Формирование пространственного воображения у детей младшего дошкольного возраста с помощью мячиков Ф. Фребеля.
статья (младшая, средняя, старшая группа)
Ф. Фребель был создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но в этих учреждениях не занимались образованием. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире.
Ф. Фребель разработал свой дидактический материал для детей дошкольного возраста, который в последствии и получил название «дары Фребеля». В него входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
Моя работа с данным пособием имела поэтапный характер. На каждом из этапов решались свои задачи. Любая работа начиналась с простых заданий и постепенно усложнялась. Кроме того, я продумывала и строила деятельность таким образом, чтобы охватить детей с разным уровнем развития, тем самым обеспечивая доступность.
Первым даром Фребеля является текстильные мячики на ниточке, которые были использованы мною в работе по формированию пространственного мышления у детей 4-х лет. В набор входит основные 3 цвета: желтый, синий, красный и им производные: фиолетовый, оранжевый, зеленый, а также белые и черные. Все мячики одинакового диаметра с ниточкой 30 см.
Данные мячики я использовала в кружковой деятельности и в непосредственно совместной деятельности с детьми в группе. С начала 19-2020 учебного года, мы с группой начали знакомство с первым даром. Дети приняли его очень живо и с интересом. Их заинтересовала форма мяча, что они имеют ниточку. Дети с интересом начали с ними экспериментировать и играть.
В начале работы с мячиками были установлены правила, которые были установлены с целью безопасности:
- Мячики и ниточка – одно целое;
- Мячики держим только в руках;
- У каждой игры есть свое правило.
К пяти годам у детей начинает формироваться пространственное воображение относительно окружающего мира и окружающих предметов. У ребенка формируется интуитивное понимание связей между предметами. Поэтому при продумывании каждого занятия, я опиралась на возрастные особенности детей, включая работу с цветом, формой и размером. Во время самой деятельности учитывала интерес и инициативу детей.
На первом этапе, связанная с формой жизни, каждый из детей мог выбрать себе любой мяч и назвать его цвет; назвать ассоциацию, на что похож (красный, как помидор; желтое, как солнышко; оранжевый, как апельсин и другие); сравнить свой мяч с мячами других ребят, найти сходство и различия (найти себе пару по цвету: 2 желтых, два оранжевых, два красных); объединиться по 3 человека (два основных цвета желтый и красный объединяются с производным оранжевым).
Одной из самых интересных для детей форм является движение. Через него они начинают экспериментировать с мячами (мячик прыгнул к нам на голову, упал вниз, спрятался за спинку, оказался впереди и т.д.).
Следующий этап является достаточно сложным для детей. Одновременная работа двумя мячами в синхронном и асинхронном движении («Качели», «Вертолет», «Кузнечики» и другие). При игре я наблюдала, что у многих детей не все получается и им необходима помощь. Постепенно помощь с моей стороны сводилась к минимуму.
Далее задания усложнялись с целью реализации обучающих задач: быстрее–медленнее, справа – слева, на плече - на ушке, нанизывание в определенном порядке. Задания для отработки пространственных представлений относительно своего тела и окружающего пространства начинали выполнять с моей помощью, теперь делают это самостоятельно.
На третьем этапе подключается так называемая «форма красоты», которая включает в себя воображение и творчество детей. Они сами придумывают действия с мячами: выкладывают фигуры и узоры, придумывают и воплощают игры («Цветочки», «Гирлянда», «Многоугольник», «Мышки»).
В результате первичной диагностики я выяснила, что уровни пространственного представления и воображения, а так же ориентировка в пространстве у большинства детей оказались низкими (63% - низкий, 31% - средний, 6% - высокий). После года работы над формированием и развитием пространственного мышления появились положительные результаты. Уровни развития по всем показателям значительно выросли (24% - низкий, 64% - средний, 12% - высокий). Использование мячей Фребеля для развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста является одним из эффективных приемов.
Всего в игровом наборе Фребеля всего 14 даров, мною представлен опыт работы только одного из них. В дальнейшем я планирую использовать остальные дары, которые помогут мне развить у детей ориентацию на плоскости. Тем самым я постараюсь выполнить основную задачу дошкольного обучения - подготовка детей к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование пространственного воображения у детей младшего дошкольного возраста с помощью мячиков Фребеля.
Анотация: В статье раскрываются принципы работы с первым даром Фребеля; описываются основные приемы использования в работе; представлены результаты использования мячей Фребеля.
Ф. Фребель был создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но в этих учреждениях не занимались образованием. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире.
