Методическое пособие "Пальчиками играем-мир ребенка развиваем"
учебно-методический материал (старшая группа)

Идрисова Гульнур Султановна

       Стимулятором развития мозговых клеток является наша речь. Каково же значение речи в развитии ребенка? Речь помогает в познании окружающего мира. Спеуиалисты института физиологии детей и подростков считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических импульсув (двигательных, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._posobie.docx124.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Содержание

Введение                      _________________________________________3стр

  1. Цели и задачи пальчиковых игр____________________________5стр.
  2. Ожидаемые результаты________________________________ 5стр.
  3. Модель реализации обучения _____________________________7стр.
  4. Схема образовательной деятельности ____________________8стр.
  5. Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком  ___9стр.
  6. Работа с родителями__________________________________13стр.
  7. Методическое сопровождение образовательного процесса__14стр.
  8. Пальчиковые игры и упражнения________________________15стр.
  9. Результаты__________________________________________17стр.
  10. Анализ проведенной работы____________________________19стр.
  11. Список литературы___________________________________20стр

        12 . Приложение

                         

Введение

          Актуальность выбранной темы  определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

         Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии – с другой, показали, что ключ к развитию качественных способностей ребенка- это его личный опыт в первые три года жизни, т.е в период развития мозговых клеток.

              Стимулятором развития таких мозговых клеток является наша речь. Каково же значение речи в общем развитии ребенка? Речь помогает в познании окружающего мира.        Речь образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от  3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь это период наиболее сенситивен к её усвоению.

        Специалисты института физиологии детей и подростков считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических импульсов (двигательных , передающихся от рук, а точнее от пальчиков). Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

                 У многих  современных детей наблюдается общее моторное

отставание. Ещё 30 лет назад родителям, а вместе с ними детям, приходилось

большую часть работы делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать и вышивать. В современное время многая эта деятельность заменена машинами. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш или ручку. Понимание значимости сущности современной диагностики  кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Исследование отечественных физиологов подтверждает связь развития

рук с развитием мозга, а также  с речевой функцией.    Учеными Т.Н.Андриевской, Л.Вантаковой-Фоминой, Г.В.Беззубцевой, М.М.Кольцовой, Т.А.Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолевать различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так, на основе проведенных опытов и обследования большего количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме. Поэтому развитие, тренировка мелкой моторики  рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

     Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками, ладонями. Крупная моторика – движение всей рукой и всем телом. Комплексная работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое

развитие у детей  дошкольного возраста; повысить качество речи, чёткость звукопроизношения и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого  развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики ( М.Я.Аксенова, Л.С.Рузина, В.Кудрявцева, И.Ф.Марковская, Е.А.Екжанова, Е.М.Мастюкова, Т.А.Ткаченко, А.К.Толбанова и др.

           Т.А.Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно влияет на развитие речи детей. В.В.Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с формированием речи и способствует её развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и органов артикуляции, снимают умственную усталость, также они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитие речи. Известный  исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечает, что «движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связаны с речевой функцией». Поэтому тренировку пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с речевыми нарушениями.

              Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Однако если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок управляется своими руками. Если в возрасте четырех, пяти лет завязывание шнурков вызывает у ребёнка затруднение, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в шесть лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты движения детских пальчиков.

Целью данной работы является:

                 Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей дошкольного возраста активной речи путем развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения.

Задачи:

  • Выявить зависимость речи у детей от развития мелкой моторики рук;
  • Определить значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка;
  • Изучить особенности проведения пальчиковых игр;
  • Научиться играть в пальчиковые игры;

Ожидаемый результат:

  1.  Тренировка движений пальцев и кистей рук  будет являться важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующее улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму.
  2. Будет обеспечено развитие творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории
  3. Активизируется  моторика рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
  4. Будет сконцентрировано  внимание,   развиваться  память.
  5.  Будет развита  эмоциональность, сформированы добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. 
  6.  Обеспечивается рост объема знаний.
  7. Сформированость правильной речи.
  8. Сформированность игровых навыков с пальчиками;
  9. Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу;
  10.  Обеспечено познавательное, индивидуальное развитие.

                 

                        Экспериментальная работа по определению уровня развития речи у детей ДОУ посредством пальчиковых игр и упражнений  проводилась  в три этапа.

 1 этап:  Констатирующий  ( 01.10.2017г – 13.10.17г);. (16.09.2018г – 30.09.2018г); (16.09.2019г. – 28.09.2019г.) На этом этапе была проведена первичная диагностика речевого развития детей по методике Немова Р.С. «Назови слова», «Расскажи по картинке», «Выяснение пассивного словарного запаса»  - ежегодно с 2018-2020гг.( Описание методик представлено в  Приложении  №3.)

 2 этап: Формирующий ( 15.10.2017г. – 31.10.2017г); ( 1.10.15.2018г-15.10.2018г); ( ( 4.10.2019г. – 16.10.2019г) На этом этапе проводились занятия с использованием пальчиковых игр, направленные на развитие речи у детей ДОУ.

 3 этап: Контрольный ( 01.11.2017г – 15.11.2017г) ; ( 05.11.2018г.- 17.11.2018г) ; (4.11.2019г – 16.11.2019г) На этом этапе  проводилось повторное выявление динамики развития речи у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и проведен анализ полученных результатов.

Для решения поставленной задачи  использовались следующие методы:

  •  Психодиагностический метод – исследовательский метод психологической науки. Особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
  • Пальчиковые игры – перспективное направление в дошкольном  образовании.

                                    Модель реализации обучения.

        

                  Схема образовательной деятельности с детьми

             Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком:

      Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движений.

Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

  • Выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  • При повторных проведениях игры, дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

  • Выбрав два или три упражнения постепенно заменять их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

  • Не ставить перед ребятами несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движение и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждать, а попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задачи) или поменять игру.
  • Стимулировать подпевание детей, «не замечать», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

             У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используют упражнения для ладошек и пальцев с грецкими орехами. Такое же воздействие может оказать перекатывание шестигранного карандаша между ладонями

   Сегодня специалисты создают много новых интересных игр для пальчиков.

                  О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр в том, что нервные окончания рук воздействует на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры-хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию.  Регулярные занятия с детьми будут способствовать поддержанию хорошего тона. Развитию мелкой моторики рук способствует: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук; народные игры с ладошками; игры с природными материалами; игры с предметами домашнего обихода; игры с песком и водой; пальчиковый театр; ниткотерапия; дидактические игры; занятия продуктивной деятельностью(рисование, лепка, аппликация).

                  Данные занятия должны использоваться в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не принесет стойкого положительного эффекта. Выполняя пальчиковые  упражнения, дети достигают хорошего развития всей моторики  рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на формирование речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны заботиться о развитии правой и левой руки.

         Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и также между взрослым и ребёнком.

         Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика.

Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствие, улучшает работу мозга.

Руки – это человек в миниатюре ( массажные процедуры)

        Кончики пальцев – это второй ум. Это доказывали ещё античные мыслители (великий философ Кант писал, что кисть – это выпуклость головного мозга).

         Массирование рук улучшает кровообращение всего тела, способствует расслаблению, поднимает настроение и возвращают уравновешенность. Помогает восстановлению многих функций организма.

.        Массаж рук плодотворно влияет на здоровье детей и на развитие речи. Массаж рук  оказывает влияние на «активные точки» пальцев и ладошек с помощью движений, таких как: разминание-движения, действующие только на мышцы; пощипывание-  кожа ребенка захватывается между пальцами рук; поглаживание –  рука скользит по коже и другие приемы.

Массаж пальчиков очень полезен всем, особенно детям раннего дошкольного возраста. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец – с сердцем, безымянный – с печенью, средний – с кишечником и позвоночником, указательный- с желудком, большой – с головным мозгом.

Очень эффективна и пальчиковая гимнастика.        

         Пальчиковая гимнастика представлена в системе, с учетом постепенного нарастания сложности и условно разделены на шесть ступеней.

Первая ступень: пальчиковые миниатюры с изображением бытовых действий (см. рис.1 в приложении);

Вторая ступень: пальчиковая миниатюра с изображением игры на музыкальных инструментах (см.рис.2 в приложении);

Третья ступень: пальчиковые миниатюры с изображением предметом (см.рис.3 в приложении);

Четвертая ступень: миниатюры с изображением растений (см.рис.4);

Пятая ступень  пальчиковые миниатюры с изображением птиц (см.рис.5);

Шестая ступень пальчиковые миниатюры с изображением животных (см.рис.6);

             Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так  и родителям – пальчиковые игры.

     « Пальчиковые игра» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры» выполняемые одной рукой. Трех летний малыш осваивает уже игры, которые проводят двумя руками, например, одна рука изображает землю, а другая -зернышко, которое надо посеять. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющихся друг другом. Более старшим можно предложить оформить игру разнообразными реквизитами –мелкими предметами, шариками, кубиками.

   Учитывая, возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самого мероприятия. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию в дошкольном учреждении.

        Я считаю, что работу по развитию мелкой и крупной моторики рук, а значит развитие речи, должны осуществлять все участники образовательного  процесса. Поэтому работа должна проводиться по следующим направлениям:

                                    - работа с воспитанниками ;

                                    - работа с родителями;

                                    - работа с педагогами;

        Чтобы помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве, нужно просо играть с ребенком. Поэтому пальчиковую гимнастику и упражнения рекомендуется проводить на каждом занятии по всем образовательным областям. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течении дня. В своей практике использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, так как движения конкретизирует образ, а слово помогает четко выполнять движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. В своей работе использую основной принцип дидактики -  от простого к сложному.

           Все занятия провожу в игровой форме, поэтому они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятия простейшими приёмами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, легкое потряхивание кисти. А также развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: семена, косточки, крупа. Выкладывание и рисование любых узоров –серьезное занятие. В работе с воспитанниками применяю игры с бросовым материалом, пластмассовыми пробками, круглыми расческами, зубными щетками, песком, резиновыми шариками и т.д. Данные занятия требует от детей усидчивости и терпения, развивают фантазию и самое главное развивают пальцы рук.

        Перед игрой с детьми мы обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

        Работа с родителями  – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста. Семья и детский сад не могут заменять друг друга: у каждого свои функции обучения , воспитания и развития ребенка, но они могут научить взаимодействовать друг с другом. Ребенку необходимо умело и вовремя оказать помощь, и именно в коррекционной работе чрезвычайно ценна роль родителей. Давно выявлена следующая закономерность: чем активнее родители сотрудничают со специалистами ДОУ, старательнее выполняют их рекомендации, тем лучше результаты у ребенка. ( Приложение,  Итоговый лист анкетирования родителей ). В коррекционной практике дошкольного учреждения широко используются различные формы работы с семьёй, на которых адекватно и уместно проводить мероприятия по формированию подвижности пальцев рук:

  • Совместные игровые практикумы с родителями и детьми:
  • Информирование родителей (уголки, стенды, подсказки,        книжки-передвижки и т.п.);
  • Тематические консультации, индивидуальные беседы

( прилагаются консультации);

       Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развитие речи ребенка.

         Мною собрана картотека пальчиковых игр. На семинарах образовательного учреждения по вопросам обмена опытом, проведен «мастер класс» для педагогов «Пальчиковая гимнастика –как средство развития речи».

          Опыт работы в детском саду подтверждает, что уровень развития речи ребенка находится в зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем  мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики  с учетом  индивидуальных способностей каждого ребенка. Развивая мышцы, мы не только готовим руку ребенка  к письму, но и к самообслуживанию (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), одновременно стимулируя речевую активность, а значит, развиваем интеллект ребенка.

                  В нашем дошкольном учреждении отлично используются такие занятия: лепка из теста или пластилина, а также пальчиковые краски. В творческой деятельности детей применяются нетрадиционные методы. Ведь это не только увлекательное творческое занятие, но ещё и очень полезное упражнение для развития гибкости, и подвижности пальчиков. Есть  только одно условие: деятельность должна носить эмоциональный характер.

 

Методическое сопровождение образовательного процесса

  • Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов с применением пальчиковых упражнений и игрой.
  • Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений. (см.приложение).
  • Разработка картотеки дидактических игр.
  • Конспекты занятий по использованию пальчиковых игр и упражнений.
  • Сценарии и развлечения на основе пальчиковых игр и упражнений.
  • Консультационный материал для родителей (см. приложение).

        Было установлено, если пальчиковую гимнастику проводить стоя, примерно, в середине занятия, сопровождать ее стихотворными текстами, то она не потребует дополнительного времени от педагогов, и послужит двум важным целям одновременно: развитию мелкой моторики и речи. Кроме того, динамическая пауза поможет детям снять статическую нагрузку, связанную с сидением, повысит работоспособность и активность, а так же повысит компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры и упражнения:

  1. Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки; «Сорока-белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин». «Этот пальчик хочет спать», «Раз,два,три,четыре- кто живет в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять» - эти упражнения дети могут выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

  1. Сюжетно-пальчиковые упражнения.

«Пальчики - здороваются»- подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (поочередно). «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка» и другие – к этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

«Песенка –язычка»-Ла-ла-ла-лалала,па-па-па-папапа, ма-ма-мамама.

  1. .Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)

             С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимание, сосредоточенности. Это «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольца с большим пальцем. «Кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять три положения ладошки – сжатая в кулак, ладонь ребром по плоскости стола, ладонь на плоскости стола. «Ухо-нос» -левой рукой взяться за кончик носа, правой за ухо, затем поменять положение. «Симметричные рисунки» -рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки. Начинать лучше с круглых предметов –яблоко, арбуз.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кисте и пальцев рук.

           В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру; «Засолка капусты». «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцем правой руки растираем палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь: « Согреем руки» движения как при растирании рук; «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой руки. Для более эффективного самомассажа кисти используются орехи, каштаны, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6.  Театр в руке.

            Позволяет повысить,  общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное настроение.

            «Сказка» -детям предлагают поиграть в сказку, в которой каждый пальчик –герой сказки.

 7.Упражнения, которые помогут развивать у ребенка мелкую моторику рук, что способствует активизации речевых навыков.

Упражнение 1: «Заплети косичку» - три шнура (одноцветные или  разноцветные) заплести косичку.

Упражнение 2: «Бумага» - смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть-стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).

Упражнение 3:  «Спецрисование» - по точкам, по контуру, по трафарету (от простого к сложному) по образцу, словесной инструкции.

Упражнение 4 : «Раскрась» книжки для раскраски, нарисованные взрослым или ребенком.

Упражнение 5 : «Штриховка» -линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.

Упражнение 6: «Выщипывание» -нарисовать и защипать контуры, например «колобок», «репа» и т.д.

Упражнение 7: «Аппликация выщипыванием»- нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 1 маленький –получиться неваляшка).

Упражнение 8: «Резиновая игрушка» -сжимать, разжимать резиновую игрушку.

Упражнение 9 : «Бусы» - нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.

Упражнения 10: «Мотылек»-груша, пульвизатор сжимать, разжимать струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии, , различной силы.

Упражнения 11: «Чудесный мешочек» - мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв – ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает предмет из мешка, уточняет название.

Упражнение 12: «Щепотка» - пальцы сжать в щепотку, развести в сторону.

Упражнения 13: «Трещотка» - коробка из под спичек в 1/3 её объёма обмотать нитками, завязать нитку, между нитками вложить спичку, перекрутить несколько раз. Перебирая пальцами касаться свободно конца спички.

Упражнения 14:  «Мозайка» - (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигуры, буквы и т.д..

Упражнение 15:  «Конструирование» - использовать любой материал, выкладывать предмет, геометрические фигуры и т.д.

Упражнение 16: «Лепка» - разминать, катать между ладонями на дощечке (пластилин, воск, глина) делать предмет.

Упражнение 17: «Поделка» - из природного материала и бросового материала: сделать тематический набор (одежду, посуду, зверушку).

Упражнение 18: «Карандаш» - ребристый карандаш катать между ладонями, на столе, одной, двумя ладонями.

Упражнение 19: «Завяжи-развяжи» - полоска жесткой материи в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.

Упражнение 20: «Застегни-расстегни» - застёгивание и расстёгивание пуговиц (на ножке, разной  величины).

Упражнения 21: «Нитки» -смотать нитки с одного клуба в другой с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).

Упражнение 22: «Шнуровка» - полоска материи или клеенки закреплена на картоне с обеих сторон материи петли и один шнурок.

