Рабочая программа на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Никитина Мария Сергеевна

Аннотация к рабочей программе педагога-психолога

 

 Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста.

 

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и поддержка

деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников, педагогами, узкими специалистами, администрацией ДОУ.

 

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям – социально-

коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, в результате обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

 

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

 

Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие

физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательного и речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

 

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

 

  • предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

 

  • оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.

 

  • повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

 

  • обеспечить психологическое сопровождение реализации образовательной программы и развития ДОУ в целом.

 

Содержание психолого-педагогической работы включает:

 

  1. Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-

 

исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

 

  1. Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. 3 Самостоятельную деятельность детей.
  2. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы ДОУ по освоению образовательных областей

 

Содержание деятельности педагога-психолога в рамках психолого-медико- педагогической комиссии ДОУ:

 

-работа с детьми;

 

-работа с педагогами;

 

-работа с родителями.

 

Форма контроля — периодичность мониторинга 2 раза в год: сентябрь - октябрь (начальный), апрель – май (итоговый).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_novaya_programma.docx211.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДАЮ

Решением Педагогического совета

МАДОУ Кваркенский  детский сад №1 «Колосок»

протокол от «01_»_09___2020г. №_1_____

Заведующий

МАДОУ Кваркенский детский сад №1   «Колосок»

Завер  С.П Завершинская/C:\Users\User\Desktop\печать 001.BMP

 от «_01» 09______2020г. №__1___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

        Педагог-психолог

Никитина М.С.

                                                         

                                                               с. Кваркено

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

I.ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ………………………………………………………………

3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………….

4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………………………

5

1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………………………

6

Возраст от 3 до 4 лет…………………………………………………………………

6

Возраст от 4 до 5 лет…………………………………………………………………

6

Возраст от 5 до 6 лет…………………………………………………………………

7

Возраст от 6 до 7 лет…………………………………………………………………

7

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ…………………………………………………

8

2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога…………………

8

2.2. Формы, методы реализации программы………………………………………

19

2.3. Примерное  комплексно-тематическое  планирование………………………

20

2.4.Совместная деятельность со специалистами…………………………………

24

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ……………………………………………

26

3.1. Материально-техническое обеспечение………………………………………

26

3.2. Методическое обеспечение образовательного процесса……………………

27

IV.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………

Взаимодействие с родителями (законными представителями)…………………

28

28

 Перечень консультаций психологического просвещения…………                            31

 Перечень тем психологической профилактики………………………..                       33

 Перечень диагностических методик…………………………,……… …………         34                

План дистанционной работы  педагога-психолога…………………………………..  38


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа  разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психо-профилактика, психодиагностика, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Цель рабочей программы это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности каждого ребенка, ориентированной на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как ценности, в обеспечении комплексного развития с учетом его психического и физического состояния здоровья, как основы их успешного обучения в школе.

В содержании рабочей программы отражена модель организации психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям работы с детьми: физическому, личностно – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому, которая обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога – психолога  –  значительное место уделяется целенаправленной работе по профилактике нарушения развития детей.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы:

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи реализации программы:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
  • Оказывать помощь педагогическому коллективу и родителям в воспитания и развития   детей.
  • Способствовать улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми.
  • Способствовать успешному протеканию адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
  • Предупреждать возможные осложнения в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
  • Проводить коррекционно-развивающую работу с детьми группы риска.
  • Консультативно-просветительская и профилактическая работа среди обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей).  

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

В соответствии с ФГОС ДО осуществляется решение следующих задач:

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога- психолога МАДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы.

Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.


Характеристика особенностей развития детей 3-4-х лет.

        На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами- заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.         Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации.        

        Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада.

         Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.Продолжаетразвиватьсятакжеихполоваяидентификация,чтопроявляетсяв характере выбираемых игрушек исюжетов.

Характеристика особенностей развития детей 4-5лет.

        В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.Впроцессеигрыролимогутменяться.Происходитразделениеигровыхи реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность.         Рисунок становиться         предметным         и детализованным.Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5-6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.

        К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назватьформу,накоторуюпохожтотилиинойпредмет.Совершенствуетсяориентацияв пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение         количества,         объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20минут.

        Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес. Удетейформируетсяпотребностьвуважениисосторонывзрослого,длянихчрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания.         Повышеннаяобидчивостьпредставляетсобойвозрастнойфеномен.Взаимоотношениясо сверстниками         характеризуются избирательностью,         которая выражается         в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделятьсялидеры.

        Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

Характеристика особенностей развития детей 5–6лет.

        Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой«центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.

        Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности         и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

Характеристика особенностей развития детей 6-7лет.

        В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных         произведений, переданные         детьми в изобразительной деятельности,

Становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.         При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

        Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

         В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубленияих пространственных представлений. У детей продолжается развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление.

        Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время

Произвольного сосредоточения достигает 30минут.Удетей продолжает развиваться речь; ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

        В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в МАДОУ № 1 регламентируется федеральными, региональными, муниципальными локальными документами. Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психологическая диагностика.

Согласно ФГОС ДО в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики. Кроме того, при необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

                Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

         Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения коррекции развития детей, оптимизации работы с группой детей.

          Цель диагностической деятельности: получение информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

  1. Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу воспитателей и родителей в течение года).
  2. Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе (обязательная в середине года  – воспитанники 6-7 лет).
  3. Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ (в течение года по запросу администрации).      Результаты психологической диагностики  используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей

Временные сроки проведения обязательной диагностики

Диагностика

Возраст

Группы

Временные сроки

Адаптация к саду (совместно с воспитателями)

3-4 года

Раннего возраста и младшие

Сентябрь-Ноябрь

Готовность к школе

6-7 лет

Подготовительные группы  

Ноябрь-Декабрь

Сопровождение педагогической диагностики

3 -7 лет

Все группы

Октябрь  

Апрель

Психодиагностическая работа

Возраст

3-4 года (младшая группа)

Образовательная область

Диагностируемые параметры

Методика

Источник

Примечание

Познавательное развитие  

Восприятие форм и пространственных отношений

Коробка форм

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду:.- 2-е изд.-М.: Генезис, 2011

Диагностика

проводится по запросу

(родителей, воспитателей, администрации)

Степень овладения зрительным синтезом, развитие наглядно-действенного мышления.

Разрезные картинки 2-3 составные

Восприятие цвета (умение соотносить, знание названий)

Цветные кубики

Способность концентрировать внимание, наблюдательность...

зрительная память

Парные картинки

Уровень развития непроизвольной зрительной памяти

Угадай - чего не стало?

Речевое развитие

Диагностика проводится воспитателями.

Художественно-эстетическое развитие

Диагностика проводится музыкальными руководителями и воспитателями.

Физическое развитие

Диагностика проводится инструктором по ФИЗО.

Возраст

4-5 лет (средняя группа)  

Образовательная область

Диагностируемые параметры

Методика

Источник

Примечание

Социально-коммуникативное развитие  

Положение ребенка в семье, восприятие им семьи, взаимоотношения с отдельными членами семьи

Рисунок семьи

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты:

Иллюстрированное руководство.- М.: Владос-пресс, 2003

Диагностика

проводится по запросу

(родителей, воспитателей, администрации)

Познавательное развитие  

Восприятие форм и пространственных отношений

Коробка форм

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду:.- 2-е изд.-М.: Генезис, 2011

Уровень развития целостного восприятия, степень овладения зрительным синтезом, развитие наглядно-действенного мышления.

Разрезные картинки 4-х составные

Объем образной памяти

8 предметов

Устойчивость, концентрация, объем внимания

Лабиринты  

Способность устанавливать  сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, устойчивость внимания

Найди такую же картинку

Речевое развитие

Диагностика проводится воспитателями групп по запросу родителей.

Художественно-эстетическое развитие

Диагностика проводится музыкальными руководителями и воспитателями.

Физическое развитие

Диагностика проводится инструктором по физическому воспитанию

Возраст

 5-6 лет (старшая группа)

Образовательная область

Диагностируемые параметры

Методика

Источник

Примечание

Социально-коммуникативное развитие  

Самооценка  

Лесенка  

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.

Экспресс-диагностика в детском саду:.- 2-е изд.-М.: Генезис, 2011

Диагностика в общеразвивающих группах проводится по запросу (родителей, воспитателей, администрации).

Положение ребенка в семье, восприятие им семьи, взаимоотношения с отдельными членами семьи

Рисунок семьи

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты:

Иллюстрированное руководство.- М.: Владос-пресс, 2003

Межличностные отношения в группе

Cоциометрическая методика

«Два домика»  

Смирнова Е. О.  Межличностные отношения дошкольников:

диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М.

Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

Познавательное развитие  

Общая осведомленность, знание об окружающем мире

Нелепицы  

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду:.- 2-е изд.-М.: Генезис, 2011

Диагностика кратковременной зрительной памяти

Запомни картинки

Внимание

Найди такой же

Возраст

 5-6 лет (старшая группа)

Образовательная область

Диагностируемые параметры

Методика

Источник

Примечание

Исследование мышления  

Уровень развития восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета

Разрезные картинки (4-5 частей)

Гибкость и оригинальность мышления

«Что на что похоже?»

(воображение)

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.

Экспресс-диагностика в детском саду:.- 2-е изд.-М.: Генезис, 2011

Сформированность образных и пространственных представлений, интеллект, графомоторные навыки

Рисунок человека

Речевое развитие

Способность составлять последовательный рассказ, словарный запас, связность рассказа, грамматическая правильность речи

Последовательные картинки

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.

Экспресс-диагностика в детском саду:.- 2-е изд.-М.: Генезис, 2011

Основную диагностику проводят воспитатели групп по запросу родителей

Художественно-эстетическое развитие

Диагностику проводят музыкальные руководители и воспитатели.

Физическое развитие

Диагностика проводится инструктором по физическому воспитанию.

Возраст

6-7 лет (подготовительная группа)

Образовательная область

Диагностируемые параметры

Методика

Источник

Примечание

Социально-коммуникативное развитие  

Самооценка  

Лесенка  

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспрессдиагностика в детском саду:.- 2-е изд.-М.: Генезис, 2011

Курсивом выделены методики, по которым диагностика осуществляется по запросу.

    Положение ребенка в семье, восприятие им семьи, взаимоотношения с отдельными членами семьи  

Рисунок семьи

.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты:

Иллюстрированное руководство.- М.:

Владос-пресс, 2003

Познавательное развитие  

Зрительно-моторная координация, умение следовать инструкции

Графический диктант  

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспрессдиагностика в детском саду:.- 2-е изд.-

М.: Генезис, 2011

Характеристики внимания, общая работоспособность, умение работать по образцу

Домик

Словесно-логическое мышление  

Закончи предложение

Слуховая память

10 слов

Логическое мышление

Четвертый лишний,  Найди недостающий

Художественно-эстетическое развитие

Диагностика проводится музыкальными руководителями и воспитателями

Психо-профилактика.

        Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

        В связи с возрастанием количества детей с пограничными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

-работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-развивающей среды.

Коррекционная и развивающая работа.

        Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

При разработке рекомендаций педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта  работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской ПМПК на основании решения ПМПК МАДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций ПМПК.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация МАДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога- психолога. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

-Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ и семье в интересах ребенка.

-Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации МАДОУ и родителей:

-повышение уровня психологических знаний;

-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

        Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей МАДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.

        Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов:

диагностика (по запросу), консультации по различным темам:

  • Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
  • Закономерности развития детского коллектива.
  • Особенности работы педагога с проблемными детьми.
  • Стили педагогического общения.
  • Психологические основы взаимодействия с семьей.
  • Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных  различий дошкольников.
  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме выпуска буклетов по темам:
  • Адаптация ребенка к ДОУ.
  • Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
  • Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
  • Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: демонстративности, ухода от деятельности.
  • Агрессивный ребенок.

Психологическая и мотивационная готовность к обучению в школе.

        Психологические особенности детей дошкольного возраста.

Экспертная деятельность.

        Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002). Основные направления экспертной работы в МАДОУ:

        Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе МАДОУ психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПК) МАДОУ №1

        Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).

        Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма). Организационно-методическая работа

        Организационно-методическая деятельность подразумевает ведение документации: плана работы, журналов учѐта рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; самообразование и самоанализ.

        В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:

  • Годовой план работы педагога-психолога.
  • График работы.
  • Циклограмма рабочего времени.
  • План работы на неделю.
  • Альбом диагностических методик.(Работа ПМПК)
  • Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
  • Журнал учета видов работы.

В рабочий журнал входит:

  • Раздел индивидуальных консультаций
  • Раздел диагностической работы
  • Раздел экспертизы и организационно-методической работы

2.2. Формы, методы реализации программы.

Формы работы: индивидуальные, групповые и подгрупповые. Мероприятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий. Для успешного проведения необходимо предварительно подготовить весь инструментарий, включая и музыкальное сопровождение (если есть необходимость). Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, проводятся в игровой форме, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям дошкольника.

Методы в работе с воспитанниками: наблюдение; эксперимент; беседа; анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение. Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.

Индивидуальная работа (по запросу родителей):

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.


2.3.  Комплексно-тематическое  планирование.

 Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями.

П/

П

Вид  работы

С кем проводится  работа

Сроки проведения

Ответственный

Предполагаемый результат

      1         Психологическая диагностика

1.1

Наблюдения процесса адаптации к ДОУ, выявление детей с признаками дезадаптации для дальнейшего психологического

сопровождения  

Дети:  

млад. гр.

Сентябрь-ноябрь  

Педагог-психолог,  медсестра,  педагоги  

Листы адаптации.  Аналитическая справка по результатам адаптации к ДОУ.  Психологическое сопровождение трудно

адаптирующихся детей  

1.2

Выявление уровня адаптации детей к новым условиям воспитания и обучения (при переходе в новые группы)

Дети:  

сред. гр.

стар.гр.

подгот.гр.

Сентябрь –  октябрь

Педагог-психолог, педагоги

Справка по результатам адаптации к новым условиям

1.3

Психологическая готовность детей подготовительно  группы к школе.

Дети

гр. старшего

в-та

Ноябрь-        

Декабрь  

Педагог-психолог

Рекомендации для родителей и педагогов.  Формирование групп психо-профилактической / развивающей работы

1.4

Анкетирование «Как прошла адаптация к

ДОУ»  

Родители:  

млад.гр.  

Ноябрь

Педагог-психолог, педагоги  

Аналитическая справка по результатам анкетирования.  Рекомендации педагогам по формированию благоприятной атмосферы в группе  

1.5

Контроль психологического климата в коллектив

Педагоги, сотрудники  

        В         

течение года

Педагог-психолог

Рекомендации администрации.  Беседы  с педагогами и сотрудниками.

1.6

Обследование готовности детей к началу регулярного обучения в школе

Дети:

гр. старшего

в-та

Апрель-Май

Педагог-психолог

Заключение по результатам диагностики.

2.   Коррекционно-развивающая работа

2.1

Подгрупповые развивающие занятия с целью формирования психологической готовности детей к школе (по результатам диагностики  

Дети:

гр. старшего

в-та

1 раз в

неделю

Педагог-психолог  

Программа С.В. Рябцевой «Готовимся к школе вместе»  

3. Психологическая профилактика

3.1

Оказание превентивной помощи педагогам в период адаптации детей к новым условиям в период адаптации и при переходе в другие группы

Педагоги: млад.гр.

сред.гр.

  гр. старшего

в-та

Сентябрь –  октябрь

Педагог-психолог

Рекомендации по предупреждению возможных трудностей, направленность на учет индивидуальных

особенностей детей  

3.2

Профилактика неблагоприятных последствий возрастных кризисов (3-х, 7-ми лет)  

  Родители  

Март  

Педагог-психолог

Стендовая информация, памятки для родителей  

3.3

Выступления на родительских собраниях «К школе – готов!»  

Родители

  гр. старшего

в-та

Апрель

        Педагог-        

психолог  

Презентация  

Памятки для родителей  

4                                                           Консультирование

4.1

Консультации          по проблемам

адаптации  

        Родители,         педагоги  

Сентябрь-декабрь

Педагог-психолог

Рекомендации  

4.2

Индивидуальные консультации по

итогам диагностики  

Родители,

педагоги  

В течение

года  

Педагог-психолог

Рекомендации

4.3

Консультирование по проблемам взаимоотношений с

детьми, их развития, воспитания и

другим вопросам  

Родители,  

Педагоги,  

Администрация

ДОУ  

В течение

года  

Педагог-психолог

Рекомендации

4.4

Консультирование по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным

вопросам

Педагоги, Администрация,  

сотрудники

ДОУ

В течение года

Педагог-психолог

Рекомендации

5                                                         Психологическое просвещение

5.1

Просветительская

работа об особенностях адаптационного периода  

Родители вновь

поступающих

детей  

Сентябрь

Педагог-психолог

Стендовая информация,

Буклеты  

5.2

Выступление на родительских собраниях о возрастных особенностях детей  

Родители:  все возрастные группы  

В течение года

Педагог-психолог

Презентация,  Буклеты «Возрастные особенности ребенка

(3-4 /4-5 /5-6 /6-7) лет»  

5.3

Участие в семинарах,

педсоветах, проводимых в ДОУ

педагоги  

В течение года

Педагог-психолог

Презентации  доклад

5.4

Оформление информационно – просветительских памяток по актуальным проблемам развития, обновление стендовой

информации  

Родители:  все возрастные группы  

В течение года

Педагог-психолог

Стендовая информация

Памятки  

Буклеты  

6                                      

Организационно – методическая работа

6.1

Оформление и заполнение рабочей документации (планы работы, журналы)  

Сентябрь

6.2

Изучение и обновление нормативноправовой документации  

В течение года  

6.3

Анализ и обработка результатов          диагностических обследований, написание заключений  

        

В течение года

6.4

Оформление информационных         

материалов для стендов, буклетов и памяток для родителей  

В течение года

6.5

Подготовка к семинарам,         

родительским собраниям, педсоветам, консультациям  

В течение года

6.6

Разработка мероприятий,         

направленных на развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и администрации, родителей (законных представителей) обучающихся           

В течение года

6.7

Написание статистического годового отчетов.  

        Май  


2.4. Совместная деятельность со специалистами.

        Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.

        Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

        Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.

        Предоставляет отчетную документацию.

        Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

        При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ТПМПК.  

        Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

        Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

С заместителем по УВР.

  • Участвует в разработке основной общеобразовательной программы МАДОУ  №1.
  • Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  • Участвует в деятельности педагогического совета образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
  • Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  • Представляет документацию установленного образца (перспективный план работы, аналитические справки, анализ работы за год, диагностические результаты, статистический отчет).

С воспитателем.

  • Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  • Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
  • Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  • Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  • Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, повышая их социально-психологическую компетентность.  
  • Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  • Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  • Содействует повышению уровня культуры  общения воспитателя с родителями. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти),
  • С музыкальным руководителем
  • Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  • Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
  • Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С музыкальным руководителем.

  • Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  • Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
  • Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

Взаимодействие с семьей.

При анализе контингента семей выявлено, что дети МАДОУ №1 воспитываются в семьях представителей различных этнических групп, социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями     воспитанников,     которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в учреждении, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

        


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение.

  • Компьютер, ноутбук, принтер;
  • Комплекты столов и стульев для детей и педагога, шкафы;
  • Дидактические игры и материалы, направленные на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения;
  • Дидактические игры и материалы, направленные на развитие успешной коммуникации;
  • Методическая литература;
  • Канцелярские принадлежности для детей и педагога.

 

3.3. Методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Павлова Н.Н., Руденко Л.Т. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. http://pedlib.ru/Books/3/0023/index.shtml?from_page=177
  3. Рябцева С.В. Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста https://www.chitalkino.ru/ryabtseva-s-v/formirovanie-psikhologicheskoy-gotovnosti-k-shkole/
  4. Праведникова, И. И., Нейропсихология : игры и упражнения : практическое пособие.
  5. Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки.
  6. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.  «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
  7. Г.И. Колесникова. Лучшие психологические тесты для дошкольного психолога.
  8. Венгер А. и др. Готовность детей к школе – диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов.
  9. В. Богомолов. Тестирование детей.
  10. Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/06/17/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-na-razvitie-empatii-u
  11. Е.К. Лютаева, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
  12. Прохорова Г. Перспективное планирование работы психолога ДОУ 19.Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина Практикум по детской психологии.
  13. Никулина Ф. Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия
  14. Соколова Е.Р.Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение


IV.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Взаимодействие с родителями (законными представителями).

        Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на р            различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать.

Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т.д.). Родителей с первой встречи психологически готовим к сотрудничеству со специалистами, причем не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач.

 Формы работы с родителями:

  • консультирование о путях и способах решения проблем ребенка;
  • просвещение: буклеты, памятки, выступление на родительских собраниях        .

        В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

        В основу совместной деятельности семьи и педагога заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

        Задачи:

  • формирование психолого-педагогических знаний родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни МАДОУ;
  • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  • изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
  • Система взаимодействия с родителями включает:
  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни МАДОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы МАДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Основные формы взаимодействия с семьей:

  • Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Формы участия родителей воспитанников

Реальное участие родителей

в жизни группы

Формы участия

Периодичность

сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований

-анкетирование

-социологический опрос

-интервьюирование

3-4 раза в год

По мере необходимости

В создании условий

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

-помощь в создании предметно-развивающей среды;

-оказание помощи в ремонтных работах;

2 раза в год

Постоянно

ежегодно

В управлении МАДОУ

- участие в работе попечительского совета, родительского комитета, Совета МАДОУ; педагогических советах.

По плану

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»);

-памятки;

-создание странички на сайте МАДОУ;

-консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

-распространение опыта семейного воспитания;

-родительские собрания

1 раз в квартал

Обновление постоянно

1 раз в месяц

По годовому плану

1 раз в квартал

В воспитательно-образовательном процессе МАДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений

с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

-Дни открытых дверей.

-Дни здоровья.

-Недели творчества

-Совместные праздники, развлечения.

-Встречи с интересными людьми

- Клубы по интересам для родителей;

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности

2 раза в год

1 раз в квартал

2 раза в год

По плану

По плану

Постоянно по годовому плану

2-3 раза в год


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перечень консультаций психологического просвещения

Родители

Педагоги

Младший возраст

«Как подготовить ребенка к ДОУ»

«Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»

«Как помочь ребенку в период адаптации»

«Кризис трех лет»

«Как играть с ребенком»

«Возрастные особенности детей 3-4 лет»

«Как справиться с детскими капризами»

«Речь и мышление»

«Поощрение и наказание»

«Адаптация ребенка в ДОУ»

«Если ребенок кусается, грызет ногти»

«Роль развивающих игр для детей 3-4 лет»

«Как провести с ребенком выходной день»

«Пальчиковые игры – зачем они нужны?»

«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания»

«Воспитание бережного отношения к вещам»

«Читаем вместе»

Средний возраст

«Мальчики и девочки - два разных мира»

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»

«Секреты общения с ребенком в семье»

«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»

«Поощрение и наказания ребенка в семье»

«Коммуникативность в общении с коллегами, детьми»

«Если в семье один родитель»

«Методы активного слушания»

«Условия поло-ролевого воспитания ребенка»

«Эффективное педагогическое общение»

«Влияние родительских установок на развитие»

«Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми»

«Взаимодействие с трудными детьми»

«Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей»

«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком»

«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»

«Роль отца в воспитании детей»

«Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы»

«Как предупредить отклонения в поведении ребенка»

«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»

«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»

«Безопасность на летней площадке»

Старший возраст

«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

«Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников в физкультурной деятельность»

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

«Конфликты между детьми»

«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

«Формирование социальноадаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

«Тревожный ребенок»

«Решаем проблемы, играя с детьми»

«Гиперактивный ребенок»

«Привычка трудится»

«Агрессивный ребенок»

«Развитие познаний активности у детей дошкольного возраста»

«Воспитываем усидчивость»

«Развитие абстрактнологического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий математикой»

«Радетельский авторитет»

«Учимся общаться с детьми»

«Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы»

«Как привить любовь к книге»

«Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы»

«Сказки как источник творчества детей»

«Влияние музыки на психику ребенка»

«Использование музыки в режимных моментах»

Подготовительный возраст

«Развития тонкой моторики дошкольников»»

«Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

«Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения»

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении»

«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»

«Развитие логических операций

«классификация», «обобщение»,

«абстагирование-конкретизация» у детей старшего дошкольного возраста»

«Кризис семи лет»

«Гиперактивность ребенка - опасность для его будущего»

«Стили взаимодействия взрослых с детьми»

«Детские конфликты»

«Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников»

«Приобщите ребенка к миру взрослых»

«Почему он не хочет учиться»

«Общение - это искусство»

«Развитие творчества в изобразительной деятельности»

«Влияние сказки на развитие ребенка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Перечень тем психологической профилактики

Родители

Педагоги

«Понимаете ли вы своего ребенка?».

Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем.

«Что такое хорошо и что такое плохо»,

«Индивидуальные психологические особенности детей».

«Безопасность на летней площадке».

«Безопасная песочница».

Адаптация ребенка к новым условиям.

Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года - беседы по поводу трудностей в развитии ребенка.

«Итоги диагностики по результатам обследования у детей уровня развития познавательных способностей»

«Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня

психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка

Тренинг         «Психологические         проблемы детей»

Консультации по результатам психологической диагностики детей группы с нарушением речи

«Итоги диагностики обследования у детей социально-эмоционального развития»

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Тренинг «Сплочение педагогического коллектива»

Наблюдение занятий педагогов с детьми, их психологический анализ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Перечень диагностических методик

Параметры

Направленность

Диагностические методики

Развитие перцептивных

Действий.  Овладение сенсорнымиэталонами. Сформированность пространственных отношений (сериация).

Объединение элементов в целых образ.

Восприятие

«Коробочка форм», «Вкладыши»,

«Пирамидка», «Мисочки»,

«Конструирование по образцу»,

«Включение в ряд», «Эталоны»,

«Разрезные картинки»,

«Перцептивное моделирование»

Ориентирование в предметных действиях

Наглядно действенное мышление

«Коробочка форм», «Мисочки»

«Пирамидка», «Матрешка»

Моделирование

Анализ образца.

Образная форма мыслительной деятельности

Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий

Наглядно образное мышление

«Рыбка»

«Разрезные картинки»

«Пиктограмма»

«Перцептивное моделирование»

«Рисунок человека» «Схематизация»

«Недостающие детали»

Действия обобщения и классификации

Действия систематизации

Знаковая форма мыслительной деятельности

Логическое мышление

«Классификация по заданному принципу» «Свободная классификация» «Самое непохожее»

«Систематизация»

«Пиктограмма»

«Исключение лишнего»

Отражение логической последовательности в речевой форме

Установление причинно-следственных связей Развитие последовательного

(логического) рассуждения

Словесно логическое мышление

«Дополнение фраз»

«Последовательность картинок»

Развитие связанного рассказывания

Объем активного словаря

Логопедические дефекты

Активная речь

«Вопросы по картинкам»

«Последовательность картинок»

Сформированность игровых действий:

-замещение предмета;

Игра в контексте мышления и воображения

«Свободная игра» Наблюдение

-принятие и поддержание роли и т. д.  

Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)

Образная и вербальная креативность.

Беглость, гибкость, оригинальность

Творческое воображение

«Дорисование фигур» «Рисунок несуществующего животного» «Три желания»

«Назови картинку»

«Что может быть одновременно»

Овладение координацией движений.

Общая двигательная активность

Зрительно-моторная координация

Ведущая рука (позиция)

Моторика

«Игра в мяч»

«Повтори за мной»

«Бирюльки»

Наблюдение и тесты на моторику.

Преобладающий тип внимания

Объем и устойчивость

Внимание

«Найди такую же» «Корректурная проба»

Социальный статус

Конфликтность

Коммуникативные предпочтения

Взаимоотношения в семье

Формы и средства общения

Общение

«Два дома» «Рисунок семьи» САТ

«Рисунок человека» «Социометрия»

Самооценка и уровень притязаний

Личностные черты и качества

Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные)

Личность

«Лесенка»

 «Рисунок человека» «Дополнение фраз»  

«Три желания»

Механическое запоминание

Опосредованное запоминание

Память

«10 предметов»

«10 слов»

Пересказ, рассказ по картинкам

Неспецифические показатели детей дошкольного возраста

Упорядочение действий Принятие и удержание задачи

Организация деятельности произвольная регуляция

Наблюдение

«Графический диктант» «Корректурная проба»

        Скорость         выполнения

действий

Темп деятельности

Наблюдение

Работоспособность

Психоэнергетический тонус жизнедеятельности (стеничность)

Наблюдение

Способность к самореализации (способы)

Личная активность

Наблюдение

Предпочтение предметных задач.

Предпочтение         общения         с взрослым,         ориентация         на оценку деятельности

Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение

Личностная направленность

Наблюдение

Преобладание

эмоционально окрашенных состояний

Эмоциональный фон

Наблюдение

Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций

Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние

Эмоциональная лабильность.

Пластичность

Наблюдение

Появление ситуативной

реактивности, эмоциональной возбудимости, заторможенности.

Характер эмоциональных проявлений

Наблюдение

Реакция на ситуацию обследования

Ситуативное общение

Наблюдение

План дистанционной работы  педагога-психолога

1: Терапевтическая сказка: Про ежика и Витю

Возраст: 4-9 лет. Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Ключевая фраза: "Я плохой. Со мной никто не будет дружить!" https://alisapopova2008-ozr-dou21.edumsko.ru/folders/post/2098972

2: Терапевтическая сказка "Кто не хочет чистить зубки" Терапевтический эффект — позитивный настрой на действия по личной гигиене, учить дошкольников чистить зубы. Возраст детей: 4-7 лет https://alisapopova2008-ozr-dou21.edumsko.ru/folders/post/2098971

3: Терапевтическая сказка "Мышонок и темнота":

Возраст: 5-9 лет. Направленность: Страх темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. Ключевая фраза: "Мне страшно!" https://alisapopova2008-ozr-dou21.edumsko.ru/folders/post/2101491

1. Консультация для воспитателей: снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработка конкретных эмоционально- положительных навыков взаимодействия между детьми по формированию стрессоустойчивости у дошкольников для обеспечения общего эмоционально - положительного фона развития и воспитания детей. Ссылка: https://alisapopova2008-ozr-dou21.edumsko.ru/articles/post/2218664

 «Развиваем мелкую моторику рук»: консультация для родителей

Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей первой младшей группы в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

· Развивать согласованность обеих рук;

· Развивать мелкую моторику пальцев;

· Развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, песком кварцевым, кинетическим), пластилином;

· Развивать тактильное восприятие (сенсорное развитие);

· Развивать общую моторику, координацию движений;

· Развивать мышление, воображение;

· Формировать положительный настрой на занятия со взрослым. Ссылка: https://alisapopova2008-ozr-dou21.edumsko.ru/folders/post/2075024

Онлайн-консультация в 14:00: «Как с пользой пережить карантин с ребенком»

идентификатор конференции ZOOM: 798-819-2362

Пятница:

Пальчиковая гимнастика

Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие

Задачи:

· развитие речи;

· формирование правильного звукопроизношения;

· умение быстро и чисто говорить;

· развитие мелкой моторики,

· координации движений;

· развитие памяти,

· развитие внимания;

· умение согласовывать движения и речь. Ссылка: https://alisapopova2008-ozr-dou21.edumsko.ru/folders/post/2086823


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2022 - 2023 учебный год

Программа разработана для подготовительной группы. Обеспечивает реализацию ФГОС...

Рабочая программа на 2022 – 2023 учебный год для детей 2 – 3 лет

Задачи: Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности, инициативы, стремление к активной деятельности и творчеству.Развитие эстет...

Рабочая программа на 2022 – 2023 учебный год для детей 3 – 4 лет

В основе Рабочей программы лежит комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, в основу которого положена идея интеграции содержания образовательных областей, о...

Рабочая программа на 2022-2023 учебный год в Подготовительной группе ДОУ

Основная общеобразовательная программа воспитателя ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022– 2023 учебный год

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА на 2022– 2023 учебный год...

Рабочая программа на 2022-2023 учебный год (2 группа раннего возраста)

Рабочая программа на 2022-2023 учебный год ( 2группа раннего возраста)...

Рабочая программа на 2022-2023 учебный год

                                                      ...