Опыт работы
рабочая программа (старшая группа)

Слесарева Людмила Ивановна

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию по авторской программе " Я-патриот России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx52.74 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание , как основа ценностного развития духовности и патриотизма у дошкольников.

…..Звали поезда и паровозы,
Но куда б меня ни занесло,
Я искал дорогу, что приводит
В Куйбышево – милое село.
Звонкие смешинки рассыпая,
Детство порезвилось и ушло.
Мне о нем всегда напоминает
Куйбышево – милое село.
                                       С. Пархоменко

           Современное образование, начиная с дошкольного возраста, создает возможности для ребенка не только усваивать внешние признаки мира, но и погружает его в более  глубинные, вечные категории жизни, определяющие не только внешнее поведение человека, но его судьбу, успех в деятельности, позицию в обществе. Такими категориями выступают общечеловеческие ценности, доступные каждому живущему на Земле, к ним стремиться ребенок и взрослый, без них человек не мыслит своей жизни - это Любовь, Добро, Красота , Истина.

           Проблема  воспитания патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

 Наши  современные дети страдают дефицитом знаний о Родине, родном крае, а именно месте где они родились и выросли.  А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.

     Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

                Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

    Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

              Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

        Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего села, прекрасные картины природы родного края. Но есть еще и историческая память поколений. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой,  бытом родного края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

                Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, родословной своей семьи, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств,  следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание свое значимости и неповторимости, гордости за свою малую Родину, её исторического прошлого и настоящего.
Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым этапом формирования у детей любви к Родине является знакомство с родным  селом, со своей малой родиной, ведь любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек, его первый опыт  любви и заботы о близких.  
         Начиная работу с детьми дошкольного возраста и беседуя с ними,  мы часто сталкивалась с тем, что большинство ребят, не знают название родного села и улиц, на которых они живут, не знают правил поведения в  селе и городе, у некоторых проявляется неуважение к результатам труда сельчан, отсутствует гордость за свое село.  Поэтому возникает вопрос о разработке системности в работе  ДОУ в рамках нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

         В ДОУ  разработана и апробируется программа  по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста « Я- патриот России».

Цель программы
воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные отечественные ценности.
Задачи программы
-Создание условий для гармоничного развития ребенка;
-Формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
-Приобретение знаний об истории, природе, культуре, быте, традициях родного села, региона, страны, общества, необходимых для разностороннего развития детей;
- Воспитание любви к Родине, семье, родному краю.

Программа разработана для детей младшего , среднего и старшего дошкольного возраста.

Календарно - тематическое планирование  программы строится на пяти блоках, таких как:

  • «Моя семья- мое богатство» ;
  • «Моя малая Родина» ;
  • «Россия –Родина моя»;
  • «Будем Родине - служить»;
  • «Культура и традиции»;

Для каждого возрастного периода, тематика занятий определена  в соответствии программы Н.Е. Веракса « От рождения до школы» и имеет длительность занятий в соответствии Сан ПиНов.  Каждый блок имеет определенное содержание  занятий в зависимости от возраста детей. Годовое количество занятий по каждой возрастной группе составляет в совокупности -36.

Патриотическое воспитание строится на взаимодействии: ребенок, семья, детский сад, родное село и Россия.

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей;
  • самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Музыкальная
  • Изобразительная
  • Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
  • Конструктивная
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  • Двигательная

Методы и приемы:

  • целевые прогулки и экскурсии;
  • наблюдения;
  • рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
  • беседы с детьми;
  • игры-головоломки;
  • использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
  • обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
  • проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.
  • использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
  • разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
  • приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День села» и т.д.).

В рамках апробации программы широко используется проектно-поисковая деятельность с детьми, родителями и организациями содружества, в ходе которой широко используются акции, проекты, флеш-мобы, квесты и др. Тематика этих мероприятий разнообразна : акция « Георгиевская лента», волонтерский час « Ветеран живет рядом», квест « Богатыри земли русской», флеш-моб с родителями «Победный вальс» и др. Большое значение имеют семейные экскурсии по селу, посещение с     родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Интересно проходят  "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями выбирает и определяет тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории села вообще,  а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. 

Успех патриотического воспитания детей во многом  зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это  один из  способов – использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями – это будет реализация одного  из основополагающих принципов ФГОС. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, создавая положительные традиции в группе, вселяя в детей веру в свои силы, способности и душевные качества, мы достигаем хороших результатов в формировании у них комплекса культурных эмоций и корректируем недостатки эмоциональной сферы. Иными словами, в группе создана атмосфера психологического комфорта, которая положительно влияет на эмоциональное состояние и психическое здоровье детей.

При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций.

Работа с родителями носит не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляются папки-передвижки, организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей. Родители активно участвуют в выставках рисунков, поделок, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазет, составляют альбомы « Моя родословная», « Семейные традиции», конкурс

 « Герб моей семьи». Присутствуют на совместных мероприятиях таких как «8 марта», «День Российской армии», «День пожилого человека», «Покрова пресвятой Богородицы», «День независимости России», «1 апреля», «День здоровья», «Новогодний утренник» – своим примером показывают детям отношение к социальной стороне жизни детского сада. Для родителей воспитанников мы составляем памятки, советы по воспитанию у детей любви к родному краю.

       Системная работа ДОУ  показала, что родители в общении с детьми стали больше внимания  обращать на красоту родного села, расширились знания о великолепии донской природы, гордость за боевое прошлое Миусской земли. Уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, детях военных лет, традициях, культуре своего народа. Вместе с ребенком принимать участие в благоустройстве детского сада. Родители стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям. Учат ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

       Методика обследования ( мониторинг) результатов программы включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, села, страны.

      Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, наблюдение.

       На начальном этапе работы по данной теме результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста показывали ,  что дети проявляют интерес к культуре и истории родного края, но их знания поверхностны, бедны. Так, высокий уровень развития показали 45%(13) детей, средний уровень- 35%(10)  детей, 20%(6)  детей – низкий уровень развития

        Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения  в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного села, к людям, их окружающим.   Количество детей находящихся на высоком уровне увеличилось - теперь оно составляет 60% (17 детей); 30% ( 9 детей)детей находится на среднем уровне; На низком уровне 10%( з ребенка) детей. У  детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...