ПЕРЕЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
учебно-методический материал
ПЕРЕЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРЕЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
№ п/п | Название технологии/метода | Краткая аннотация |
Информационно-коммуникативные технологии | Цель: проектирование образовательного пространства, включающего новые виды познавательной деятельности, направленные на достижение результатов на основе средств ИКТ. В практике ДОУ применяются технологии, в которых используются: - мультимедийные презентации (наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов); -информационно-обучающие компьютерные программы (позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем); -тестирующие программы (могут быть использованы для психолого-педагогической оценки детей дошкольного возраста). | |
Здоровьесберегающая технология (М. И. Картушина «Зелёный огонёк здоровья») | Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия дошкольников. Главной содержательной установкой является синтез различных видов деятельности, направленных на мотивацию здорового образа жизни. Предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. Интегральной основой при этом является музыка. Т.о. для решения задач музыкального воспитания целесообразно использовать: -активное слушание – на выражение эмоциональной реакции на музыку через двигательные импровизации; -дыхательные упражнения (по Б.С. Толкачёву, А.Н. Стрельниковой, М.Л. Лазареву, В.И. Петрушину) - на развитие навыка певческого и речевого дыхания; -артикуляционные упражнения - на развитие речевого аппарата: освобождение артикуляционных мышцы от напряжённости, скованности, развитие подвижности, моторики, дифференцированности движений артикуляционного аппарата, преодоление дефектов произношения; -фонопедические упражнения (по В.А Емельянову) - на укрепление певческого аппарата, расширение звукового диапазона детского голоса; -логоритмические упражнения - на совершенствование общей моторики, упорядочивание темпа и характера движений ребёнка, развитие мелодико-интонационных характеристик голоса, слухового внимания, зрительной памяти, творческой фантазии, умения координировать пение, речь, движение; -упражнения и игры на формирование правильной осанки; -пальчиковые игры - на развитие речевой деятельности; -игровой массаж; -психогимнастические этюды (по М.И. Чистяковой) - на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряжённости, гармонизацию отношений; -коммуникативные игры (по К. Орфу, В.А. Жилину, Т.Э. Тютюнниковой, Е.В.Рыбак) - на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе; -коммуникативные песенки-распевки для поднятия настроения, создания позитивного настроя к восприятию окружающего мира; -вокалотерапия (по С. Шашуджану, А.И. Попову) - на активизацию неспецифической резистентности организма, совместное пение активизирует межличностные взаимоотношения; -релаксационные упражнения (под музыку Моцарта, классическую музыку на фоне звуков природы)- на расслабление, снятие эмоционального и умственного напряжения; | |
Технология проектирования в ДОУ (Е.Евдокимова) | Цель: Создать условия для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала дошкольников. Этапы проектной деятельности: 1-й этап: Подражательско-исполнительский. (Реализуется с дошкольниками 3,5 – 5 лет. Дошкольники участвуют в проекте на «вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему. 1 шаг: Определение проблемы, отвечающей потребностям детей; 2 шаг: Постановка цели проекта, его мотивация; 3 шаг: Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана; 4 шаг: Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата; 5 шаг: Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата; 2-й этап: Развивающий (Реализуется с дошкольниками 5-6 лет, которые имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия). 1 шаг: Выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей; 2 шаг: Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата; 3 шаг: Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого, определение средств реализации проекта; 4 шаг: Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого; 5 шаг: Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. 6 шаг: Совместное определение перспективы развития проекта. 3-й этап: Творческий (Характерен для детей 6-7 лет, которые могут самостоятельно определять цели и содержание предстоящей деятельности, осуществлять выбор способов работы) 1 шаг: Выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей; 2 шаг: Самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата; 3 шаг: Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партёра, определение средств реализации проекта; 4 шаг: Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договорённости, взаимообучение, помощь друг другу; 5 шаг: Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; 6 шаг: Определение перспективы развития проекта. | |
Педагогическая технология развития танцевального творчества «Ритмическая мозаика» (А.И. Буренина) | Цель: формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей и качеств личности. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы: 1-й этап: Подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ» по С.Д. Рудневой) 2-й этап: Развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы: показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации», т.е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей). 3-й этап: Творческое самовыражение. (Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные). | |
Технология формирования личностной культуры дошкольника средствами интеграции (Т.С. Комарова) | Цель: Приобщение детей к национальной культуре, формирование бережного отношения и любви к ней. Этапы: 1-й этап: создание предметно-развивающей среды для творческого ознакомления с шедеврами мировой культуры (музыкальные произведения, изобразительное искусство, литература и поэзия); 2-й этап: приобщение к музыкальной культуре средствами досугов, праздников, развлечений, тематических, доминантных и интегрированных занятий, занятий-бесед, в театрализованной деятельности; 3-й этап: закрепление знаний, умений и навыков во всех видах детской деятельности. | |
