фотовыставки из школы | Встреча с педагогами школы «Традиции детского сада» | ||
Тематическая папка «Я готовлюсь к школе» | |||
Ноябрь | Родительское собрание презентации и видеофрагменты «Чему учат в школе» | Мастер-класс «Ознакомление педагогов школы с формами работы в подготовительной группе» | |
Обучающее родительское собрание «Готовлюсь к школе» | |||
Совместные экскурсии в школу | |||
Брошюрки, листовки и буклеты для родителей | |||
Декабрь | Блок «Познавательно-информативный» | Тематические папки «Как подготовить ребенка к школе» | Мероприятия по обмену опытом ДОУ и школой |
Проведение мастер – классов для родителей | |||
Январь | Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности | Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности | |
Февраль | Вечер вопросов и ответов «Адаптация к условиям школы» | Вечер вопросов и ответов «Адаптация к условиям школы» | |
«Открытые уроки и физкультурные занятий с приглашением родителей» | «Открытые уроки и физкультурные занятий с приглашением родителей» | ||
Март | Блок «Досуговый» | Спортивный праздник с приглашением родителей | Спортивный праздник с приглашением педагогов школы |
Апрель | КВН родителей и детей «Скоро в школу я пойду! | КВН «Скоро в школу я пойду! (приглашение педагогов школы для принятия участия в составе жюри) | |
Праздник «До свиданья детский сад, здравствуй школа» | Праздник «До свиданья детский сад, здравствуй школа» | ||
Май | Блок «Оценочный» | Родительское собрание «Готовность ребенка к школе» | Приглашение педагогов школы на родительское собрание «Готовность ребенка к школе» |
Круглый стол «К школе готов?» |
8. Методы и формы Проекта взаимодействия ДОО с родителями и школой
Методы включения родителей:
- индивидуальные и групповые консультации,
- просмотр родителей занятий и режимных моментов,
- привлечение родителей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.
Формы организации взаимодействия ДОО с родителями:
- ежедневные непосредственные контакты во время, когда родители приводят ребенка в ДОО и забирают домой,
- посещение родителями учреждения для наблюдения ими деятельности ДОО, чтобы увидеть, как занимается их ребенок,
- участие в мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми,
- привлечение родителей к оформлению группы по формированию формирования экологических представлений у детей группы (тематические папки),
- родительские собрания.
Методы включения школы:
- индивидуальные и групповые консультации для педагогов школы,
- просмотр занятий и режимных моментов,
- привлечение педагогов к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.
Формы организации взаимодействия ДОО со школой:
- посещение педагогами школы учреждения для наблюдения ими деятельности в ДОО, чтобы увидеть, как занимается их ребенок,
- участие в мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми,
9. Организационный раздел
Для реализации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и школой необходимо иметь: интерактивная доска (тематический библио-видеофонд, мультимедийная коллекция), ноутбук
10. Критерии эффективности Проекта
Таблица 2
Показатели эффективности
критерии уровни | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Укреплены партнерские отношения ДОУ с семьей воспитанников и школой. | Все родители 100% | 80%- 50% родителей | До 49% родителей |
Повышена личная комфортность детей и взрослых в семье, ДОУ и школы; повышена педагогическая компетентность всех участников проекта. | Все родители 100% | 80%- 50% родителей | До 49% родителей |
родителям предоставлена возможность быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса по готовности детей к школе, индивидуальных достижений и проблем в развитии ребенка | Все родители 100% | 80%- 50% родителей | До 49% родителей |
повышены психолого-педагогической компетенции родителей и удовлетворенность взаимодействием. | Все родители 100% | 80%- 50% родителей | До 49% родителей |
Созданы условия для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу. . | Все родители 100% | 80%- 50% родителей | До 49% родителей |
11. Список используемой литературы
- Алиева Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 38-41
- Гузова О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 103-105.
- Доронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 49-55
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Режим доступа: http://nsportal.ru/ 4.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект взаимодействия педагогов группы, специалистов ДОУ и родителей: «Вместе дружная семья - детский сад, родители и я» на 2018 – 2019 учебный год
Проект является результатом творческого сотрудничества педагогов МБДОУ д/с № 6 "Страна детства"....
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усил...
ПРОЕКТ по взаимодействию с семьями воспитанников «Мы – вместе!»
Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социа...
Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»
Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...
Проект взаимодействия с родителями в современном ДОУ на тему: «Вместе дружная семья»
Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс группы....