«ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация
Адаптация – это привыкание, приспособление человека к новой обстановке, коллективу, новой среде. Социальная адаптация – это способность ребенка принять социальные нормы поведения, правила коллектива, общества, в котором он находится, умение решить конфликтную ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра как средство социальной адаптации | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
« Игра как средство социальной адаптации дошкольников»
Адаптация – это привыкание, приспособление человека к новой обстановке, коллективу, новой среде. А то, как пройдет адаптация зависит от особенностей ребенка, его психического состояния и тех условий, которые его окружают. Следовательно, степень адаптации у всех будет разная. И что бы она прошла как можно легче я использую игру как средство социальной адаптации.
Следовательно, социальная адаптация – это способность ребенка принять социальные нормы поведения, правила коллектива, общества, в котором он находится, умение решить конфликтную ситуацию.
Ранний дошкольный возраст особенно важен в развитии личности. В этом возрасте закладывается фундамент всей личности. У дошкольника в процессе социальной адаптации формируется сознание, его способность к самоконтролю и самообслуживанию, умение влиться в коллектив. Именно поэтому важным и ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Само понятие игра очень многогранно и обширно. Оно означает развлечение, упражнение, занятие, забаву, отдых, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, а следовательно активным средством воспитания и самовоспитания.
Игровая деятельность нас окружает всегда и везде: дошкольники играют дома, на прогулке, в садике, со сверстниками и со взрослыми. Игра детей – это самая свободная и естественная форма проявления поведения детей, в которой осознается и изучается окружающий мир, открывается простор для проявления себя: личного творчества, самовыражения, самопознания, активности. Именно поэтому в дошкольном возрасте ведущая деятельность дошкольников – игровая (игра). Инициатором игры выступает взрослый. Под руководством педагога игра из хаотичной переходит в планомерную, приобретает смысл. Благодаря этому происходит социальная адаптация ребенка, связанная с взрослением, внутренними изменениями, с изменившимися требованиями окружающих, предъявляемыми к нему в социуме и в детском коллективе. В процессе игры происходит активное развитие всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение, речь. Игра и называется ведущей деятельностью, так как в ней дети социально адаптируются и приспосабливаются к окружающей среде.
Главная задача игры - это формирование доброжелательного и доверительного отношения с воспитателем.
Важно что бы ребенок увидел в воспитателе доброго и отзывчивого взрослого, всегда готового прийти на помощь в любой сложной ситуации, а так же в игре, как мама.
Исходя, из выше изложенного следует, что социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям дошкольника. Так как при поступлении в дошкольное учреждение ребенок из знакомой семейной обстановки попадает в незнакомую, непривычную для него среду: режим дня в детском саду, отсутствие родителей, незнакомые воспитатели, другой стиль общения, новые требования к поведению, контакт со сверстниками, все эти изменения создают стрессовую ситуацию для дошкольников, что приводит к психическому напряжению, капризности, плаксивости, плохому настроению: иными словами к социальной дезадаптации, то есть к нарушению поведения, внутренней регуляции и способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Следовательно, что бы адаптация у ребенка в социуме прошла успешно педагоги используют игру как средство. Тематика, содержание и сюжет игры подбирается в соответствии с возрастом ребенка, зависит от интересов, и знаний об окружающей среде, способностей и общительности детей. Что бы понять ребенка нужно взглянуть на его игру. В игре ребенок получает опыт, развлечение, расслабление, отдых, эмоциональную разгрузку. Именно поэтому игра является важной составляющей в жизни ребенка. Через игру мы помогаем детям пройти адаптацию. И в этом нам помогают коммуникативные игры. Они являются самыми эффективные в период адаптации ребенка в социуме, так как направлены на создание положительной атмосферы, снижению чувства страха. Первые игры чаше всего фронтальные, что помогает охватить всех детей. Игра сопровождается доброжелательной улыбкой и ласковым голосом. В процессе таких игр ребенок получает положительные эмоции, проходит стеснение, замкнутость. Дошкольники приобретают навыки общения, учатся слушать другого человека, становятся более внимательными и у них развивается творческое воображение. Дети получают эмоциональную разрядку и чувство единства и сплоченности с группой, повышается самооценка. А так же не мало важное значение отводится следующим играм:
-на знакомство с группой, с пространством групповой комнаты;
-играм на знакомство со сверстниками и взрослыми;
-досуговые игры;
- музыкальные игры;
-подвижные игры;
- сенсорные игры;
-психо-эмоциональные.
Цель игры на знакомство с групповой комнатой - это создание эмоционального комфорта ребенка и положительного эмоционального контакта воспитателя с детьми. Пример: игра с водой « Наливай и выливай». Эта игра формирует интерес у детей, развивает моторику рук и тактильное восприятие.
Цель игры на знакомство со сверстниками и взрослыми - познакомить детей друг с другом и со взрослыми; создать доброжелательную, доверительную атмосферу. Пример игры: «Поприветствуем друг друга»,
«Паровозики».
Цель досуговых игр - развлечение детей. Пример игры: «Хоровод с куклой»
Цель музыкальных игр -развитие творческих способностей, слухового восприятия, тренировка памяти, сенсорное развитие. Пример игр: «Шуршалки»,
« Колокольчики», « Угадай, что так звучит?»
Подвижные игры. Цель - развитие ловкости, мышления, сноровки и укрепление физического здоровья. Пример: «Зайчики», «Воробушки и кот».
Цель сенсорных игр - развитие новых ощущений, восприятие цвета, формы. величины. Дети в процессе игры получают новые ощущения: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, двигательные. Пример таких игр: «Угадай, кто говорит?», «Найди зайку», «Угадай по запаху», «Определи на вкус», «Что это?», «Чего не стало?», «Повтори», «Покажи так же».
Психо - эмоциональные игры. Цель этих игр - снятие эмоционального напряжения, предотвращение усталости, переутомления, формирование положительных эмоций и групповой сплоченности. Пример таких игр: «Волшебное кресло», «Молоточек», «Море», «Шалунишки», «Волшебный клубок», «Ласковое слово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство социальной адаптации дошкольников
Цели:Создание благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социум...
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....
Презентация "Игра как средство социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста"
Социальная адаптация – процесс приспособления личности ребёнка к изменяющимся условиям социальной среды в дошкольном учреждении, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер....
«Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недоста...
Игра как средство социальной адаптации дошкольника
На современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро. Особого внимания требу...
Игра как средство социальной адаптации ребенка
Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестро...
«Сюжетно – ролевая игра как средство социальной адаптации дошкольника»
laquo;Игра — путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький...