Экологическое воспитание детей в ДОО. Из опыта работы
статья
В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей в детском саду. С помощью ранообразных форм, методов и приемов достигается цель по формированию у дошкольников экологической культуры, любви к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_doo._iz_opyta_raboty.docx | 45.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей в ДОО
Из опыта работы
Подготовила:
Овчинникова Е.И.
Старший воспитатель МБДОО №2
«Ромашка» ст. Гиагинской
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Работа по экологическому воспитанию в ДОО ведётся в нескольких направлениях:
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
Чтобы осуществлять экологическое воспитание и образование коллектив МБДОО №2 «Ромашка» поставил перед собой такие задачи:
1. Показать детям, что в природе все взаимосвязано.
2. Помочь понять им, для чего нужны природные связи; так как, зная эти связи, можно использовать природу разумно и бережно.
3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Планирование и система работы по экологическому воспитанию детей в нашем детском саду состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования.
Воспитатель ДОО - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического образования детей дошкольного возраста. Являясь носителем экологической культуры, он должен владеть методикой формирования ее у детей, уметь организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально-насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Сформировать экологически сознательную личность может только экологически грамотный человек. Воспитатель должен обладать рядом умений, для чего с педагогическим коллективом, особенно с молодыми специалистами, проводятся консультации, семинары, деловые игры, обзоры парциальных программ.
Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому педагоги ДОО стараются строить образовательную деятельность таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель образования мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности.
Широко используются следующие формы организации:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя с ребенком;
- совместная деятельность с родителями;
- самостоятельная деятельность.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных методов работы:
- образовательная деятельность экологической направленности;
- широкое применение ИКТ;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, викторина;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические праздники и досуги;
- экологические игры (дидактические, имитационные игры, моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
- экологические тренинги и т.д.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Успешному решению задач экологического образования дошкольников способствует технология проектной деятельности. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Педагоги ДОО создали вместе с детьми разнообразные экологические проекты: «Покормите птиц зимой», «Наши маленькие соседи», «Мусор станице не к лицу или вторая жизнь ненужных вещей», «Наши маленькие друзья», «Петуния-королева клумб», «Золотая рыбка», «Посадка лука», «Лук – зелёный друг», «Луковая грядка», «Ах, вы цветики цветочки…».
Познавательное и речевое развитие – важная составляющая экологического воспитания, так как познание окружающего мира позволяет ребёнку четко представить экологическую картину мира, воспитать чувство ответственности. Любить природу – значит беречь её богатства.
Наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, умственной активности, сосредоточенности, Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, позволяют развивать в них стойкий интерес к природе, наблюдательность, формируют конкретные представления об особенностях растительного и животного мира и их непосредственной связи со средой обитания.
В повседневной жизни систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети рассматривают небо, определяют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде учатся определять степень тепла или холода.
Ведение календаря природы - еще одно важное занятие детей в повседневной деятельности в группе, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми ежедневно отмечают в календаре погоду и состояние живой природы, по результатам наблюдения за ней. В младших и средних группах после прогулки воспитатель помогает детям подобрать картинки с теми явлениями природы, которые наблюдали на прогулке. В старших группах воспитатель учит ребят находить в календаре дни недели и закрашивать их значками, обозначая погодные явления, изображать дерево и землю в соответствии с их состоянием на данный сезон и момент.
Наблюдая за птицами, воспитатель привлекает детей к зимней подкормки. Затем использует календарь: для того, чтобы малыши находили картинки с изображением птиц, которых видели на участке. Дети старших групп учатся обозначать птиц значками - галочками соответствующего цвета.
В повседневной жизни с дошкольниками в ДОО проводятся мероприятия, насыщенные разными видами деятельности. Они имеют большое развивающее, образовательное и воспитывающее значение – это целевые прогулки на природу в ближайшее окружение (сквер, парк ).
Экскурсия – один из видов образовательной деятельности по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, за сезонными изменениями, увидеть, как люди относятся к природе и как природа отвечает им. Экскурсии в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, разнообразии осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме кучевых облаков, о сверкающих на солнце хрустальных капельках дождя и т. д.
Воспитатели ДОО активно включают в работу природоохранные акции - социально значимые мероприятия. Они регулярно проводятся в ДОО сотрудниками совместно с детьми, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат значимой экологической пропагандой среди родительской общественности.
Дети с родителями приняли участие в акции «Ёлочка своими руками» Эта акция направлена на сбережение живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.
Также с детьми старшего дошкольного возраста проведены акции: «Берегите воду», «Покормите птиц зимой», «Отходы в доходы», «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!».
Трудовой рейд
Ежегодно в течение лета проводится трудовой рейд. Дети старших групп, вместе с педагогами ДОО начиная с весны, убирают игровые площадки, цветники, а также изучают растения участка детского сада, высаживают на цветниках цветы и терпеливо ухаживают за ними. Дети поливают, рыхлят цветы, изучают книги о растениях, устраивают выставки. В конце летнего периода воспитанники с интересом рассказывают о результатах и рисуют иллюстрации. В апреле текущего года был организован трудовой рейд «Проделки короля Мусора», в котором принимали участие дети, педагоги и родители.
Экологическая газета
Экологическая газета в группе является частью экологического проекта, над которым работает воспитатель. Она предназначена для детей и родителей. Воспитателями детского сада выпущены разнообразные газеты на экологическую тематику, в которых представлен материал о сезоне, природных явлениях, игры, загадки и поделки, а так же фотографии детских работ. Содержание каждой газеты помогает повысить педагогический опыт родителей и способствует установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми, а так же развитию экологических знаний.
Развивающая экологическая среда
Экологическая направленность отражена в оформлении детского сада. Взрослые и воспитанники проявляют творческие способности, фантазию, мастерство в изготовлении панно, поделок из природного и бросового материала.
С точки зрения экологического образования развивающая среда в дошкольной организации способствует:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природе, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
- грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе;
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории ДОО);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
- создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала в процессе продуктивной деятельности и т.п..
Созданная развивающая экологическая среда направлена на повышение эффективности экологической работы с детьми. В ДОО педагогами созданы экологические объекты для работы с детьми:
- экологическая комната;
- комната-аквариум;
- экологическая тропа;
- зазвивающие центры в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия.
Экологическая комната
Педагогом-психологом и учителем-логопедом оформлена экологическая комната для работы с детьми по познавательному развитию. Экологическая комната - это объект развивающей предметной экологической среды, который представляет особую, неповторимую обстановку, вызывает только положительные эмоции, способствует расслаблению, желанию отдохнуть и, в то же время, привлекает ребят осуществлять разнообразную деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату предлагают идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что обстановка экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений.
Комната-аквариум
В коридоре детского сада творческой группой оформлена комната-аквариум. Помещение разделено на три зоны, в каждой из которой подобраны образцы обитателей аквариума, рек, морей. Данный макет рассчитан для проведения образовательной деятельности по ознакомлению с подводным миром, с его обитателями, целью которых является: расширение и обогащение кругозор детей о речных, аквариумных и морских рыбах, об образе жизни. Подводный мир для детей - это настоящее подводное путешествие, полное приключений, чудес и обогащение знаний о волшебных морских существах.
Экологическая тропа
Педагогами ДОО организована экологическая тропа, которая рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная значимость.
Экскурсии, проводимые на экологической тропе, имеют различную тематику и зависят от целей работы и возраста детей. Разработанный паспорт оказывает методическую помощь воспитателям при изучении объектов и маршрута тропы. Объекты экологической тропинки также используются для познавательного и социально-коммуникативного развития детей. В результате у дошкольников развиваются память, связная речь, образное мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Центры в группах
Центр экспериментирования
В данном центре находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку "Песок, глина, камни" ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога. Таким образом, воспитатели и родители, собрали разнообразный природный материал, который помещается в экспериментальном центре. Организация такого центра дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по определенной теме, так как время основной образовательной деятельности ограничено, а многие дошкольники проявляют желание продолжить экспериментальную работу. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Центр воды и песка
«Центр воды и песка» в группах старшего дошкольного возраста помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Организуя игры с водой и песком, воспитатели не только знакомят детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогают им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладывают основы для обучения конструированию (формование из песка).
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Центр природы
В каждой возрастной группе имеется центр природы, в котором размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Центр природы в группах ДОО – это одно из условий наглядно-действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Он необходим не только для наблюдений, но и формирует трудовые навыки. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства в центре природы. Приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы формирует и такие качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого–эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Коллекционирование
Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование постепенно входит в систему работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Оно не должно наносить вреда природе, поэтому воспитатель с детьми собирает различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).
Выставочный уголок «Наши таланты»
Поскольку образовательная деятельность по программе предполагает, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги мы проводить регулярно. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.
Ежегодно проходят сезонные тематические развлечения «Осень - в гости просим», «Масленица», «Весенний праздник». Интересно прошло театрализованное представление подготовленное детьми старшего дошкольного возраста. Тематика спектакля «Сказ про то, как Вовка живую воду искал» тесно связана с природоохранной деятельностью человека. Обращение к теме охраны природы в песнях и танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОО.
Художественная и энциклопедическая литература в экологическом воспитании дошкольников
Ознакомление детей с природой, воспитание любви к ней, невозможно осуществить воспитателю без художественной литературы. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Дети охотно воспринимают от взрослых не только справочную информацию об окружающем мире, но и сказки, легенды, песни, стихи о природе. Для этого в детском саду пополняется художественная и познавательная литература, дидактический материал.
При работе с детьми детям предлагаются разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, каким они видят лето или зиму, и т.д. Девочки и мальчики фантазируют, составляют небольшие рассказы, не похожие на рассказы товарищей. Это способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности.
В содержание бесед о литературных произведениях воспитатели включают вопросы, с помощью которых предполагаются возможные поведенческие реакции ребенка в подобных ситуациях: «Как бы ты поступил, если бы увидел котенка, попавшего в беду?» Дети, хоть мысленно, но способны противостоять плохому, и в этом ценность их рассуждений.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Прослеживается взаимосвязь экологического воспитания с семейным экологическим воспитанием. С родителями воспитанников проводятся различные мероприятия. Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Наглядная агитация
- Оформление родительских уголков
- Выставки детских работ
- Памятки-шпаргалки.
- Мини-папки—передвижки
- Выпуск газеты
Работа с коллективом родителей
- Анкетирование
- Совместные досуги и развлечения
- День «Открытых дверей»
- Семинары-практикумы
Индивидуальная работа
- Консультации
- Беседы
Родители воспитанников принимают активное участие в творческих конкурсах, собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются грамотами, благодарственными письмами. За последние 3 года были проведены выставки: "Ёлка своими руками", "Дары осени", "Снежинка", "Снеговик", «Кормушка для птиц», «Моя любимая игрушка», книжки-малышки «Насекомые», «Отходы в доходы», поделки из бросового материала «Насекомые», «Птичка». Воспитатели готовят консультации и беседы для родителей.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?». В анкетировании участвовали родители четырёх групп детского сада. Более 70% родителей отметили, что у нас в станице Гиагинской существует проблема загрязнения бытовым мусором значительной её территории. На вопрос: «Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для станицы?» были предложены различные варианты:
- субботники для взрослых и детей по уборке территории;
- разработать программу «Чистая станица»;
- озеленение станицы;
- проводить с населением агитационные мероприятия по культуре поведения в природе, на улицах станицы;
- проводить с детьми тематические мероприятия по охране окружающей среды.
Ответы родителей помогли нам выявить проблемы, требующие педагогической помощи, как детям, так и их родителям. Для этого мы постоянно будем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое вокруг.
Итоги работы
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. В непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они проявляют интерес к рассказам о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Наши воспитанники стали лучше логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории детского сада всё реже заметишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности педагогов и детей по охране окружающей среды, как в рамках детского сада, так и станицы. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Результаты мониторинга показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.
Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОО и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста(из опыта работы)
Статья из опыта работа по экологическому воспитанию....
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста(из опыта работы)
Статья из опыта работы по экологическому воспитанию...
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
Экологическое воспитание детей раннего возраста. (Из опыта работы).
Много лет работая воспитателем в детском саду я воспитывала в детях любовь к природе ....
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Педагоги нашего детского сада стараются с раннего возраста прививать любовь к природе родного края. В дошкольном возрасте изучение природы в основном происходит по книгам. Воспитатели читают детям инт...
экологическое воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)
экологическое воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)...
Экологическое воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)
Презентация по окр миру...