Консультация для воспитателей "Особенности создания и развития интерактивной среды"
материал
Создание интерактивной предметно- развивающей среды в детском саду и дома при взаимодействии с родителями воспитанников " пробуждает "у педагога творческую инициативу и формирует устойчивую потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sozdaniya_i_razvitiya_interaktivnoy_sredy.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №6» г. Чебоксары
Консультация для воспитателей на тему:
«Особенности создания и развития интерактивной среды».
Подготовила: воспитатель Савельева И.И.
Чебоксары,2020
Особенности создания и развития интерактивной среды
Создание интерактивной предметно – развивающей среды в детском саду и дома при взаимодействии с родителями воспитанников «пробуждает» у педагога творческую инициативу и формирует устойчивую потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Рассмотрим следующие методы и предметы, творческие задания для работы с детьми и их родителями при организации интерактивной среды.
Совершенствование предметной части среды.
Обычно педагоги много игр изготавливают своими руками, совершенствуя предметно – развивающую и обучающую среду группы или дидактические материалы и пособия для игр и занятий с детьми. Такой пример предложен Ю.Н. Родионовой: для усвоения детьми трёхчастной композиционной модели рассказа – описания она применяла следующую методику.
В центре стола (или магнитной доски) педагог выкладывает картинку с изображением того предмета, который предстояло описывать. Этот этап выстраивания схемы совпадал с первой частью композиционной модели описания и наглядно показывал детям важность и необходимость называния предмета для дальнейшего хода рассказывания. По мере перечисления его признаков ( раскрытие микро тем) педагог располагал вокруг изображения предмета эмблемы этих признаков, начиная с внешних. Это символизировало вторую часть трехчастной композиционной модели описания. Предложение, завершающее рассказ – описание, в котором дается оценочное суждение или отнесение данного предмета к соответствующей предметной группе, символизировало кольцо из картона. Оно накладывалось сверху на всю схему и внутри себя объединяло все ее элементы: картинку с изображением предмета и располагающиеся на одинаковом расстоянии от нее эмблемы признаков. К совершенствованию среды можно подключать и самих детей – им это будет интересно. Например, им можно предложить следующее.
Задание на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной вещи, игрушки. В их основе лежит тест дивергентных способностей компании, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.
Упражнение «Чудо – вещь» помогает взглянуть творчески на обыденные вещи и элементы предметно – развивающей среды. Для этого воспитанникам и их родителям предлагается выбрать любую заурядную вещь из обозреваемого окружающего пространства, например стул. В обыденной жизни он приспособление для сидения. Педагог, уходя от такого « привычного» способа его использования, предлагает выяснить: во что может превратиться «чудо – стул» с помощью нашего воображения? Например, в вышку, с которой можно обозревать окрестности; в крышу домика, барабанную установку, полку для книг или вешалку для вещей, чудо животное и др. Главное не стесняться генерировать идеи.
Задание «Необычные способы употребления» (картонные коробки) – модификация широко известного теста Дж. Гилфорда. В этом задании можно придумать как можно больше интересных и необычных способов употребления картонных коробок. Испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность мышления – уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что ребенок фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в одной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.
Дизайнерские задания. Например, педагог задает детям серию вопросов, ориентированных на их мотивированный ответ и рассуждение: « Почему нож, топор имеют такую форму? Чем продиктована форма иголки? Почему ножницы имеют именно такую форму, а не другую? Что было бы, если бы изменилась их форма?
Затем взрослый предлагает разработать свой проект супер ножниц. Для этого детей просят рассказать, как они видят будущую конструкцию (изделие);
- изобразить ее для прочтения другими (чертеж, рисунок);
- подобрать материалы (проволока, картон и т. д) и сделать макет изделия.
Задания на совершенствование игровой части среды
Задание « Усовершенствование игрушки» вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью эмоциональной привлекательности и познавательной активности. В этом задании требуется придумать самые интересные и необычные способы изменения игрушки для того, чтобы детям было веселее и забавнее с ней играть.