Игровая технология формирования навыков творческого музицирования (Т.Э. Тютюнникова) | Цель: Сохранить и развить природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса. Этапы: 1-й этап: обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять; 2-й этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя; 3-й этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки. | |
Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А.С. Буренина, М. Родина, М.Д. Маханёва, Э.Г. Чурилова) | Цель: Приобщать детей к театральной культуре, пробуждать интерес к театрально - игровой деятельности. Этапы: 1-й этап: Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам:
2-й этап: «Театрализованная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Включает:
3-й этап: Работа над спектаклем (девять основных шагов): 1.Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми. 2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. 3.Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4.Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. 5.Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 6.Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. 7.Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. 8.Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. 9.Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю. | |
Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры (О.Л. Князева, М.Д. Маханёва; С.И. Мерзлякова; М.В. Хазова) | Цель: Приобщение детей ко всем видам национального искусства. Главной содержательной установкой является комплексное взаимообогащение, интеграция устного, музыкального, декоративно-прикладного творчества, которые в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, связи народного творчества с бытом, традициями, окружающей природой. Для освоения народной культуры используется наглядный материал: предметы быта, фотографии, иллюстрации, видеозаписи и т.д. Система работы предполагает активное сотворчество взрослого и дошкольников, умение педагога включиться в игровое взаимодействие, способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность. Фольклорный материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Этапы: 1-й этап: Создание предметно-пространственной среды 2-й этап: Совместная деятельность детей и взрослых с использованием: - малых фольклорных форм (потешки, пестушки, сказки, считалки, загадки, скороговорки, пословицы и прибаутки, небылицы, заклички); -Русских народных песен, колыбельных, частушек; -Народных игр с пением и без; -Хороводов, плясок; -Знакомство с русскими народными инструментами и приёмами игры на некоторых из них; - Календарные праздники и развлечения; 3-й этап: Закрепление знаний, умений и навыков, их творческое применение во всех видах музыкальной деятельности, в том числе, в свободной от занятий деятельности; | |
Технология обучения пению детей дошкольного возраста (О.В.Кацер, Т.М.Орлова, С.И.Бекина) | Цель: Совершенствование вокально-певческих навыков у дошкольников. Певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Этапы: 1-й этап: игра звуками своего голоса, интонациями речи; исследование возможностей речевого и певческого голоса; 2-й этап: знакомство с песней (заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен.). 3-й этап - разучивание песни. На этом этапе происходит основная работа по обучению детей в игровой форме певческим умениям и навыкам, к которым относятся:
На этом этапе применяются:
4-й этап - закрепление песни. Работа над воссозданием музыкально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выразительным исполнением исходя из своих эмоций, способностей и опыта. | |
Технология развития восприятия музыки «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова) | Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия. Этапы: 1-й этап: Установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием); 2-й этап: Исполнение музыкального произведение педагогом или слушание в аудиозаписи; 3-й этап: Определение эмоционально-образного содержания музыки («Какие чувства передаёт музыка?»). 4-й этап: Выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чём рассказывает музыка?») 5-й этап: Определение выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка?») Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующее занятии. Первый этап является стержневым. 6-й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования ...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям младшего дошкольного возрас...
Сравнительный анализ современных и традиционных методов обучения педагогов в образовательном учреждении
АннотацияИнновационные методы обучение персонала для большинства российских и зарубежных организаций в настоящее время играют ключевую роль в системе персонал-менеджмента. Быстро изменяются как внешни...
Дидактическая игра-современный и признанный метод обучения и воспитания
Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание....
Критерий 2: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
2.1. Формирование современной образовательной среды (создание интерактивных зон, творческой лаборатории, музея т.п.)1. Паспорт группы 2. Грамота I место "Лучший уголок по обучению ...
"Отчет об использовании современных образовательных технологий в обучении и воспитании"
Отчет об использовании современных образовательных технологийв обучении и воспитании.Сухомлинский считал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию ...
Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профес
Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических ...