Песочная игротерапия. Из опыта работы.
консультация

В последние годы увеличилось количество детей с проблемами в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается  агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.

Поэтому в работе с детьми, особое  внимание обращаем на развитие речи и общую коррекцию поведения детей. Существует много приёмов и методов, которые помогают исправить нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком. Мы в своей группе используем песок круглый год. Дети очень любят игры в песке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_igroterapiya_1.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная игротерапия. Из опыта работы.

Слайд № 2.

В последние годы увеличилось количество детей с проблемами в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается  агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.

Поэтому в работе с детьми, особое  внимание обращаем на развитие речи и общую коррекцию поведения детей. Существует много приёмов и методов, которые помогают исправить нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком. Мы в своей группе используем песок круглый год. Дети очень любят игры в песке.

Цель: Цель: создать условия для развития речи и мелкой моторики рук детей через использование метода песочной терапии.

Слайд : 3

Задачи: Познакомить с правилами безопасного взаимодействия в центре песка

Развивать зрительно-слуховые связи, тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, координацию движений.

Развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в играх с песком представления об окружающей действительности.

Развивать активный словарь, обогащать пассивный словарь.

Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Слайд № 4

 В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Мы знаем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим.

С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группе изготовили «минипесочницу». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет 80 сантиметров, а высота около 10. Наша песочница помещается в, специально отведённом для неё, месте, но, при необходимости, возможно, её перемещение в другое место. Мы её используем как на занятиях, в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.

Для организации игр с песком мы используем большой набор миниатюрных предметов и игрушек.

Слайд 5.

Как проходят наши занятия?

Начинали знакомство с песком с тактильных ощущений от взаимодействия с песком.

Предлагала детям опустить в песочек руки и рассказать, что они при этом чувствуют (песок какой - тёплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый), поздороваться с песком каждым пальчиком, а затем кулачками.

Я делала на песке отпечатки кистей рук и рассказывала о том, что при этом чувствую. Затем то же самое проделывают ребята. Постепенно они накапливали чувствительный опыт и научились обсуждать свои ощущения.

Слайд № 6.

Следующий шаг, который мы делали, заключался в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Параллельно с этим, дети делали самомассаж песком: перетирали его между пальцами, глубоко зарывали в песок руки. Всё это позволяло перейти к упражнениям, направленным над развитием мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

Я «прокладываю» в песке тропинки, по которым дети проходят, чередуя руки. Справа и слева от дорожек то ладонями, то кулачками, то костяшками пальцев мы «создаём» различные предметы. Потом мы пробуем играть в песке сразу двумя руками, используя все десять пальцев. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребёнка. Они стабилизуют его эмоциональное состояние.

Слайд № 7,8

Играя с песком, проводили игры:

• «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;

    • «Выровняй дорогу»- от детской машины воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;

• «Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

• «Помоги зайцу»- в песке делается три- четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

• «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

• «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая гора. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

  Также проводим упражнения для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:

• положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;

• погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

• погрузить пальцы в песок, и лёгкими движениями создавать «волны»;

Слайд № 9.

После обучения манипуляциям с песком мы переходили к предметному конструированию. Строили природные ландшафты: реки, озёра, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Слайд № 10.

  Все песочные картины стараемся сопровождать рассказами, а дети при этом манипулируют деревьями, животными, транспортом. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Слайд № 11.

Дети очень любят писать на песке, они не боятся ошибиться, это не бумага. Легко можно всё исправить, если допустили ошибку.

Слайд № 12.

С большим удовольствием дети показывают сказки на песке: «Колобок»«Теремок»«Красная шапочка» и др. Они рассказывают сказки и рукой передвигают фигурки в разных направлениях, и учатся соотносить речь с движением персонажей.

  Занятия в песочнице являются очень полезными: улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Слайд № 13.

В ходе занятий мы выяснили, что действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

Использование метода песочной терапии в средней группе способствовало  повышению уровня речевого развития детей  к концу учебного года (мониторинг показал повышение на 11%), можно отметить положительную динамика развития  мелкой моторики рук детей, образного мышления, тактильной чувствительности, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве. Снизился уровень агрессивности сформировались навыки взаимодействия со сверстниками.

Проделанная работа, позволила сделать вывод, что песочница - прекрасный тренажёр, эффективное средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности для овладения специальными движениями, а также развития речи  и мелкую моторику рук ребёнка.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 4 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА «ФАНТАЗИЯ»

+❤ В Мои закладки

Выступление из опыта работы :

«Песочная игротерапия».

Выполнила :Фомченкова А. А

                                    Благовещенск -2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР.

Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР....

Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками

       Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет пон...

Песочная игротерапия в работе с дошкольниками

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.Песочная игротерапия является наиболее продукти...

использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.

Эффективное использование песочной террапии при работе с детьми с речевыми нарушениями...

ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯв коррекционной работе с детьми с нарушениями речи...

Использование песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми.

Использование песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми....