Статья "Агрессивные игрушки в жизни ребёнка"
статья на тему
В статье раскрывается значение игр и игрушек для детей дошкольного возраста и влияние агрессивных игрушек для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnye_igrushki_v_zhizni_rebyonka.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивные игрушки в жизни ребёнка.
Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.
Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых, потребность в познании мира, в активных движениях, в общении. Необходимо учить детей играть, общаться в коллективе. Игра развивает произвольное поведение, память и внимание. А ведь без развития этих функций будет невозможна психологическая готовность к школе. Кроме того, игра способствует развитию творческих способностей детей.
В связи с этим особо важной работой воспитателя является информирование родителей о необходимости детской игры и ее развивающей функции.
Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если в игре малыш способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким – это обязательно проявит себя когда-нибудь в той или иной ситуации.
У современных детей наблюдается рост числа игр, содержащих насилие. Естественно, это не может не беспокоить родителей и педагогов.
А что означает слово играть? «Играть, игровать – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, безделья» («Толковый словарь» В. Даля).
« Игрушка - предмет детских забав, игр и развлечений».
Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
Игрушки для любого ребенка – это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, выражать свои чувства, формировать и реализовать творческие способности; кроме этого игрушки учат общаться и познавать себя. Не стоит забывать, что игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и лечения. Кроме всего этого игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для детей. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.
Игрушка рассматривается как полезная и вредная. Хорошо покупаемая игрушка – это та игрушка, которая нравится взрослым, но часто она меньше всего годится для детей.
Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры; она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми куклами Барби, Монстер Хай, Винкс, роботами для боёв, трансформерами, представляют собой человека, зараженного энергиями западного общества. Если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть навсегда. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу: учить добру и красоте, мудрости и радости. Дети почти не играют с игрушками отечественного производства, так как их почти нет в продаже. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят малыша в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад. Игрушки, способствующие накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к боли слабых – животных или маленьким детям.
Что несет в себе игрушка? Агрессивные игрушки ориентируют на проявление индивидуализма, гордыни, тщеславия на фоне ложной романтики с героями из фантастического мира ( инопланетянами, разными чудовищами), поощряют страсть к наживе, культивируют обман, злобу.
Даже пары минут просмотра телевизора будет достаточно, чтобы понять, что в большинстве фильмов и передач, присутствует насилие: шантаж, разбойное нападение, драки, принуждение, терроризм, унижение, катастрофы. Другие средства массовой информации не сильно отличаются от ТВ: сведениями о насилии пестрят заголовки газет, оно проникло в книги и радиопередачи, интернет.
Взгляды на современную игрушку и на приобретение ее для ребенка сегодня различны, поэтому поводу можно долго дискуссировать, но самое главное, чтобы выбранная для ребенка игрушка способствовала воспитанию в нем положительных качеств, развитию умственных, познавательных способностей, будила любознательность, интерес, бережное отношение ко всему, что окружает малыша.
Многие родители, к сожалению, не знают о педагогическом воздействии игрушки на ребенка и покупают им воинственных роботов- трансформеров, монстров, грозных динозавров и т.д. О том, что такие игрушки могут негативно воздействовать на детей, родители зачастую не задумываются. О том, как правильно выбрать игрушку, какой в ней заложен нравственный и познавательный смысл, должен говорить воспитатель, специалисты, работающие с детьми в данном дошкольном учреждении.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что агрессивная игрушка влияет на характер игры дошкольника. Подтвердился также тот факт, что между игрой с адекватной игрушкой и с агрессивной игрушкой существуют существенные различия, как качественные, так и количественные. Агрессивная игрушка не создает условий для актуализации игровых мотивов детей, игровое действие не разворачивается, следовательно, нет и личностного развития ребенка. Прибегнуть к использованию агрессивной игрушки представляется возможным лишь эпизодически, для выплеска агрессии. После того, как ребенок справляется со своей агрессией, агрессивная игрушка теряет свою актуальность.
Термин «агрессивные игрушки» довольно распространён в научных кругах, однако официального и единого определения ему на данный момент нет. Под термином «агрессивные игрушки» понимают средства игровой деятельности, которые по своей форме, сути или предназначению могут подвигнуть ребёнка на агрессивные действия либо же вызвать сходные чувства: страх, тревогу и пр. Наглядными примерами таких игрушек могут быть как прямые концентраторы агрессивности (автоматы, пистолеты, ножи) так и скрытые (монстры, супер-герои, и т.д.). Вовлекая такие объекты в игровую деятельность, ребёнок может проигрывать сцены агрессии, подражая увиденному в мультфильме, либо услышанному из сказки.
Главным аргументом против агрессивных игрушек служит теория о том, что проигрывая сцены с элементами агрессии, ребёнок может принять такую модель поведения как правильную и допустимую. Таким образом, агрессивность ребёнка возрастает, а игра из способа вымещения агрессии становиться средством её аккумуляции. У ребенка формируется неправильное представление о мире. Пугающие, страшные игрушки травмируют детскую психику. Ребенок становится тревожным, агрессивным, нервным, его мучают страхи. Как результат, у него плохо получается строить отношения со сверстниками и родителями.
Интересный подход к подбору игрушек был у знаменитой бабушки – Екатерины II. Посреди важных государственных забот она находила время, чтобы составить «Наставления, касательно продолжения и подкрепления умонаклонения к добру» для внука своего Александра.
- «По сию пору игрушки, как даваны детям, служили к умножению их знаний, и через оныя познакомились они со многими в свете вещами….»
- «Полезно будет детям вдруг не давать более одной вещи, и когда захотят иметь других, тогда отбирать первую…»
- «Буде чего будет просить со слезами или с упрямством, то запрещать или давать….»
- «После семи лет, буде захотят новых игрушек, то пусть сами сделают или помогают делать…»
Не всякую игрушку следует покупать, даже в том случае, если ее у ребенка нет. Игрушка не должна быть сложной для ребёнка, лишённой смысла. Ребенок должен понимать игрушку, научиться этому пониманию.
Взрослые, родители, педагоги, помогают ему увидеть красоту игрушки, уловить ее хитрость, приучают проявлять смекалку, фантазию, ловкость. Игрушка должна пробуждать в ребенке только радостные, теплые чувства.
И не стоит стремиться к тому, чтобы покупать игрушки, не хуже, чем у соседа, броскую, яркую, подороже или, наоборот подешевле. Стоит перед покупкой задуматься: а безопасно ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нем?
Взгляды на современную игрушку и на приобретение ее для ребенка сегодня различны, поэтому поводу можно долго дискуссировать, но самое главное, чтобы выбранная для ребенка игрушка способствовала воспитанию в нем положительных качеств, развитию умственных, познавательных способностей, будила любознательность, интерес, бережное отношение ко всему, что окружает малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушка в жизни ребёнка
Консультация помогает взрослому человеку ответить на вопрос: "Какие игрушки нужны ребенку?"...
Консультация для родителей на тему:"Роль игрушки в жизни ребёнка".
Данная консультация для родителей помогает им в выборе нужных игрушек для своих детей...
Игрушка в жизни ребёнка
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступа...
«Игрушка в жизни ребёнка»
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»...
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»...
консультация для родителей "Игрушки в жизни ребёнка"
В данной консультации воспитатель объясняет родителям какой должна быть игрушка и что такое антиигрушка. Как игрушки создают условия для развития ребёнка и,наоборот, могут принести вред ребёнку....
Игрушка в жизни ребёнка
Консультация для родителей...