Дидактические игры
картотека (подготовительная группа)
Дидактические игры – это развивающие игры для дошкольников. Для родителей и педагогов это эффективный способ обучения.
В дидактической игре основная задача это усвоение знаний в ненавязчивой игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskikh_igr_po_poznavatelnomu_ra.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков. Материал: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации с изображением комара и шмеля. Ход: взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями – звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Мир тканей» Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей. Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой. Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:
Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Бережливые растения» Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне. Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра, диффенбахия), лупа, целлофановые пакеты. Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Почему меньше?» Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев. Материалы: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса. Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу. Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют модель зависимости количества испаряемой воды от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Фильтрование воды» Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами. Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. Ход: Взрослый предлагает замутить воду крахмалом и затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага). |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Времена года» Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года. Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года) Ход: Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Кем работают эти люди?» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес. Материалы: карточки с изображением профессий людей. Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь? После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто больше отгадает загадок, тот и выигрывает. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Путешествие в прошлое швейной машинки» Цель: научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования. Материалы: детская швейная машинка. Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем следуют вопросы: - для чего нужны эти предметы? - чем сшивали одежду раньше? - какой была самая первая игла? - как изменилась она позже? - почему иглой неудобно сшить толстые ткани? - с помощью чего удобно это сделать? Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Овощи и фрукты» Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом: 1-ый реб.: - Положи в корзину овощ 2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со словами): - положи в корзину овощ. 3-й реб.: - кладу морковь и т.д. Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по окончанию игры выкупает его. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт с водой и яйцом» Цель: познакомить детей с физическими свойствами веществ, развивать интеллектуальные способности детей, учить делать выводы и умозаключения. Материалы: 2 стакана с водой, ложка, соль и яйца. Ход: один стакан наполнить водой и опустить туда яйцо. Оно утонет В другой стакан наполовину налить воды и положить туда 4 ложки соли, размешать ее до полного растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет плавать на поверхности. Предложить детям сделать вывод. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: соль и перец» Цель: познакомить с понятие «статическое электричество», доказать, что это не волшебство, а закон физики. Материал: соль, перец, ложка. Ход: смешайте немного соли и перца. Предложить ребенку отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки никакого результата не принесут. Секрет вот в чем: нужно потереть ложку о ткань из искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью. За счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий, поднимется, и таким образом отделится от соли. Тем самым просто и эффективно демонстрируется опыт со статическим электричеством. Для детей – это просто волшебство! |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: невидимые чернила» Цель: познакомить детей со свойствами разных веществ, показать, что писать можно с помощью этих веществ, но они станут невидимыми при высыхании, а при нагревании проявятся. Материалы: картофель, молоко, лимон. Ход: один из самых простых невидимых чернил – картофельный сок. Для приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон большой картофелины, поставить ее на стол и сделать в ней ямку. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей картофелины. Писать можно спичкой, макая ее внутрь «чернильницы». Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, нужно подержать его у огня. Для этого занятия также подойдут лимон или молоко, кока-кола. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: лед и соль» Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей. Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп. Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик:
Главное посыпать один из кубиков солью Пусть дети наблюдают , как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других? Это будет первое научное открытие в вашей лаборатории. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: выращивание овощей» Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами. Материалы: блюдца с водой, морковь, свекла. Ход: срежьте верхнюю часть моркови и свеклы и поместите в мелкие блюдца с водой. Если блюдце поставить на хорошо освещенное место, через несколько дней появляется зеленые побеги. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: картофельный человечек» Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами. Материалы: картофель, ватный комочек, семена травы или крессалата, горчицы Ход: выберите большую неиспорченную картошку и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с другого конца, чтобы она могла ровно стоять. Затем смочить ватный комочек водой и поместить его в вырезанное в картофелине отверстие. Посыпать туда немного семян травы, горчицы или салата. Поставить картофелину в блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан влагой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые «волосики». Ребенок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Наблюдаем за проращиванием семян. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: как работает желудок» Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества Материалы: банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки. Ход: предлагаем детям представить, что банка – это наш желудок, вода – желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, замет – сахара (они растворились), кусочек хлеба (он размяк) А что значит слово «впитывать»? Положим на блюдце бумажную салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: для чего человеку кожа» Цель: развивать познавательный интерес у детей. Материалы: небольшие силуэты человека на каждого ребенка и большая фигура для педагога; маленькие (для детей) и большие (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечой, аптечка. Ход: Дети становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем педагог предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело. Мы знаем, что внутри у человека есть органы. Их защищает сверху кожа. Дети внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у нас пачкается кожа и лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагает детям черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на фланелеграфе) Вот какой немытый человек у нас получился! Как можно его назвать? (чумазый, грязнуля) Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что нужно делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли они чище? Воспитатель приглашает детей заглянуть в посылку, которую они получили в подарок от Айболита. В этой посылке – ваши картинки с советами этого известного доктора. (каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее парафином). Предлагается прочитать советы (протереть бумагу губкой, намоченной в краске) и обсудить их содержание. Например, на картинке может быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ. Помимо картинок Айболит прислал аптечку ( в ней йод, бинт, зеленка и т.д. необходимые при порезах и ссадинах) Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если порезался или на коже появились ранки. Какие средства для лечения кожи мы используем? Что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой? |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: много ли в легких воздуха?» Цель: показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких. Материалы: теннисные шарики или любые легкие пластмассовые формочки на блюдцах. Ход: Детям по очереди предлагается подуть на шарики так, чтобы они укатились с блюдца на расстояние 1.5. – 2 м. У более тренированных детей результат будет более впечатляющим. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: в каком виде едим?» Цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты. Материалы: картинки с овощами, фруктами. Ход: воспитатель: - Дети, сегодня мы поиграем в интересную игру. Вы называете, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными) Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, воспитатель рассказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, картошка на сковороде (жареная) и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...