« Метод фокальных объектов» из программ ТРИЗ и РТВ, дающий возможность при думать что- либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального, «неигрового» объекта, наделив его признаками персонажа игры, т.е настроение и характером, например, объяснить, каким будет « бегущее яблоко» «смеющее яблоко» т. Д. Затем предлагается создать такой игровой образ самому с помощью элементов предметно – развивающей среды группы или атрибутов для игры.
Дизайнерские задания, например, связанные с разработкой дизайна домика или мебели для сказочного персонажа. Материалом служат коробочки – спичечные, из – под чая, одеколона, крема, зубной пасты.Детям предлагается задание представить такой дом, чтобы он был удобен для героя, соответствовал его характеру.
Задания на формирование обратной связи между ребенком и объектами предметно – игровой среды
Игровые задания по « оживление» объектов среды. В эту категорию включены не только задания на «нетрадиционное» восприятие игровой среды группы и событий, в ней происходящих, со стороны объектов: предметов, игрушек , мебели т. е детей мотивируют к выполнению какого – либо действия, предлагая что – то сделать от лица игрушки, в процессе разговора с ней, просят аккуратнее обращаться с мебелью, имитируя ее расстроенные вздохи и привлекая к ним внимание воспитанников (Как вы думаете, что случилось с нашими стульчиками? Почему они сегодня вздыхают? Прислушайтесь, пожалуйста!) и т.д. Предлагая детям рассказать о том, что сегодня думает и чувствует, что хотел бы рассказать или сделать, например, книжный шкаф или цветок на окне, воспитатель создает условия для того, чтобы по- новому, с не традиционной точки зрения посмотреть на окружающий мир и явления в нем.
Парные игровые задания с элементами театрализации и «одушевление» игрушек и кукол предлагают включение пары детей в оживление кукольного персонажа. Например, дети договариваются, кто из них будет «играть за лапы» гуся, а кто – за его «голову клюв». При этом игрушка, которую они будут оживлять, предполагает при оживлении координацию и слаженность их действий, т.е. «гусь» будет двигаться «как живой», «по – настоящему», только если они потренируются и сумеют договориться между собой.
Задания на «превращение» анти игрушек и моделирование общения с ними помогают обыграть характеристики объектов среды как безразличные по отношению к ребенку и его действиям или заинтересованные в нем , как несущие позитивное или негативное воздействие. Особенно это важно при обыгрывании анти игрушек, которые дети приносят в детский сад из дома, и их «превращении» в обычные игрушки.
Изготовление интерактивных дидактических игр, позволяющих уточнить смысл педагогического взаимодействия и воздействия элементов, объектов или компонентов среды на детский коллектив. Например, это может связано с обыгрыванием сказок и созданием серии игр типа «ходилок». Перед проведением такой дидактической игры по сказке воспитатели вместе с детьми делают игровую карту и кубик.
Создание условий для самостоятельного обыгрывания ребенком предметно – игровой среды при помощи технологических карточек. Для этого можно использовать несколько методик.
Методика «Выбор деятельности»(по Л.Н Прохоровой).Ребенку демонстрируются картинки с изображением детей, занимающихся разными видами деятельности:
1 – игровая;
2 – чтение книг;
3 -5 – изобразительная: лепка, рисование, аппликация;
6- детское экспериментирование;
7 – труд в уголке природы;
8 – конструирование
9 – подвижная игра в физкультурном зале.
Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делаются три выбора. За первый выбор насчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий -1 . Под каждый предпочитаемый вид деятельности подбираются карточки – ситуации с символическим изображением размещается его фотография или карточка с фамилией. На следующий день он выбирает из оставшихся видов деятельности – чем он будет заниматься, пока все варианты не будут исчерпаны. При этом он сам должен решить, заниматься ли всеми любимыми делами сразу, в первый день, или растянуть удовольствие на неделю.
