Электричество. Первое ознакомление детей
план-конспект занятия (старшая группа)

Комарцова Татьяна Николаевна

Дедактическая игра для детей "Что было раньше, а что сейчас"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Магия электричества"

Раздел:  Познавательное развитие        

Цели:

дать представление детям об электричестве, электроэнергии,

расширять представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человек 

учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;

закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами

знакомить с причиной появления статического электричества;

способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

развивать мыслительную активность, наблюдательность;

воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.

Материал: расчёски по количеству детей пластмассовые палочки кусочки шерстяной ткани, мультимедийное оборудование, электрический шар, наборы картинок с бытовой техникой, часы..

Словарь: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка.

Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.

Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок,

 Ход занятия.

Вольт. Дорогие ребята, здравствуйте, я пришёл к вам за помощью, помогите.

Воспитатель. А вы кто?

Вольт. Ой, простите, я не представился, я профессор Вольт!

Воспитатель. А что у вас случилось?

Вольт. У меня в лаборатории исчезло Электричество. Верните мне его.

Воспитатель Для начала разберёмся, что такое электричество и где его можно встретить

Тружусь я без устали, милые детки,

Кручу вентилятор, грею утюг.

И вилкой меня достают из розетки.

Хоть я не селедка, ни перчик, ни лук.  

- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны

Электроэнергию добывают благодаря воде, солнцу, ветру (приложение)

Для того, чтобы электричество работало исправно  есть люди которые за этим следят. Это - электрики (приложение)и оборудование которое помогает это делать.

 Вольт: Ребята, а хотите, я научу вас воспроизводить электрическую  цепь

Игра "Ток бежит по проводам"- динамичная пауза.

Дети встают в круг, берутся за руки, поочерёдно поднимают руки вверх, дойдя до воспитателя, в обратном порядке опускают их вниз, говорят слова:

 К дальним селам, городам,

Кто идёт по проводам Светлое Величество. Это -  ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!

Вольт Ребята, а вы знаете, что  в природе тоже можно встретить электричество.

Есть такие рыбы электрический скат, в  хвосте которого накапливается электрический ток, который он использует для того, чтобы убить или оглушить свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек.

Электрический угорь – всё тело которого электрический заряд. Приложение

 Молния – это такой мощный заряд электричества. (приложение)  

В нашем зале тоже есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества?

Дети: розетки, выключатели, светильники и т.п. - Сейчас электричество есть в каждом доме. Он - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось.  Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

Дидактическая игра « Что было и что сейчас» Приложение

Цель: расширять кругозор детей, развивать воображение, речь.

Наши помощники – электроприборы они  окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.

 А какие и как они работают, расскажут ребята

3. Отгадывание загадок.

 Кроссворд (ток)

 То назад, то вперед ходит, бродит пароход,

 А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

 Остановишь - горе, продырявит мор.(утюг).

Пыль найдет и вмиг проглотит.  

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот, нос, Коврик чистит…(пылесос)

Посмотри на меня

 В брюхе жарко у меня,

 А в носу моем дыра.

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит(чайник)

В кроссворде получается  ключевым словом - ток

Сколько букв, в слове ток, какие из них гласные, какие согласные. В каком из слов больше всего букв, как мы узнаем? Посчитаем. Больше всего букв в слове – пылесос, а меньше всего- утюг.

Ребята, а вам знакомы эти предметы, а давайте их изобразим.

Динамичная пауза «Бытовые приборы»

Дети по очереди изображают любимый бытовой прибор, дети узнают его называют и повторяют за ним движения.

 Вольт: Ребята, чтоб электричество не превратилось во врага необходимо соблюдать правила.

Ребята назовите их

- Правила:

1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.

3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.

5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.

Гвоздики и пальчики

В розетку не вставлять.

Электричество опасно-

Это каждый должен знать!

6.Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.

Вольт: - А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.

Экспериментальная деятельность.

1 опыт.

Электрический заряд  живёт в вакууме, и прикасаясь рукою к колбе все атомы устремляются навстречу, но мы разряд не получаем его сдерживает стекло.  

2 опыт.

А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

 3 опыт.

У меня в руках часы, но они не ходят, почему? Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему? Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали.

Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. - В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество?

- Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

Вольт Спасибо вам ребята вы мне помогли вспомнить, что электричество вокруг нас. Мне позвонили и сообщили, что электричество вернули в лабораторию. Я спешу работать. До свидания.  

Подведение итогов.

- С чем мы сегодня познакомились на занятии? (с электричеством)

- Где "живет" электричество?

 - Электричество – наш друг или враг?

- Что будет, если не электричество кончится?

Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.)

Давайте нарисуем правила на бумаге и покажем и расскажем о них в других группах.

Так давайте же, друзья ,возьмемся очень дружно

Электричество беречь и экономить нужно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Дидактическая игра «Что было, а что сейчас»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей первой младшей группы с творчеством А.Барто на тему: «Вот зима, кругом бело…»

Вы не знаете стихов Агнии Барто?. Значит, вы выросли и живете не в России. Едва научившись говорить, каждый ребенок неуклюже и с запинками ведает окружающим историю о бычке, который вот-вот упадет с д...

Комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром и лепке в первой младшей группе «Вот поезд наш едет, колеса стучат»

Формирование у детей интереса к железной дороге через художественную деятельность....

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в первой младшей группе "Веселый поезд"

Конспект НОД предназначен для воспитателей, работающих в первой младшей группе...

Особенности ознакомления детей с художественной литературой в первой младшей группы

Особенности ознакомления детей с художественной литературой в первой младшей группе...

Альбом по ознакомлению детей первой младшей группы с русским народным фольклором

При выполнении этого альбома, прежде всего , я опералась на то, чтобы ознакомить детей нашей первой младшей группы с народными потешками , расширить их кругозор, обогатить их речь. Особую значимость ф...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в первой младшей группе на тему: «Куклы в гостях у детей»

учить строить предложения из 2 – 3 слов.знакомить с предметами одежды и аксессуарами для мальчиков и девочек....