Проект "Волшебный мир сказки"
проект (старшая группа)
В рамках проекта составлена схема и содержание проекта, перспективный план работы с детьми и перспективный план работы с родителями по осуществлению проекта. В перспективных планах прописаны формы организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и формы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_skazki.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Волшебный мир сказки»
Тип проекта: Познавательно – творческий
Количество участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
Проблема: Сказка представляет собой одно из средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует стереотипы поведения в обществе. В настоящее время дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У современных родителей нет времени почитать ребенку книгу или чтению детских книг уделяется очень мало времени. А также родители не придают значение важной роли сказкам в воспитании детей. Поэтому мы решили уделить побольше времени сказкам в воспитании и развитии детей нашей группы.
Программное содержание: Отработка интонационной выразительности речи. Совершенствование умения пользоваться прямой и косвенной речью. Развитие монологической формы речи. Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Развитие умения придумывать свои концовки к сказкам. Развитие интереса детей к художественной литературе.
Актуальность проекта: С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубине своей души. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Из любой сказки можно извлечь какой-то урок, мораль.
Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, а так же являются неисчерпаемым источником развития связной речи.
Знакомство со сказочными произведениями пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. В настоящее время остро стоит проблема формирования у детей связной речи. Даже в старшем дошкольном возрасте речь детей однообразна, монологи и диалоги просты. В семье мало читают детям, произведения не всегда соответствуют возрасту детей, обсуждению прочитанного не уделяется внимание, но именно сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Сказка – доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности.
Объект проекта: развитие речи детей старшего возраста.
Предмет проекта: сказка (народная, авторская)
Цель проекта: Создание условий для повышения уровня развития речи старших дошкольников (связной, диалогической, монологической). Развитие устойчивого отношения к сказке, как произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
Задачи для детей:
Образовательные:
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
- Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
- Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам.
Развивающие:
- Развивать интерес детей к художественной литературе.
- Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки.
- Развивать воображение, фантазию, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать чуткость к художественному слову, уважение и любовь к сказкам.
- Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
Задачи для родителей:
- Распространение педагогических знаний среди родителей.
- Формирование активного интереса со стороны родителей к детской литературе.
- Привлечение родителей к работе детского сада.
- Приобретение родителями наглядного опыта в использовании сказок для развития речи детей.
Задачи для педагогов:
- Повышение педагогической компетенции по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста.
- Вовлечение родителей в реализацию проекта.
- Создание условий для формирования умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, совершенствования диалогической и монологической речи.
Время выполнения: Долгосрочный (9 месяцев)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Развивающая предметно – пространственная среда проекта:
- Подборка детских книг с русскими народными и авторскими сказками
- Альбомы с иллюстрациями к сказкам
- Диски с записью русских народный и авторских сказок
- Альбомы с портретами авторов литературных сказок
- Дидактические игры: «Собери сказку», «Путаница», «Расскажи сказку по иллюстрации»…
- Атрибуты для театральной деятельности (постановки сказки)
- Раскраски по русским народным и авторским сказкам
Предполагаемый продукт проекта:
- Музыкально – театральная сказка по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди» (с опорой на сценарий О. Емельяновой)
- Презентация проекта «Волшебный мир сказки».
- Семейные поделки из бросового и природного материала.
- Семейные рисунки в рамках данного проекта.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Совершенствование диалогической и монологической речи.
- Развитие интереса к художественной литературе.
- Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
- Воспитание бережного отношения к книгам.
- Отражение знаний и умений, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, театральной, коммуникативной).
Предполагаемый результат для родителей:
- Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.
- Родители грамотно подойдут к вопросам правильного подбора художественной литературы для чтения в семье.
- У родителей сформируется интерес к развитию речи своих детей с помощью художественных произведений.
Предполагаемый результат для педагогов:
- Повысится педагогическая компетенция по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью художественных произведений.
- Разработаны конспекты бесед по тематике проекта, конспекты ОД, пополнена РППС. (лэпбук, дидактические игры, атрибуты к театральным играм).
- Будут созданы условия для развития связной диалогической и монологической речи, повышения интереса к художественной литературе.
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика – Синтез, 2016
2. Абрамова Л. В., Слепцова М. Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Мозаика – Синтез, 2019
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика – Синтез, 2016
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. старшая группа. Мозаика – Синтез, 2016
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Мозаика – Синтез, 2016
6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5 – 6 лет. Мозаика – Синтез, 2017
Содержание проекта
Схема и содержание проекта «Волшебный мир сказки»
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия членов семьи и социальных партнеров |
1 этап – Подготовительный (Проблема, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта) | Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи | Формирование проблемы, цели, задач. Ввод в игровую ситуацию. Разработка анкет. | Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересован -ность к теме реализуемого проекта. |
2 этап Организационный (Организация деятельности, анонсирование, визитная карточка проекта и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребенка, подготовка РППС) | Поиск информации из различных источников: 1. Подумать самостоятельно 2. Спросить у родственников 3.Посмотреть в книгах | Создание предметно – пространствен -ной развивающей среды: подбор наглядного иллюстративного материала, аудио материалов со сказками, методической литературы, художественной литературы. Подготовка для родителей информационных листов по данной теме. Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом (анонсирование) Анкетирование родителей. Педагогическая диагностика развития ребенка. | Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации. |
3 этап Деятельностный (осуществление основных мероприятий проекта и индивидуальной работы) | Игровая деятельность | ||
Отображение знаний сказок в театрализован -ных играх Дидактические (настольно – печатные, словесные, подвижные) | Разработка театрализован -ных игр по теме проекта. Изготовление необходимых дидактических игр. | Помощь в оснащении театрализован -ных игр атрибутами, в изготовлении дидактических игр и пособий. | |
Восприятие художественной литературы | |||
Восприятие литературных произведений: знакомство с новыми сказками, загадками, пальчиковыми играми. | Подбор сказок, загадок, пальчиковых игр. Чтение литературы, рассматривание иллюстраций по сказкам. | Чтение детям литературных произведений, загадок. Помощь в пополнении книжного уголка в группе. | |
Коммуникативная деятельность | |||
Рассматривание книжных иллюстраций, альбомов. Разгадывание загадок. Свободное общение по сказкам. Коммуникатив -ные коллективные игры по типу: «Я начну, а ты продолжи», «Отгадай героя», «Отгадай сказку». | Ситуативные разговоры, обсуждения, беседы с детьми. | Словотворчество детей и родителей: «Придумай сказку». Ситуативные разговоры, беседы по художественным произведениям. Чтение детям литературных произведений, загадок. Помощь в пополнении книжного уголка в группе. | |
Познавательно – исследовательская деятельность | |||
Беседы по сказкам познавательного характера. Просмотр и обсуждение презентации. Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок. Дидактические развивающие игры. | Подбор необходимого материала для проведения познавательно – исследовательс –кой деятельности. Проведение бесед по ознакомлению со сказками. Изготовление дидактических игр: «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Сложи сказку» | Помощь в подготовке необходимого материала для проведения познавательно – исследовательс -кой деятельности. | |
Продуктивная деятельность | |||
Изобразительная деятельность: Рисование, Лепка, Аппликация, Конструирова -ние из природного материала. Самостоятельная художественно – изобразительная деятельность. | Подготовка необходимого материала и оборудования для проведения О.Д. Пополнение РППС в уголке художественного творчества: иллюстративный материал, раскраски, схемы. | Помощь для подготовки материала для продуктивной творческой деятельности детей (природный и иллюстративный материал). Участие в выставке творческих семейных работ на тему «Моя любимая сказка» | |
Музыкально – художественная деятельность | |||
Слушание музыкальных произведений. Разучивание песен, танцев, игр, театральных сценок. | Подбор песен, танцев, игр, музыкальных композиций. Изготовление атрибутов к театральным представлениям (сценкам) | Помощь в оформлении группы, музыкального зала. | |
Двигательная деятельность | |||