Результаты исследования:

Исследования проводились на базе «ЦРР –детского сада №387» - «Золотая рыбка». В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста в количестве 10 детей. ( Алексанин Иван, Ахметханов Аскар, Валиев Эрик, Захарова Злата, Замалетдинова Дана, Медведев Даниил, Матвеев Леонид, Саитова Мария, Сулейманова Эльза, Шакуров Искандер)

Контрольная динамика развития речи у детей

 с 2017 -2019гг.

Уровень

развития        

«Назови слово»

«Расскажи по картинке»

«Выяснение пассивного словарного запаса»

Годы

Годы

Годы

2017

2018

2019

2017

2018

2019

2017

2018

2019

1.

Очень

низкая

1бал

  -

  -

0бал

 -

  -

  0

  -

  -

2.

Низкая

2б.

3б.

 -

2б.

3б.

  -

  2б

3б.

  -

3.

Средняя

 2б.

5б.

 7б.

4б.

5б.

 7б.

  3б.

 4б.

 4б.

4.

Высокая

  -

8б.

 9б

  -

8б.

 9б.

  -

 8б.

 9б.

5.

Очень

высокая

  -

-

10б

  -

  -

 10б

  -

   -

10б.

ИТОГО

5бал.

 16

Бал.

26

Бал.

6бал

16

Бал.

 26

Бал.

  5 Бал.

15

Бал.

23

Бал.

       

Результаты:

           Работа в данном направлении (применение пальчиковых игр упражнений в образовательном процессе) дает свои результаты:

                 - Дети стали общительнее, появилась чистая, красивая речь, дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры, научились рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям;

                 - Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых).

                 - Отсутствует проблема в учебной деятельности в школе.

                 - Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек;

Анализ проведенной работы позволил сделать вывод:

     Особенность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ведь ум ребенка находится на кончике пальцев.

         «Руки  учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» -  писал  психолог, доктор наук, профессор, академик и член –корреспондент Академии педагогических и социальных наук Роберт Семенович Немов.

          Поэтому, чем выше уровень развития ощущений и восприятия у детей, тем больше возможностей овладения познавательной деятельностью.

          Применяя в своей работе данные упражнения и игры, пальчики у детей стали более сильными, ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась. Наблюдения за результатами по развитию речи за период 2017-2019гг. показали положительную динамику -  речевая активность детей повышалась  с каждым годом   на 30-40%

            Нельзя не согласиться с В.А.Сухомлинским,- «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли»

Список литературы:

  1. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика, 2008. - № 7.
  2. Галигузова, Л. Н. Мещерякова, С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М.: Детская психология для родителей, 2008.
  3. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А. Д. Гонеев, В. А. Сластенина. - изд. 3-е, перераб. - М.: Академия, 2004.
  4. Гуськова, О. В. Курсовая работа на тему: "Роль пальчиковых игр" / О. В. Гуськова [электронный ресурс] / режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/12/11/kursovaya-rabota-po-pedagogike-rol-palchikovyh-igr-i
  5. Игры для малышей от 2 до 6 лет / сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 2000.

      6.Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой

         моторики у младших дошкольников / М. Киселева [электронный

         ресурс] / режим доступа    https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887801

     7. Крупенчук О.И., «Развиваем мелкую моторику» Крупенчук , ООО

        «Издательский дом Литература», Санкт-Петербург», 2002г.4

8.Новиковская, О. А. « Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук». - изд. 3-е, доп. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

9.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное     воспитание, 2009. - № 1.

10.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное      воспитание, 2009. - № 6.

11.Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / . - М.: Издательство ЭКСМО,       2009.

12. Ушакова, Н. В. Картотека пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного      возраста / Н. В. Ушакова [Электронный ресурс] / режим доступа:       http://www.velikol.ru/dostc/Н

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!

Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....

Статья "С бизибордами играем – речь ребенка развиваем!"

Сегодня актуальными, как никогда, стали бизиборды – это развивающие игровые доски для детей, созданные по методике Монтессори. Эти игры вызывают у детей большой интерес и активно способству...

В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...

" В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем"

Многочисленные научные  исследования доказывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Упражнения , игры по трениро...