Статья. «День с Потешками» Сборник потешек на все случаи жизни (в помощь педагогам групп раннего возраста)
статья

Гурдуз Олеся Михайловна

"День с Потешками" Сборник потешек на все случаи жизни (в помощь педагогам групп раннего возраста)

У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек.

Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. 

Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. 

Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогаютприучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между взрослым и ребенком.

«Водичка, водичка….»

***

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Вот вам хлеб и ложки.

с гоголя - вода,

С младенцем - худоба

Укатись вся.

***

Водичка- водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки краснели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

***

Моем, моем Милу мылом,

Мила мыло полюбила!

***

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маше улыбаемся.

***

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы

Катя умывается солнцу улыбается!

***

Вода текучая,

Дитя растуче.

С гуся вода-

С дитя худоба!

Вода книзу-

Дитя кверху! В

одолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

***

С гуся вода, с лебедя вода,

С моего дитя -

Вся худоба

На пустой лес

В болотную воду,

Под гнилую колоду.

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха

Таз берет,

Мордочку ежонку трет.

***

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся. 

***

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало»

***

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода. 

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

- Посмотрите, крошки,

- На свои ладошки. 

- Ах, какие ладошки!

- Чистые ладошки!

***

В ручейке вода струится

В речке плещется вода. 

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда. 

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой. 

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой. 

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке. 

***

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода. 

***

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода. 

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей. 

***

Из колодца принесла

Курица водицы. 

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться. 

***

Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

***

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся. 

Мыло не кусается, просто умывается. 

***

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды. 

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы. 

***

Каждый день я мою мыло 

Под горячею водой. 

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись. 

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала. 

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала. 

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно. 

***

В руки мыло мы возьмем,

И водичку мы польем,

Моем руки быстро, быстро, быстро.

Моем чисто, чисто, чисто!

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!

***

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Детке улыбаемся.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода -

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Море-морюшко,

Серебряное донышко,

Золотой бережок,

По волнам гони стружок!

Легкое суденышко,

Золотое донышко,

Серебряное весельцо,

Мыщатое деревцо,

Зеленые трали.

Плыви, суденышко, подале!

***

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

***

Мы проснулись-потянулись,

Маме нежно улыбнулись,

Сели на горшок с утра. 

Умываться нам пора!

Волшебная водичка

На розовое личико,

Ручеек из сказки

На носик и на глазки,

Брызги из кадушки

На щечки и на ушки,

Дождичек из лейки

На лобик и на шейку. 

Ливень с теплой тучки

На маленькие ручки. 

Вот какой чистюля!

Целуй меня, мамуля!

***

Зайка серенький умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов групп раннего возраста "Играем в кубики или конструируем?"

Данная статья расчитана на воспитателей групп детей раннего возраста. В статье описаны важные моменты,которые необходимо учитывать при организации строительных игр с малышом. Выделены основные этапы э...

Статья для педагогов групп раннего возраста "Малыш рисует"

В статье описаны этапы развития изобразительной деятельности детей раннего возраста. и основные моменты руководства при работе с детьми по рисованию и лепке....

Циклограмма потешек и пестушек для режимных моментов во второй группе раннего возраста

Культурно гигиенические навыки – важная основная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требования...

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста

Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Картотека потешек для педагогов групп раннего возраста

Картотека потешек для педагогов групп раннего возраста. Помогает педагогам в развитии речи детей, мелкой моторики и фонематического восприятия....