Статья на тему "Игра в жизни ребёнка"
статья
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_zhizni_rebyonka.docx | 631.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра в жизни ребёнка
Наверное, каждому воспитателю, работающему в детском саду, приходилось отвечать на вопросы родителей: «Как ведёт себя мой ребёнок?» «Как он ест?» и другие подобные вопросы. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок?» «Умеет ли он играть в разные игры?». Нередко приходилось слышать: «Сколько можно играть, займись делом!» Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени.
Так какое место в жизни ребёнка занимает игра? Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития личности. И в этом её незаменимое значение. В играх ребёнок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие черты свободной игровой деятельности – выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника.
Игры бывают самые разные: Сюжетно-ролевые, режиссерские, игры с правилами и т.д. Все они играют положительную роль в воспитании будущего школьника. Но каждый вид игр вносит свой особый вклад в подготовку к школе.
Сюжетно-ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной и интеллектуальной сфер будущего дошкольника. В игре происходит моделирование детьми поведения взрослых людей, осуществляется перевод реальных отношений на новый язык – язык игровых образов. А это сложная интеллектуально практическая деятельность. Сила сюжетно-ролевой игры – в её самостоятельности и коллективном характере.
Игры ребёнка – важный показатель общего развития. Не случайно К.Д. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми. Если ребёнок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию – это серьёзный сигнал неблагополучия в развитии ребёнка и, к сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с общей интеллектуальной пассивностью, задержкой развития, и, следовательно, есть реальное основание сомневаться в возможности такого ребёнка успешно учится в школе.
Трудно переоценить значение в жизни ребёнка игр с правилами: дидактических, подвижных, настольно-печатных и т.д. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность ребёнка, то игры с правилами самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребёнку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.д.); чтобы её решить, необходимо выполнить определённые действия (сравнить, проанализировать, изменить, сосчитать). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить некоторые слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку – потом достань»).
Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребёнка довольно сложных действий, исполнения одновременно нескольких правил (точно следовать в отсчёте движения фишки показанием брошенного кубика; ориентироваться на условно-знаковые сигналы на игровом поле; следить за действиями других играющих и т.д.).
В детском саду необходимо как можно шире использовать игры и игровые задания, вырабатывающие у ребёнка способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, речью и контролировать свои действия. Такие игры следует использовать широко как на занятиях, так и в свободной деятельности детей в детском саду и дома.
Постоянное наблюдение за ходом развития ребенка, его деятельностью, поведением, учётом состояния знаний, умений навыков ребёнка, организация специальных проверочных ситуаций, использование некоторых диагностических методик, позволяют воспитателю и родителям своевременно выявить отставание в развитии ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Народная музыка в жизни ребёнка"
Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к р...
Статья "Агрессивные игрушки в жизни ребёнка"
В статье раскрывается значение игр и игрушек для детей дошкольного возраста и влияние агрессивных игрушек для дошкольников....
Статья. "Роль куклы в жизни ребёнка"
Мини - музей "КУКЛЫ"...
Статья "Роль книги в жизни ребёнка"
Об истории детской литературы, значении книги в жизни ребенка,зачем читать книги детям -об этом моя статья....
Статья: "Роль семьи в жизни ребёнка"
Настоящие ценности: дом, семья, малыши, здоровье, любовь, на тои настоящие, что не подвержены стремительно меняющейся мод...
Статья:"Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет"
Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет...
Статья "Роль игры в жизни ребёнка"
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка......