« Наши умные помощники – органы чувств».
план-конспект занятия
Цель:
- формировать представление у детей о различных видах и способах познания окружающего мира; определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
Задачи:
- развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно – двигательное восприятие;
- учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности;
- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
- пополнить словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_umnye_pomoshchniki.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА ИНТЕРНАТ №7» Г.ВОРКУТЫ
« Наши умные помощники – органы чувств».
Конспект
открытого занятия
Воспитатель: Олейник Г. А.
1 квалификационная категория
г. Воркута
2018 год
«Наши умные помощники – органы чувств»
1 класс, возраст – 8 – 10 лет.
Цель:
- формировать представление у детей о различных видах и способах познания окружающего мира; определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
Задачи:
- развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно – двигательное восприятие;
- учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности;
- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
- пополнить словарный запас.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы; обращение внимания на звуки, запахи, осязательные ощущения в природном окружении на прогулках; беседы « Наши умные помощники – органы чувств».
Оборудование:
- презентация «Органы чувств»; (приложение №1)
- аудиодиск с фонограммами музыки и звуков;
- большой конверт, картина – загадка, зеркала для артикуляционной гимнастики, волшебная коробка, портреты повара с эмоциями, повязки – очки, соломка коктейльная, стакан, продукты для дегустации, поднос, буквы.
Ход занятия:
Этап занятия, вид работы, цель этапа. | Деятельность воспитателя. | Деятельность ученика. |
Организационный момент. Цель: настроить детей на совместную деятельность, общение. Методы: -игра Вводная часть: Цель: Определить тему занятия Методы: -словесный - Основная часть: Цель: Определить роль органов чувств, в восприятии окружающего мира. Методы: -словесный - игра - поисковый - практический Заключительная часть: Цель: Закрепление полученных знаний Методы: - словесный | - Дети, сегодня у нас гости. Улыбнитесь и поздоровайтесь. Упражнение «Здравствуйте». - А сейчас, поприветствуйте друг друга, по – разному, кто как хочет. Мы поприветствовали, друг друга и теперь с хорошим настроением я приглашаю вас поиграть. Игра: « Чей голос?» - Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, угадай, Кто позвал тебя? Узнай! - К нам, кукушка в огород Залетела и поет. А ты (Сережа) не зевай, Кто кукует, отгадай! Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: Сел петух на забор, Закричал на весь двор, Слушай, (Ярослав), не зевай, Кто петух у нас узнай! - Мы немного порезвились, а теперь присядьте. Как вы узнали друг друга? - Что помогло вам? Словарное слово « Органы слуха – уши» Наши уши, это органы слуха. Сегодня на занятии мы узнаем, как органы чувств помогают человеку, как они называются, зачем они нужны и почему их называют »умными помощниками». Словарное слово: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ» - Подумайте и скажите, сколько ушей у человека? У собаки? У кошки? У Зайца? Показ слайдов №1. - Правильно, и у человека и у животных по два уха, только расположены они по - разному, об этом знают Ярослав и Сергей. - Спасибо, Ярослав и Сергей. Задание №1: «Дорисуй!» (звучит музыка) - Задание в конверте, помогите найти органы слуха тому, кто загадан на карточках. - Молодцы, присаживайтесь. Подумайте и скажите, а зачем человеку, животным уши? Вывешивается словарное слово: «ОРГАНЫ СЛУХА – УШИ» - С помощью ушей, человек слышит все те звуки, которым наполнен мир. Особенно важно для людей слышать речь друг друга, ведь с помощью слов мы общаемся. Скажите, какие нужно помнить правила, чтобы уши хорошо слышали и не болели. «Гимнастика для ушей». (звучит музыка) Чтобы уши не болели, разомнем Мы их скорее, Вот сгибаем – отпускаем, и опять все повторяем, пальцем по уху ведем, снова ухо разомнем. И ладошкой прижимаем, сильно – сильно растираем. - А теперь, проверим, как работают ваши органы слуха – уши. Игра « Узнай звуки» (аудиозапись звуков) -Молодцы, органы слуха у вас в порядке. Задание №2: « Картина – загадка» - Найдите спрятанных животных художником. - Молодцы, справились с заданием, а что помогло вам выполнить задание? Правильно, глаза – органы зрения. Это следующий наш помощник. Словарное слово « Орган зрения – глаза» - Для чего нужны глаза? Сколько глаз у человека. Животных, одинаковые ли глаза? Показ слайдов №2. - Глазами мы видим мир, все то, что окружает нас. Давайте рассмотрим органы зрения – глаза. Глаза у людей разные, но зрачок у всех черного цвета и находится в центре глаза. А цвет глаз зависит от радужки, которая окружает зрачок. У каждого глаза есть ресницы, они украшают и защищают глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Какого цвета глаза у Ильи, у Паши и т. д. Загадки. - Молодцы ,а теперь , вернемся к нашим карточкам. (звучит музыка) Рисуем орган зрения – глаза. - Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас. Какие правила ухода за глазами, как беречь глаза? - Молодцы, я приглашаю вас поиграть. (звучит музыка) Гимнастика для глаз. Вот какая стрекоза – как горошины глаза. Влево – вправо, назад – вперед Ну, совсем как вертолёт Мы летаем высоко, мы летаем низко Мы летаем далеко, мы летаем близко. Вносится коробка. Дети, что у меня в руках? Правильно, это вы увидели чем? - А как узнать, что в коробке лежит? - А я знаю другой способ. А как вы догадались, что вам помогло узнать? - Я, задам вам всем вопрос, для чего нам нужен нос? Загадка. Он бывает самым разным: Добрым, вредным, гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Тонким, толстым, конопатым. - Нос, это тоже наш помощник, который помогает нам дышать, различать различные запахи – называется наш помощник – орган обоняния – нос. Показ слайдов №3. Словарное слово «Орган обоняния – нос» - Скажите, а сколько у человека носов, у животных? Одинаковые ли оны? А как вы думаете, кто лучше различает запахи – люди или животные? - Правильно, животные. Продолжаем работу с карточками. - А теперь, я предлагаю вам ароматную дыхательную гимнастику, с помощью которой, защитим себя от вредных микробов.( звучит музыка) - Дети, вы не устали? А какое у нас настроение? Улыбнитесь мне, а я вам, а теперь друг другу! А теперь гостям, а гости нам. Как принято видеть вас в хорошем настроении. Игра: «Повар». - А как вы думаете, какое здесь настроение? От чего такое настроение может быть у повара? - Повар, мне, по секрету сказал, что он перепутал соль и сахар. Как помочь повару, что нужно сделать? Поворачиваем портрет повара – веселый повар. - Дети, что изменилось в портрете повара? Правильно, а что помогло вам справиться с заданием? Как зовут вашего помощника? - Язык, это следующий орган чувств – орган вкуса. Словарное слово. « орган вкуса – язык» - А для чего нам нужен язык? Нам нужен язык для общения, с помощью языка мы разговариваем, поем, для определения вкуса, можно дразниться. - А где находится язык? - Правильно, язык находится во рту, как у людей, так и у животных. Язык защищают зубы, а зубы – губы. «Артикуляционная гимнастика» (с зеркалом) «Холодно – жарко» « Качели» « Часики» « Лошадка» - А теперь, посмотрим, какой ловкий у вас язык. « Скороговорки» Игра: « Узнай на вкус». (звучит музыка) - Дети, а как ухаживать за языком? - Мы продолжаем работать с карточками, подойти к столу и дорисуйте рот. - Дети, вы загадывали загадки, а теперь отгадайте мою: Дали братьям теплый дом, Чтобы жили в впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. Игра: « Найди пару» (звучит музыка) - Дети, рукавички у нас с сюрпризом. Оденьте, пожалуйста, и отгадайте, что в рукавичках лежит? Смотреть нельзя! - Как вы узнали ( обратить внимание на стенд с словарными словами). Вы же не видели, не слышали, не нюхали, не пробовали? - Правильно, руками. Руки , как и все тело покрыто кожей. Кожа помогает нам ощущать горячее и холодное. А что еще мы ощущаем кожей? Словарное слово «Орган осязания – кожа» - Кожа, это наш следующий помощник – орган осязания – кожа. - Что, в твоих рукавичках, Катя? (каждому ребенку подойти и спросить; сначала говорят, а потом показывают и складывают в коробку). - Кожа очень важный орган для человека. Подумайте и скажите, кожа есть у животных, у птиц, у рыб? Чем покрыта кожа? Показ слайдов №4. - Правильно, кожа человека не защищена ни шерстью, ни перьями, поэтому нам нужно заботиться и бережно относиться к коже. Дети, подумайте и скажите, как беречь кожу? Игра: « Прочитай руками». - Катя, какая у тебя буква?( опрос детей) - Дети, давайте из этих букв соберем слово. «Дружба» - А сколько букв в этом слове? - Шесть. Каждый из вас принес по букве, а из них получилось слово. А сколько наших умных помощников? Давайте назовем. _ Вместе, это сила, которая помогает узнавать мир вокруг нас. Итоговый круг: « Интересно – полезно» Мне было очень интересно с вами заниматься, а еще мне интересно посмотреть на ваши работы. Как наши помощники – «органы чувств» помогли нарисовать портрет? - А что вам было полезно и интересно на нашем занятии? - Спасибо за работу, занятие закончено! | Дети стоят в кругу, здороваются. Дети здороваются, кто как хочет.
Дети выбирают водящего считалкой. Сергей – э тоя! Паша. Г – « Ку – ку! Ку – ку!» Ярослав – « Ква – ква – ква!» Иван – « Ку – ка – ре –ку!» Дети садятся на стулья. - По голосу! - Уши. 2-3 детей повторяют словарные слова. 2 детей повторяют словарные слова. Ответы детей: 2 - Два брата на одной голове живут, Все слышат, но друг друга не видят. - У зверушки - на макушке, а у нас - ниже глаз. Дети подходят к столу и дорисовывают уши. Садятся на стулья. Ответы детей. Читают дети. Ответы детей. Дети встают и делают гимнастику по тексту. Записано 5 звуков. Дети угадывают и запоминают по порядку. Дети находят и называют животных. Дети – глаза. 2-3 детей повторяют словарное слово. Ответы детей. Дети рассматривают глаза. Ответы детей. Читают Павел и Аня. - На ночь два оконца, сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. - Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит.(глаза) Ответы детей. Дети подходят к столу и рисуют глаза. Ответы детей. Дети встают и выполняют по тексту. Ответы детей. Дети – глазами. Ответы детей. Дети нюхают коробку – апельсин. Дети – нос. Паша. К. читает стихотворение: У всех людей, у всех зверей имеются носы. Носы нужны, носы важны, не только для красы. И не вздохнуть, и не чихнуть, без носа нам нельзя. Скажу вам я: носы не зря, придуманы друзья. Дети – нос. Дети читают словарное слово. Ответы детей. Дети – животные. Дети рисуют нос. Дети дышат (в футляре от шоколадных яиц находится чеснок) Ответы детей. Ответы детей( грустное). Ответы детей( посмотреть, понюхать, попробовать).Для пробы – по 2 чашки с водой и в них растворяют соль и сахар и пробуют, показывают где соль, а где сахар. Дети – он стал веселым. Дети – язык. Дети читают словарное слово. Ответы детей. Ответы детей. Дети выполняют гимнастику. Дети читают скороговорки. Дети закрывают глаза, в рот кладут по кусочку: лимон, соленый огурец, яблоко, морковь и сахар. Ответы детей: горький, сладкий, кислый, соленый. Ответы детей. Дети рисуют рот. Дети – рукавичка. Детям предложить по рукавичке, нужно найти пару. Дети одевают рукавички. Ответы детей. Ответы детей – руками. Ответы детей. Дети читают словарное слово. Ответы детей. Ответы детей. Перья, шерсть, чешуя. Ответы детей. Дети надевают очки – повязку. Берут с подноса букву(стороны – гладкая и шершавая) и обследуют руками и называют букву. Ответы детей. Из букв собирают слово – дружба. Дети – шесть. Дети поднимают руку и, загибая палец, называют органы чувств. Дети берут свой рисунок, показывают и рассказывают – у кого самые большие уши и т. д. Ответы детей. |
Используемая литература:
- « Организация деятельности детей на прогулке» Авторы – составители: Кобзева Т. Г./Александрова Г. С./ Холодова И. А. Издательство: Детство Пресс, 2011г.
- «Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы». Авторы – составители: Шмонина Л. В./ Зайцева О. И. Издательство: Учитель, 2011г.
- « Безопасность. Учебно – методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». Авторы - составители: Авдеева Н. Н. Издательство: Детство – Пресс, 2011г.
- « Методический комплект программы « Детство». Авторы: Деркунская В. А.
- Материалы с интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наши умные помощники - органы чувств"
Конспект с приложением занятия в старшей группе ДОУ...
Конспект занятия на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"
Крнспект занятие с применением социо-игровой технологии...
НОД "Наши умные помощники - органы чувств"
Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий деятельностного типа. Цель: сформировать у...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств" .
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств"Цель:сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира;о...
"Наши умные помощники-органы чувств"
Конспектпроведения непосредственной образовательной деятельностипо здоровому образу жизни группа № 8На тему: «Наши умные помощники - органы чувств»...
Тема: Наши умные помощники – органы чувств.
Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы на...
Конспект НОД : "Наши умные помощники – органы чувств"
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»: "Наши умные помощники – органы чувств"Цель занятия: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окру...