Проект "Волшебный мир сказки"
проект (старшая группа)

В рамках проекта составлена схема и содержание проекта, перспективный план работы с детьми и перспективный план работы с родителями по осуществлению проекта. В перспективных планах прописаны формы организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_skazki.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Волшебный мир сказки»

Тип проекта: Познавательно – творческий

Количество участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

Проблема: Сказка представляет собой одно из средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует стереотипы поведения в обществе. В настоящее время дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У современных родителей нет времени почитать ребенку книгу или чтению детских книг уделяется очень мало времени. А также родители не придают значение важной роли сказкам в воспитании детей. Поэтому мы решили  уделить побольше времени сказкам в воспитании и развитии детей нашей группы.

Программное содержание: Отработка интонационной выразительности речи. Совершенствование умения  пользоваться прямой и косвенной речью. Развитие монологической формы речи. Формирование умения связно,  последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Развитие умения придумывать свои концовки к сказкам. Развитие интереса детей к художественной литературе.

Актуальность проекта: С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.

Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя  в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубине своей души. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Русские  народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Из любой сказки можно извлечь  какой-то урок, мораль.

Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, а так же являются неисчерпаемым источником развития связной речи.

Знакомство со сказочными произведениями  пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. В настоящее время остро стоит проблема формирования у детей  связной речи. Даже  в старшем дошкольном возрасте речь детей однообразна, монологи и диалоги просты. В семье мало читают детям, произведения не всегда соответствуют возрасту детей, обсуждению прочитанного не уделяется внимание, но именно сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Сказка – доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности.

Объект проекта: развитие речи детей старшего возраста.

Предмет проекта: сказка (народная, авторская)

Цель проекта: Создание условий для повышения уровня развития речи старших дошкольников (связной, диалогической, монологической). Развитие устойчивого отношения к сказке, как произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

Задачи для детей:

Образовательные:

- Отрабатывать интонационную выразительность речи.

- Совершенствовать диалогическую  и монологическую форму речи.

- Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

- Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам.

Развивающие:

- Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки.

- Развивать воображение, фантазию, мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать чуткость к художественному слову, уважение и любовь к сказкам.

- Помогать детям  понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

- Воспитывать бережное отношение к книгам.

Задачи для родителей:

- Распространение педагогических знаний среди родителей.

- Формирование активного интереса со стороны родителей к детской литературе.

- Привлечение родителей к работе детского сада.

- Приобретение родителями наглядного опыта в использовании сказок для развития речи детей.

Задачи для педагогов:

- Повышение педагогической компетенции по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста.

- Вовлечение родителей в реализацию проекта.

- Создание условий для формирования умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, совершенствования диалогической и монологической речи.

Время выполнения: Долгосрочный (9 месяцев)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Развивающая предметно – пространственная среда проекта:

- Подборка детских книг с русскими народными и авторскими сказками

- Альбомы с иллюстрациями к сказкам

- Диски с записью русских народный и авторских сказок

- Альбомы с портретами авторов литературных  сказок

- Дидактические игры: «Собери сказку», «Путаница», «Расскажи сказку по иллюстрации»…

- Атрибуты для театральной деятельности (постановки сказки)

- Раскраски по русским народным и авторским сказкам

Предполагаемый продукт проекта:

- Музыкально – театральная сказка по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди» (с опорой на сценарий О. Емельяновой)

- Презентация проекта «Волшебный мир сказки».

- Семейные поделки из бросового и природного материала.

- Семейные рисунки в рамках данного проекта.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- Совершенствование диалогической и монологической речи.

- Развитие интереса к художественной литературе.

- Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.

- Воспитание бережного отношения к книгам.

- Отражение знаний и умений, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, театральной, коммуникативной).

Предполагаемый результат для родителей:

- Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.

- Родители грамотно подойдут к вопросам правильного подбора художественной литературы для чтения в семье.

- У родителей сформируется интерес к развитию речи своих детей с помощью художественных произведений.

Предполагаемый результат для педагогов:

- Повысится педагогическая компетенция по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью художественных произведений.

- Разработаны конспекты бесед по тематике проекта, конспекты ОД, пополнена РППС. (лэпбук, дидактические игры, атрибуты к театральным играм).

- Будут созданы условия для развития связной диалогической и монологической речи, повышения интереса к художественной литературе.

Список литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного  образования «От  рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М.А.Васильевой. Мозаика – Синтез,  2016

2. Абрамова Л. В., Слепцова М. Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Мозаика – Синтез, 2019

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика – Синтез, 2016

4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. старшая группа. Мозаика – Синтез, 2016

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Мозаика – Синтез, 2016

6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5 – 6 лет. Мозаика – Синтез, 2017

Содержание проекта

Схема и содержание проекта  «Волшебный мир сказки»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия членов семьи и социальных партнеров

1 этап – Подготовительный (Проблема, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта)

Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи

Формирование проблемы, цели, задач. Ввод в игровую ситуацию.

Разработка анкет.

Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересован -ность к теме реализуемого проекта.

2 этап Организационный (Организация деятельности, анонсирование, визитная карточка проекта и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребенка, подготовка РППС)

Поиск информации из различных источников:

1. Подумать самостоятельно

2. Спросить у родственников

3.Посмотреть в книгах

Создание предметно – пространствен -ной развивающей среды: подбор наглядного иллюстративного материала, аудио материалов со сказками, методической литературы, художественной литературы. Подготовка для родителей информационных листов по данной теме.

Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом (анонсирование)

Анкетирование родителей. Педагогическая диагностика развития ребенка.

Информационная поддержка  – родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации.

3 этап Деятельностный (осуществление основных мероприятий  проекта  и индивидуальной работы)

Игровая деятельность

Отображение знаний сказок в театрализован -ных играх

Дидактические (настольно – печатные, словесные, подвижные)

Разработка театрализован -ных игр по теме проекта. Изготовление необходимых дидактических игр.

Помощь в оснащении театрализован -ных игр атрибутами, в изготовлении дидактических игр и пособий.

Восприятие  художественной литературы

Восприятие литературных произведений: знакомство с новыми сказками, загадками, пальчиковыми играми.

Подбор сказок, загадок, пальчиковых игр.

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций по сказкам.

Чтение детям литературных произведений, загадок.

Помощь в пополнении книжного уголка в группе.

Коммуникативная деятельность

Рассматривание книжных иллюстраций, альбомов. Разгадывание загадок. Свободное общение по сказкам.

Коммуникатив -ные коллективные игры по типу: «Я начну, а ты продолжи», «Отгадай героя», «Отгадай сказку».

Ситуативные разговоры, обсуждения, беседы с детьми.

Словотворчество детей и родителей: «Придумай сказку». Ситуативные разговоры, беседы по художественным произведениям. Чтение детям литературных произведений, загадок.

Помощь в пополнении книжного уголка в группе.

Познавательно – исследовательская деятельность

Беседы по сказкам познавательного характера.

Просмотр и обсуждение презентации.

Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок.

Дидактические развивающие игры.

Подбор необходимого материала для проведения познавательно – исследовательс –кой деятельности. Проведение бесед по ознакомлению со сказками.

Изготовление дидактических игр: «Разрезные  картинки», «Четвертый лишний», «Сложи сказку»

Помощь в подготовке необходимого материала для проведения познавательно – исследовательс -кой деятельности.

Продуктивная деятельность

Изобразительная деятельность:

Рисование, Лепка, Аппликация,

Конструирова -ние из природного материала. Самостоятельная художественно – изобразительная деятельность.

Подготовка необходимого материала и оборудования для проведения О.Д.

Пополнение РППС в уголке художественного творчества: иллюстративный материал, раскраски, схемы.

Помощь для подготовки материала для продуктивной творческой деятельности детей (природный и иллюстративный материал).

Участие в выставке творческих семейных работ на тему «Моя любимая сказка»

Музыкально – художественная деятельность

Слушание музыкальных произведений. Разучивание песен,  танцев, игр, театральных сценок.

Подбор песен, танцев, игр, музыкальных композиций.

Изготовление атрибутов к театральным представлениям (сценкам)

Помощь в оформлении группы, музыкального зала.

Двигательная деятельность

Подвижные игры

Физкультмину -тки

Создание картотеки физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых и подвижных игр по сказкам

Помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм.

Трудовая деятельность

Ручной труд.

Изготовление поделок из природного и бросового материала.

Сбор природного материала (листья, семена, веточки, шишки) для изготовления поделок.

Подготовка необходимого материала и оборудования для изготовления поделок. Организация трудовой деятельности с детьми по сбору природного материала.

Помощь в подготовке материала для изготовления поделок

4 этап

 Завершающий

Участие в выставке поделок из природного материала совместно с родителями «Герои сказок».

Участие в выставке рисунков «По страницам сказок».

Участие в тематическом музыкально – театральном развлечении по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди»

Проведение:

Выставки совместных поделок родителей и детей «Герои сказок».

Выставки рисунков «По страницам сказок».

Тематического музыкально – театрального развлечения по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди»

Повторная диагностика детей.

Помощь и участие в проведении:

Выставки совместных поделок из природного и бросового материала «Герои сказок».

Выставки рисунков «По страницам сказок».

Тематического музыкально - театрального развлечения

Повторное анкетирование родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми по осуществлению проекта

Образовательные области

Формы организации образовательной деятельности

Задачи

Познавательное развитие

Просмотр презентации «История возникновения сказки»

Ситуативные беседы:  «Русские народные сказки», «Какие ты знаешь сказки», «Моя любимая сказка», «Как бы поступил мой любимый сказочный герой», «Народная мудрость в сказках». «Известные отечественные сказочники», «Откуда сказка к нам пришла», «Народная сказка других стран», «В гости к книге», «Кто рисует иллюстрации к сказкам», «Авторская сказка»

Активизировать и дополнить знания о сказках.

Расширять представления о многообразии сказок.

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Художественно – эстетическое развитие

ОД Рисование:

Комарова Т. С. «Чебурашка», «Сказочные домики», «Моя любимая сказка», «Домики трех поросят», «Была у зайчика избушка лубяная – а у лисы ледяная»

ОД Лепка:

«Как маленький мишутка увидел, что из его мисочки все съедено», «Белочка грызет орешки», «Сказочные животные», «Красная шапочка несет бабушке гостинцы»

ОД Аппликация:

«Сказочная птица»

Конструирование из природного и бросового материала:

«Герои сказок», «Создай сказку»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Книга сказок», «Нарисуй сказку»

Лепка: «Мы играем в сказку»

Раскрашивание картинок к русским народным и авторским сказкам

Слушание музыкальных произведений:  П.Чайковский «Нянина сказка», С. Прокофьев «Сказочка», П.Чайковский «Баба Яга», Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов», М.Глинка «Марш Черномора», Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане», А. Лядов «Кикимора», Г.Свиридов «Колдун»,  П. Чайковский «Щелкунчик», С.Прокофьев  «Вальс из балета Золушка», «Фея Драже», Д. Кабалевский «Сказка», С. Майкапар «Сказочка».

Пение: В соответствии с перспективным планом музыкального руководителя.

Музыкальные игры: «Заинька» рус. нар. мелодия обр. Н. Римского – Корсакова; «Ежик» муз. А. Аверина; «Ежик и мыши» муз. М.Красева; «Хоровод в лесу» муз. М Иорданского

Самостоятельная театральная деятельность: Игры – драматизации по сказкам «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Гуси – Лебеди»

Способствовать формированию художественно – эстетического отношения к сказкам посредством активизации творческой и продуктивной деятельности детей.

Создание условий для совершенствования умений и навыков свободном экспериментировании с материалами, способствовать развитию воображения и творчества

Приобщать детей к образам сказочных героев с помощью средств музыкальной выразительности.

Осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка через постановку различных театральных номеров.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций к русским народным и авторским сказкам.

Чтение русских народных сказок, зарубежных сказок, авторских сказок, загадок.

