План работы с родителями
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка по взаимодействию с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями в группе «Улыбка»
Актуальность работы
Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ, используя интеграцию образовательных областей, которая красной нитью проходит через работу с родителями (законными представителями). Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при наличии системы взаимодействия ДОУ и семьи.
Проблему взаимодействия детского сада и семьи важно рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это "детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны - это "семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада, что не является новым. Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.
Основные приоритеты и направления работы:
1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
3.Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
4. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.
5. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Цели:
- формирование партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами группы;
- улучшение детско-родительских отношений.
Задачи:
привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах воспитания и развития детей;
обеспечение информационно – просветительской поддержки родителей в развитии и воспитании детей;
создание условий для развития способностей ребенка в различных видах деятельности;
индивидуальная работа с семьями воспитанников.
Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:
- единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей;
- укрепление авторитета педагога в семье воспитанников и родителей в детском саду;
- установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритика;
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания и др.;
- систематическую плановую связь с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.
Формы и методы работы с родителями:
Взаимодействие с родителями по обустройству участка для прогулок в зимний период
- Обучение родителей в совместной деятельности с детьми по сенсорному развитию (занятие с блоками Дьенеша).
- Обучение родителей в совместной деятельности с детьми (дидактические игры).
- Участие пап в подготовке к празднику 8 марта изготовление поздравительной открытки (продуктивная деятельность).
- Обучение родителей в совместной деятельности с детьми
(театрализованная деятельность). - Информирование родителей.
В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.
Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить: коллективные, индивидуальные, наглядные.
К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, выступление специалистов, обмен опытом родителей. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседа - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи.
Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей, позволяют обсудить конкретный вопрос. Она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственный опыт общения с ребенком. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка.
В ходе консультации родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в самообразовании.
Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.
Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об умении родителей использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Папки – передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки».
Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный дорисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке.
Рекомендуется оформлять стенды для родителей: «Чем мы занимались; «Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребенка и др.
Фотомонтажи: «Вот какие мы большие», «Про меня» - информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке.
Если родители не интересуются предоставленным материалом - причиной этого может быть, скучный текст, мелко напечатанный, неинтересные темы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.
Информационно – аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относится опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители помещают волнующие их вопросы.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Участие в работе кружков или студий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Круглый стол», «Педагогические гостиные» и др.
День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей. Воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-пространственной развивающей среды, видами детской деятельности.
Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые мероприятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Современные родители достаточно образованы. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из различных источников, но она не предполагает наличие «обратной связи».
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Нецелесообразно в работе с родителями опираться на монолог. Важен диалог, установление «обратной связи», личная заинтересованность родителей. Однако знания навязывать нельзя.
В заключение необходимо отметить, что преимущества современных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации основной образовательной программы дошкольного образования в единстве ДОУ и семьи.
Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.
Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в ДОУ, внести свой вклад в образовательную работу. Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами.
Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей (лиц, их заменяющих) может оказаться не просто полезной, но неоценимой.
Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада. Транспортировка детей на дальние расстояния.
Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший парк, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все участники образовательных отношений. И прежде всего дети.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность ДОУ, т.е активное участие в работе ДОУ.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Под включением родителей в деятельность ДОУ понимает их участие в:
- организации образовательного процесса;
- создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
- организации современной предметно пространственной развивающей среды;
- разработке планирования разных видов на всех уровнях: план ДОУ; план деятельности; самостоятельной деятельности детей; совместной со взрослыми деятельности детей.
Наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность.
Таким образом, вопрос начальной мотивации взрослого к занятиям с ребенком напрямую связан со вторым – поиском практических средств для ее осуществления. Чем большие успехи будет делать ребенок, тем активней будет действовать взрослый. Культурные практики, как сюжетная игра и игра с правилами; творческие формы продуктивной деятельности; художественная литература, могут быть выполнены в семье, по принципу партнерского взаимодействия (описанном Н.А. Коротковой в 2007г.).
Следовательно, наиболее существенными характеристиками дидактической системы, предназначенной для семейного воспитания, являются:
- непосредственная связь материала с образовательной программой детского сада;
- охват всех культурных практик, специфических для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность и чтение художественной литературы);
- возможность партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.
Педагог предлагает родителям продумать, какие произведения считают необходимыми, а затем обсудить предложения (или иное, согласно задач образовательной области). Это не работа с семьей, а новая ее форма – социальное партнерство.
План работы с родителями
Месяцы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь |
2.Консультация «Психологические особенности детей раннего возраста». 3.Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 4.Памятка «Первые дни в детском саду». 5.Совместная деятельность с родителями: Оформление выставки «Дары осени». | Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей в детском саду. Знакомство родителей с правилами, режимом дня. Познакомить родителей с основными показателями развития детей раннего возраста. Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в совместную деятельность. |
Октябрь | 1. Консультация «Мама, я сам» о привитии КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста. 2. Беседа - консультация «Как снять напряжение после детского сада». 3. Памятка для родителей по содержанию благоприятной семейной атмосферы. 4.Уголок здоровья – «Профилактика острых кишечных заболеваний». 5. Изучение уровня осведомленности родителей о сенсорном воспитании. Анкетирование. | Вовлечь родителей в воспитательный процесс, обучать их приемам взаимодействия с малышом. Повышение педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания детей. Обогащение педагогических знаний родителей. Повышать компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья детей. Познакомить родителей с играми для сенсорного развития детей раннего возраста. |
Ноябрь | 1.Круглый стол «Наши мамы» (Поздравление ко дню Матери). 2.Уголок здоровья – Грипп и профилактика гриппа в осеннее – зимний период. 3. Памятка для родителей «Игрушки». | Вызвать приятные эмоции у мам. Познакомить родителей с профилактическими мероприятиями ОВЗ. Побуждать родителей задуматься о выборе полезных развивающих игрушек для детей раннего возраста. |
Декабрь | 1. Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома?» 2.Консультация «Одежда для прогулок». 3. «Гепатит А и его профилактика». 4.Папка-раскладушка «Новый год – семейный праздник». 5. Совместная деятельность: Изготовление новогодних украшений для группы. | Помочь родителям организовать досуг для развития личности ребенка. Напомнить о правильном выборе одежды в зимнее время года. Познакомить родителей с профилактическими мероприятиями. Помочь родителям в организации семейного праздника. Привлечь родителей к украшению группы, подготовке атрибутов для новогоднего праздника. |
Январь | 1.Уголок здоровья «Закаляйся, если хочешь быть здоров». 2.Консультация для родителей «Подвижные игры зимой. Зимние развлечения». 3. Консультация для родителей «Пальчиковые игры». 4.Совместная деятельность: Изготовление атрибутов к сказкам (шапочки-маски). | Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания в детском саду и дома. Помочь родителям организовывать досуг детей на прогулках в зимнее время года Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики посредством использования пальчиковых игр Привлечь родителей к совместной деятельности. |
Февраль | 1.Родительское собрание "В игры играть - ум, разум развивать!" 2. Консультация «Роль отца в воспитании детей». 3.Памятка для родителей «Правила общения с детьми». 4.Уголок здоровья «Осторожно, гололёд» (памятка). 5. Совместная деятельность: Изготовление фотовыставки «Мой папа самый лучший». 6. Консультация «Путешествие в страну Сенсорику». | Повысить педагогическую культуру родителей. Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы. Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей. Напомнить родителям о правилах безопасности в весенний период. Привлечь родителей к совместной деятельности. Обогащение педагогических знаний родителей. |
Март | 1. Папка – передвижка «8 Марта». 2.Консультация «Научите ребёнка красиво говорить». 3.Памятка «Игры для развития мелкой моторики». 4. Мастер-класс игры для развития сенсорных способностей детей «Учимся мастерить». | Способствовать созданию семейных традиций. Обогащение педагогических знаний родителей. Показать родителям значимость развивающих игр для развития интеллектуальных способностей у детей. |
Апрель | 1.Консультация «Учим ребенка общаться через игру». 2. Уголок здоровья - консультация «Одежда для прогулок». 3. Совместная деятельность: Проведение субботника на участке вместе с родителями. 4. Выставка дидактических игр по сенсорике «Учимся мастерить». | Активизация педагогических знаний родителей. Дать рекомендации родителям о выборе одежды в весенний период времени. Привлекать родителей к совместной деятельности. Обогащение педагогических знаний родителей. |
Май | 1.Родительское собрание "Вот и стали мы на год взрослее!" 2 Папка – передвижка «Правила дорожной безопасности». 3.Беседы - консультация «Что должны знать дети к концу учебного года?» 4. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок». 5. Совместная деятельность: Изготовление атрибутов для прогулок летом. 6. Круглый стол "Сенсорное развития детей», отчет о проделанной работе за год. | Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год. Информировать родителей о правилах ПДД. Повышение педагогической культуры родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей. Привлекать родителей к совместной деятельности. Дать советы родителям по сенсорному воспитанию. |
Июнь-август | 1. Папка – передвижка «Правила поведения на воде». 2. Консультации «Игры с детьми на отдыхе в летний период». 3. Уголок здоровья - «Что нужно знать о насекомых». 4. Оформление папки-раскладушки «Безопасное лето». 5. Совместная деятельность: помощь в благоустройстве участка. | Информировать родителей о мерах безопасности на воде. Помочь родителям в организации игр в летний период. Информировать родителей об укусах насекомых детей. Напомнить родителям правила безопасности в летний период. Привлекать родителей к совместной деятельности. |
Заключение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
Это происходит по нескольким причинам:
- не желание что-то менять;
- устойчивые штампы в работе;
- большая затрата времени на подготовку и т.д.
- не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
- при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
- довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;
- недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
- неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
- у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. План работы с родителями по теме: «Воспитание духовности у детей через основы православия» в средней группе №2 на 2010 - 2011уч.год. Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
План работы с родителями...

План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....

План работы с родителями в подготовительной работе ДОУ
Данный материал представляет собой план работы с родителями подготовительной группы (6-7 лет) в ДОУ. Материал может использоваться воспитателями всех дошкольных общеобразовательных учрежден...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Материал будет полезен для воспитателей старших групп...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...

План самообразования и план работы с родителями по блокам Дьенеша
Сейчас воспитателям предлагают писать планы самообразования,перелапатила много материала и предлагаю удобную и простую форму написания плана самообразования на примере темы " Блоки Дь...