Подвижные игры Физкультмину -тки | Создание картотеки физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых и подвижных игр по сказкам | Помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм. | |
Трудовая деятельность | |||
Ручной труд. Изготовление поделок из природного и бросового материала. Сбор природного материала (листья, семена, веточки, шишки) для изготовления поделок. | Подготовка необходимого материала и оборудования для изготовления поделок. Организация трудовой деятельности с детьми по сбору природного материала. | Помощь в подготовке материала для изготовления поделок | |
4 этап Завершающий | Участие в выставке поделок из природного материала совместно с родителями «Герои сказок». Участие в выставке рисунков «По страницам сказок». Участие в тематическом музыкально – театральном развлечении по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди» | Проведение: Выставки совместных поделок родителей и детей «Герои сказок». Выставки рисунков «По страницам сказок». Тематического музыкально – театрального развлечения по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди» Повторная диагностика детей. | Помощь и участие в проведении: Выставки совместных поделок из природного и бросового материала «Герои сказок». Выставки рисунков «По страницам сказок». Тематического музыкально - театрального развлечения Повторное анкетирование родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта. |
Перспективный план работы с детьми по осуществлению проекта
Образовательные области | Формы организации образовательной деятельности | Задачи |
Познавательное развитие | Просмотр презентации «История возникновения сказки» Ситуативные беседы: «Русские народные сказки», «Какие ты знаешь сказки», «Моя любимая сказка», «Как бы поступил мой любимый сказочный герой», «Народная мудрость в сказках». «Известные отечественные сказочники», «Откуда сказка к нам пришла», «Народная сказка других стран», «В гости к книге», «Кто рисует иллюстрации к сказкам», «Авторская сказка» | Активизировать и дополнить знания о сказках. Расширять представления о многообразии сказок. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. |
Художественно – эстетическое развитие | ОД Рисование: Комарова Т. С. «Чебурашка», «Сказочные домики», «Моя любимая сказка», «Домики трех поросят», «Была у зайчика избушка лубяная – а у лисы ледяная» ОД Лепка: «Как маленький мишутка увидел, что из его мисочки все съедено», «Белочка грызет орешки», «Сказочные животные», «Красная шапочка несет бабушке гостинцы» ОД Аппликация: «Сказочная птица» Конструирование из природного и бросового материала: «Герои сказок», «Создай сказку» Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Книга сказок», «Нарисуй сказку» Лепка: «Мы играем в сказку» Раскрашивание картинок к русским народным и авторским сказкам Слушание музыкальных произведений: П.Чайковский «Нянина сказка», С. Прокофьев «Сказочка», П.Чайковский «Баба Яга», Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов», М.Глинка «Марш Черномора», Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане», А. Лядов «Кикимора», Г.Свиридов «Колдун», П. Чайковский «Щелкунчик», С.Прокофьев «Вальс из балета Золушка», «Фея Драже», Д. Кабалевский «Сказка», С. Майкапар «Сказочка». Пение: В соответствии с перспективным планом музыкального руководителя. Музыкальные игры: «Заинька» рус. нар. мелодия обр. Н. Римского – Корсакова; «Ежик» муз. А. Аверина; «Ежик и мыши» муз. М.Красева; «Хоровод в лесу» муз. М Иорданского Самостоятельная театральная деятельность: Игры – драматизации по сказкам «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Гуси – Лебеди» | Способствовать формированию художественно – эстетического отношения к сказкам посредством активизации творческой и продуктивной деятельности детей. Создание условий для совершенствования умений и навыков свободном экспериментировании с материалами, способствовать развитию воображения и творчества Приобщать детей к образам сказочных героев с помощью средств музыкальной выразительности. Осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка через постановку различных театральных номеров. |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций к русским народным и авторским сказкам. Чтение русских народных сказок, зарубежных сказок, авторских сказок, загадок. Словесные игры: «Вспомни – назови», «Я начну – а ты закончи», «Опиши героя сказки», «Расскажи сказку», «Угадай сказку», «Я – герой сказки», «Отгадай сказку по отрывку», «Что сначала, что потом» ОД Развитие речи: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун», «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый и масляный», «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка», «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела», «Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце», «Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок», «Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка», «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж, «Чтение сказки «Сивка – Бурка», «Чтение сказки В. Катаева «Цветик семицветик», «Чтение русской народной сказки «Финист ясный сокол». Восприятие художественной литературы: «Лиса и кувшин» обр. О. Капицы, «Кукушка», ненец., обр. К. Шаврова, «Златовласка», пер. с чеш. К.Паустовского; «Три золотых волоска Деда- Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой; «Домовенок Кузька» Т.Александрова; «Сова» В. Бианки; «Серая звездочка» Б.Заходер; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем багатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин; «Слоненок» Р.Киплинг; «Господин Ау» Х.Мякеля; «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» А. Линдгрен. | Обогащать активный словарь детей эпитетами, образными выражениями. Развивать связную монологическую и диалогическую речь, умение составлять описательный рассказ по иллюстрации к сказке. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Развивать интерес детей к художественной литературе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Воспитывать чуткость к художественному слову, уважение и любовь к сказкам. |
Социально – коммуникативное развитие | Театрализованные игры: «Путешествие по сказкам», «Расскажи сказку», «Сочини свою сказку», игра – инсценировка по сказке «Волшебник Изумрудного города», «Мы придумываем сказку» Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Из какой сказки герой», «Найди героя по описанию», «Измени конец сказки», «Отгадай сказку», «Продолжи сказку», «Сказочная путаница», «Из одной ли мы сказки», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Что лишнее», «Путаница», «Мастерим игрушку и сочиняем сказку», «Мы играем в библиотеку». Трудовые поручения: сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки, палочки) | Расширять и систематизировать знания детей о многообразии сказок. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной диалогической и монологической речи в театрализованных играх. Формировать позитивное отношение к труду. |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Мышеловка», «Гуси – Лебеди», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы», У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Теремок», «Волк и козлята», «Красная Шапочка», «Бармолей», «Муха – Цокотуха», «Бычок – смоляной бочок», «Заяц – Хваста», «Цветик – семицветик». Физкультминутки: «Слушай сказочный народ», «Гномик», «Репка», «Колобок», «Иван – Царевич», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Раз грибок, два грибок», «Сказка даст нам отдохнуть», «Царь Горох», «Избушка на курьих ножках», «Буратино». Пальчиковая гимнастика: «Рукавичка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сказки», «Про Курочку Рябу», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». | Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья. |
Перспективный план работы с родителями по осуществлению проекта.
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей. Вовлечение родителей в активную деятельность по приобщению детей к слушанию сказок.
Сроки | Формы работы с родителями | Задачи |
Сентябрь - Май | Выступление на родительском собрании «Что читать ребенку 5 – 6 лет». Семинар – практикум «Воспитываем сказкой», «Сочинение авторской сказки». Консультации: «Роль детских сказок в жизни ребенка», «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей». Папка – передвижка «Читайте ребенку правильные сказки», «Сочиняем сказку сами», «играем в сказку». Памятки «Сказки в семейном кругу», «Как правильно читать ребенку сказки», «Выбираем сказки для ребенка». Мастер – классы: «Сказка для детей и родителей», «Использование сказки в речевом развитии», «Путешествие в сказку». «Учимся у сказки». Квест – игра «В гостях у сказки». Выставка семейных творческих работ «Моя любимая сказка», «По страницам сказок» Выставка поделок из природного и бросового материала «Герои сказок». Изготовление атрибутов к театральным играм. Анкетирование «Ребенок и книга». | 1. Распространение педагогических знаний среди родителей. 2. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания и развития ребенка. 3. Привлечение родителей к работе детского сада. 4. Формирование активного интереса со стороны родителей к детской литературе. 5. Приобретение родителями наглядного опыта в использовании сказок для развития речи детей. 6. Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей и детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...