Ф. Фребель разработал свой дидактический материал для детей дошкольного возраста, который в последствии и получил название «дары Фребеля». В него входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
Моя работа с данным пособием имела поэтапный характер. На каждом из этапов решались свои задачи. Любая работа начиналась с простых заданий и постепенно усложнялась. Кроме того, я продумывала и строила деятельность таким образом, чтобы охватить детей с разным уровнем развития, тем самым обеспечивая доступность.
Первым даром Фребеля является текстильные мячики на ниточке, которые были использованы мною в работе по формированию пространственного мышления у детей 4-х лет. В набор входит основные 3 цвета: желтый, синий, красный и им производные: фиолетовый, оранжевый, зеленый, а также белые и черные. Все мячики одинакового диаметра с ниточкой 30 см.
Данные мячики я использовала в кружковой деятельности и в непосредственно совместной деятельности с детьми в группе. С начала 19-2020 учебного года, мы с группой начали знакомство с первым даром. Дети приняли его очень живо и с интересом. Их заинтересовала форма мяча, что они имеют ниточку. Дети с интересом начали с ними экспериментировать и играть.
В начале работы с мячиками были установлены правила, которые были установлены с целью безопасности:
- Мячики и ниточка – одно целое;
- Мячики держим только в руках;
- У каждой игры есть свое правило.
К пяти годам у детей начинает формироваться пространственное воображение относительно окружающего мира и окружающих предметов. У ребенка формируется интуитивное понимание связей между предметами. Поэтому при продумывании каждого занятия, я опиралась на возрастные особенности детей, включая работу с цветом, формой и размером. Во время самой деятельности учитывала интерес и инициативу детей.
На первом этапе, связанная с формой жизни, каждый из детей мог выбрать себе любой мяч и назвать его цвет; назвать ассоциацию, на что похож (красный, как помидор; желтое, как солнышко; оранжевый, как апельсин и другие); сравнить свой мяч с мячами других ребят, найти сходство и различия (найти себе пару по цвету: 2 желтых, два оранжевых, два красных); объединиться по 3 человека (два основных цвета желтый и красный объединяются с производным оранжевым).
Одной из самых интересных для детей форм является движение. Через него они начинают экспериментировать с мячами (мячик прыгнул к нам на голову, упал вниз, спрятался за спинку, оказался впереди и т.д.).
Следующий этап является достаточно сложным для детей. Одновременная работа двумя мячами в синхронном и асинхронном движении («Качели», «Вертолет», «Кузнечики» и другие). При игре я наблюдала, что у многих детей не все получается и им необходима помощь. Постепенно помощь с моей стороны сводилась к минимуму.
Далее задания усложнялись с целью реализации обучающих задач: быстрее–медленнее, справа – слева, на плече - на ушке, нанизывание в определенном порядке. Задания для отработки пространственных представлений относительно своего тела и окружающего пространства начинали выполнять с моей помощью, теперь делают это самостоятельно.
На третьем этапе подключается так называемая «форма красоты», которая включает в себя воображение и творчество детей. Они сами придумывают действия с мячами: выкладывают фигуры и узоры, придумывают и воплощают игры («Цветочки», «Гирлянда», «Многоугольник», «Мышки»).
В результате первичной диагностики я выяснила, что уровни пространственного представления и воображения, а так же ориентировка в пространстве у большинства детей оказались низкими (63% - низкий, 31% - средний, 6% - высокий). После года работы над формированием и развитием пространственного мышления появились положительные результаты. Уровни развития по всем показателям значительно выросли (24% - низкий, 64% - средний, 12% - высокий). Использование мячей Фребеля для развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста является одним из эффективных приемов.
Всего в игровом наборе Фребеля всего 14 даров, мною представлен опыт работы только одного из них. В дальнейшем я планирую использовать остальные дары, которые помогут мне развить у детей ориентацию на плоскости. Тем самым я постараюсь выполнить основную задачу дошкольного обучения - подготовка детей к школе.
Список литературы:
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию "Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста".
Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников....
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...
Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ по формированию пространственных представлений....
План по самообразованию по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов", подготовительная группа
Документ содержит план по самообразованию по теме, примеры рисуночных диктантов....
Отчет по самообразованию по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов", подготовительная группа
Отчет по самообразованию с примерами работ....
«Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов»
Консультация для родителей...
Самообразование на тему: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов"
Представляю вашему вниманию мой опыт развития пространственных представлений методом графических диктантов у детей старшего дошкольного возраста. В статье отражены цели, задачи, планирование работы, а...