Если же речь идет о том, что даже зная предпочитаемый вид детской деятельности, взрослые не понимают, как занять ребенка самостоятельной активностью, тогда можно предложить им следующий прием – «Коробка идей» (Л.Шапиро). Нужно сделать красивую коробочку, в нее положить 21 карточку и на обороте написать один из видов детских занятий.
Например, первые семь связаны с играми: «Поиграй в мыльные пузыри», «Наряди кукол», «Приготовь обед понарошку», «Устрой зоопарк из мягких игрушек», « Поиграй в «Больницу для зверей», «Напиши письмо понарошку и потом сыграй в почтальона», «Собери чемодан и поиграй в путешественника» и т. д
Следующие семь связаны с лепкой, рисованием аппликацией и конструированием (Собери картинку из пазлов», «Вылепи из пластилина цыплят и петушка», «Сделай шкатулку для сокровищ», « Обведи на бумаге пальцев рук и ног», «Порисуй пальцами жидкой гуашью», «Построй дома из кубиков» и т .д).
Еще семь – с музыкальными и подвижными играми («Поиграй на музыкальных инструментах в такт музыке», « Поиграй в прятки, со скакалкой, в догонялки» и т. д).
К перечислению любимых игр можно привлечь самого ребенка. Когда ему станет скучно, пусть вытащит наугад 3 карточки и выберет любую из них. Играть может сам, а вы просто будете где-нибудь неподалеку, чтобы одобрить его действия или включиться в игру вместе с ним, когда освободитесь.
Организованная и обыгранная таким образом предметно – игровая среда домашнего уголка, группы и детского сада в целом действительно становится системой предметных сред, насыщенных играми, игрушками , пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (по С.Л Новоселовой) , служит условием и стимулом для развития детского игрового коллектива. Ее обогащению и повышению компетенции педагогов в этой области способствуют современные информационно – коммуникационные технологии.
Компьютерные презентации основа для организации ситуаций обучающего взаимодействия с детьми. Так педагоги ДОУ в рамках экологического образования создают отдельные презентации с фотографиями природных явлений, пейзажей для каждого блока программы по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа». Например, презентации для блока «Вода» включают фотографии морей, океанов, озер , болот, тумана дождя, снега, морозных узоров. Как правило, они содержат и ряд интерактивных заданий для детей. Предположим, на слайде изображены дождь, туман, роса и лед. Дошкольникам предлагается выбрать «лишнее» изображение (лед – вода в твердом состоянии).
Такие мультимедийные презентации станут основой для интеграции разных направлений воспитания и обучения детей: социально – нравственного воспитания и экологического образования, развития речи. Например, занимаясь по блоку «Воздух – невидимка» дети смотрят и обсуждают фрагменты мультфильма о Винни – Пухе, по блоку «Почва» . Создаются презентации экологическим сказкам, например к сказке «как люди речку обидели». При этом, рассматривая слайды с иллюстрациями, дети вступают в диалог с ее персонажам. Можно предложить им создать мультфильм- сказку с интерактивными эффектами и звуковым сопровождением. Так будут активизированы и художественные способности детей они придумывают сказку, рисуют персонажей и фон. Эти рисунки сканируются взрослым и вставляются в презентацию, затем накладываются специальные эффекты на каждый слайд после обсуждения их с детьми, завершается все озвучиванием и демонстрацией сказки для воспитанников другой группы или родителей.
Таким образом, информационные технологии становятся важным средством формирования интерактивной среды ДОУ и способствуют реализации в дошкольном образовании интерактивных методов общения и обучения.
Литература:
1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
2. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.
3. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -http://goo.gl/VhpiUr
4. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике,1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях
Даны рекомендации по созданию развивающей среды в домашних условиях...
Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях"
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофунк...
Консультация для родителей "Создание эффективной предметно-развивающей среды дома"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но мно...
Консультация для воспитателей: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития детей в изобразительной деятельности»
Косультация поможет воспитателям совершенствовать художественно-развивающую среду в ДОУ, как необходимое условие развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...