Словесные игры: «Вспомни – назови», «Я начну – а ты закончи», «Опиши героя сказки», «Расскажи сказку», «Угадай сказку», «Я – герой сказки», «Отгадай сказку по отрывку», «Что сначала, что потом»

ОД Развитие речи:

«Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун», «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый и масляный», «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка», «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела», «Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце», «Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок», «Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка», «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж, «Чтение сказки «Сивка – Бурка», «Чтение сказки В. Катаева «Цветик семицветик», «Чтение русской народной сказки «Финист ясный сокол».

Восприятие художественной литературы:  «Лиса и кувшин» обр. О. Капицы, «Кукушка», ненец., обр. К. Шаврова, «Златовласка», пер. с чеш. К.Паустовского; «Три золотых волоска Деда- Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой; «Домовенок Кузька» Т.Александрова; «Сова» В. Бианки; «Серая звездочка» Б.Заходер; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем багатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин; «Слоненок» Р.Киплинг; «Господин Ау» Х.Мякеля; «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» А. Линдгрен.

Обогащать активный словарь детей  эпитетами, образными выражениями.

Развивать связную монологическую и диалогическую речь, умение составлять описательный рассказ по иллюстрации к сказке.

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать интерес детей к художественной литературе.

Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки.

Воспитывать чуткость к художественному слову, уважение и любовь к сказкам.

Социально – коммуникативное развитие

Театрализованные игры: «Путешествие по сказкам», «Расскажи сказку», «Сочини свою сказку», игра – инсценировка по сказке «Волшебник Изумрудного города», «Мы придумываем сказку»

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Из какой сказки герой», «Найди героя по описанию», «Измени конец сказки», «Отгадай сказку», «Продолжи сказку», «Сказочная путаница»,  «Из одной ли мы сказки», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Что лишнее», «Путаница», «Мастерим игрушку и сочиняем сказку», «Мы играем в библиотеку».

Трудовые поручения: сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки, палочки)

Расширять и систематизировать знания детей о многообразии сказок.

Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной диалогической и монологической речи в театрализованных играх.

Формировать позитивное отношение к труду.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Мышеловка», «Гуси – Лебеди», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы», У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Теремок», «Волк и козлята», «Красная Шапочка», «Бармолей», «Муха – Цокотуха», «Бычок – смоляной бочок», «Заяц – Хваста», «Цветик – семицветик».

Физкультминутки: «Слушай сказочный народ», «Гномик», «Репка», «Колобок», «Иван – Царевич», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Раз грибок, два грибок», «Сказка даст нам отдохнуть», «Царь Горох», «Избушка на курьих ножках», «Буратино».

Пальчиковая гимнастика: «Рукавичка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сказки», «Про Курочку Рябу», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья.

Перспективный план работы с родителями по осуществлению проекта.

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей. Вовлечение родителей в активную деятельность по приобщению детей к слушанию сказок.

Сроки

Формы работы с родителями

Задачи

Сентябрь - Май

Выступление на родительском собрании «Что читать ребенку 5 – 6 лет».

Семинар – практикум «Воспитываем сказкой», «Сочинение авторской сказки».

Консультации: «Роль детских сказок в жизни ребенка», «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей».

Папка – передвижка «Читайте ребенку правильные сказки», «Сочиняем сказку сами», «играем в сказку».

Памятки «Сказки в семейном кругу», «Как правильно читать ребенку сказки», «Выбираем сказки для ребенка».

Мастер – классы: «Сказка для детей и родителей», «Использование сказки в речевом развитии», «Путешествие в сказку». «Учимся у сказки».

Квест – игра «В гостях у сказки».

Выставка семейных творческих работ «Моя любимая сказка», «По страницам сказок»

Выставка поделок из природного и бросового материала «Герои сказок».

Изготовление атрибутов к театральным играм.

Анкетирование «Ребенок и книга».

1. Распространение педагогических знаний среди родителей.

2. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания и развития ребенка.

3. Привлечение родителей к работе детского сада.

4. Формирование активного интереса со стороны родителей к детской литературе.

5. Приобретение родителями наглядного опыта в использовании сказок для развития речи детей.

6. Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...