Что за чудо колокольчик!
проект (старшая группа)
Почти всем детям интересна экспериментальная и исследовательская деятельность, задача нас взрослых – создать условия для данных видов деятельности. Здесь описаны условия, которые создали взрослые для изучения колокольчика и сформировать у дошкольников творчество и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 211.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«Что за чудо колокольчик?»
Автор проекта: Зарубина И.Г. музыкальный руководитель.
По содержанию: исследовательский.
По продолжительности: среднесрочный.
Участники: дети и воспитатели подготовительной группы, семья, музыкальный руководитель.
Дата проведения: январь-март.
Актуальность темы.
С введением федеральных стандартов и актуализации исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ, решая задачу по художественному развитию старших дошкольников – решается задача по развитию самостоятельности, инициативы и творчества в познавательно - исследовательской деятельности, а так же развитие интереса к отдельным фактам истории и культуры родной страны.
Каждому ребёнку интересны предметы, которыми он пользуется, о которых расспрашивает взрослых. Есть такой предмет, который не встретится у каждого дома, но в детском саду в центре музыки он есть во всех возрастных группах начиная с ясельной – это колокольчик. Со второй младшей группы дети звенят в колокольчики, играя в оркестре или ансамбле, аккомпанируют себе, напевая какую-нибудь песенку собственного сочинения. Но мало кому известно, откуда, же произошли колокольчики и когда впервые они увидели свет. И мало кто думает, что для малыша это игрушка, а для ребёнка старше – это музыкальный инструмент.
Почти всем детям интересна экспериментальная и исследовательская деятельность, задача нас взрослых – создать условия для данных видов деятельности. И эти условия мы решили создать, реализуя данный проект, где попытаемся изучить тему и рассказать об этом.
Цель. Организация исследовательской деятельности по формированию у дошкольников творчества и самостоятельности через ознакомление с историей возникновения колокольчика.
Задачи:
1. Познакомить с «генеалогическим древом» колокольчика;
2. Изучить устройство колокольчика и особенности его звучания;
3. Развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности;
4. Обобщить полученные выводы в виде презентации;
5. Воспитать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Формы организации детской деятельности:
- Рассматривание фотографий и картин колоколов и колокольчиков;
- Продуктивная деятельность;
- Коллекционирование;
- Организация развивающей среды в уголке продуктивной деятельности;
- Экскурсия по выставке самоделок.
Предполагаемый результат:
- опытно-зкспериментальная деятельность с детьми по изучению разных по звучанию и качеству колокольчиков;
- создание альбома фотографий колокольчиков и колоколов «История колокольчика»;
- создание альбома рисунков детей «Орнамент колокольчика»;
- организация мини-музея «Русский колокольчик»;
- организация выставки колокольчиков самоделок «Мой колокольчик!»;
- организация «Веселого оркестра» на колокольчиках разных по высоте звучания;
- презентация результатов исследований для детей средних и старших групп.
Этапы реализации проекта:
I подготовительный:
- Постановка целей и задач проекта.
- опрос детей о том, что известно о колокольчиках и колоколах, о коллекционировании;
- Составление плана работы.
- Создание условий: подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, интернет–ресурсов, литературных источников по теме, подбор музыкальных произведений.
- разработка плана-конспекта проведения экскурсии по выставке самоделок, к мини-музею.
II. основной:
Основная работа над проектом.
- изучение истории колокольчика.
- проведение опыта с колокольчиками разных по своему звучанию и строению.
- создание альбома «Колокольчики мира».
- изготовление детьми совместно со взрослыми самодельных колокольчиков.
- организация мини-музея «Русский колокольчик».
- создание альбома рисунков детей «Орнамент колокольчика»;
- выставка колокольчиков-самоделок «Мой колокольчик!».
III. заключительный
- просмотр выставки колокольчиков-самоделок «Мой колокольчик!».
- экскурсия к мини-музею «Русский колокольчик».
- подведение итогов проектной деятельности: беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».
План работы.
Содержание проектной деятельности:
Для детей любого дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности. Играя в детском оркестре на колокольчиках, дети всегда заглядывают внутрь с интересом, что же там есть и отчего он звучит? Тогда я использовала метод «трёх вопросов» и выяснила, что дети знают, что колокольчик звенит, висит, потрясти он зазвонит, сделан из металла, бронзы; что хотят узнать – отчего произошёл, где появился; как узнать? Спросить у родителей, прочитать, в интернете.
На мой вопрос: «Откуда появился колокольчик?» лишь трое из 43 опрошенных высказали предположение, что он произошёл от цветка колокольчика и что родина его Китай (Китай, правильный ответ, но ребёнок сказал наугад). Мы договорились, что дети дома с родителями подтвердят или опровергнут версию происхождения колокольчика, а в детском саду мы проведём эксперимент и узнаем из чего их делают и как зависит звучание от материала, из которого изготовлен колокольчик.
На музыкальном занятии с детьми я организовала игру «Узнай музыкальный инструмент» (в этой игре было 10 колокольчиков, но все звучали по-разному, это зависит от размера, толщины стен купола и язычка, от изготовленного материала). Из 43 детей все угадали тот, который был первым, и двое детей замешкав, назвали четвёртый и пятый озвученные колокольчики. Остальные дети, звуки колокольчика назвали бубенцами, треугольниками. Когда я показала, что там были одни колокольчики, дети удивились самим себе и тогда мы начали выяснять, почему такие разные звуки у всех колокольчиков. Исследовали все колокольчики.
Выяснив интересующий вопрос, была представлена презентация «Колокольчики мира» с картинками колокольчиков и колоколов. Также в группе дети рассматривали альбом фотографий разных по внешнему виду и размеру колокольчики и колокола. Некоторые дети поведали о том, что у них дома есть интересные колокольчики. Мы, взрослые предложили собрать разные колокольчики, у кого какие есть, и организовать мини-музей «Русский колокольчик».
Для продуктивной деятельности детей в группе в центре экспериментирования появились разные предметы, детали, элементы для творчества и самостоятельной деятельности. В центре изо-искусства воспитатели поместили листы с силуэтами колокольчиков для творчества детей в нанесении орнамента. И конечно, детям захотелось самим попробовать сделать колокольчик своими руками, нарисовать орнамент. Так и появились самоделки и альбом рисунков «Орнамент колокольчика». По итогу проведённого эксперимента, рассмотренных фотографий дети поняли, что колокольчик не сложный в изготовлении предмет и захотели попробовать смастерить из подручных материалов, солёного теста, пластилина и др. Когда все колокольчики-самоделки были готовы, организовали выставку «Мой колокольчик». На музыкальных занятиях организовала игру «Звонари», где дети играли на колокольчиках разных по звучанию и разных по величине, получился «Оркестр звонарей».
Таким образом, произошла интересная исследовательская работа по изучению истории возникновения, строению и звучанию колоколов и колокольчиков. У детей сформировалась активная позиция не только в изучении истории, но и в самостоятельном создании колокольчиков.
В результате реализации проекта дети научились:
- самостоятельно (при помощи родителей) получать необходимую информацию;
- работать своими руками;
В группе обогатилась предметно-пространственная развивающая среда:
-фотоальбом;
- аудиозаписи;
- колокольчики-экспонаты из разных материалов;
-мини-музей колокольчиков.
Практический результат:
- презентация «Колокольчики мира» и рассказ детей «История возникновения колокольчика»;
- опыты изучения разных по строению и звучанию колокольчиков;
- альбом фотографий «Такие разные колокольчики»;
- альбом аудиозаписи «Колокольные звоны»;
- видео оркестра «Звонарей» на колокольчиках разных по тембру;
- выступление перед детьми средних и старших групп с презентацией «Что за чудо колокольчик?»;
- альбом рисунков детей «Орнамент колокольчика»;
- выставка «Мой колокольчик»
- мини-музей «Русский колокольчик»;
Литература.
Интернет-ресурсы.
© https://www.livemaster.ru/topic/2311887-istoriya-vozniknoveniya-kolokola-i-kolokolchikov
Приложение.
1.
Презентация «Колокольчики мира»
Цель: расширение представлений детей о разнообразии колокольчиков и колоколов.
2.
История колокольчика.
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Образцом для рукотворного колокольчика стал, скорее всего, живой цветок – нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка. Колокольчики начали изготавливать много тысячелетий назад. Этот уникальный музыкальный инструмент не утратил своей популярности и в современном мире. Специалисты не имеют единого мнения о том, где впервые появились эти удивительные творения человеческих рук. Одними из старейших предков колокольчиков можно считать пастушьи колокольчики. Их также относят к числу первых музыкальных инструментов. В античном мире они выполняли в основном сигнальную функцию.
Ассирийский колокольчик. VI в. до н.э.
Терракотовый колокольчик VII в. до н.э. Тебен, Греция
Первобытные народы изготавливали колокольчики из дерева, раковин и других слабо резонирующих материалов. В более развитых странах преобладали колокольчики из бронзы. В античные времена их склёпывали из металлических пластин и листов.
Клепаный колокол Св.Патрика V век. Ирландия
Самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая. В пользу "китайской" версии говорит обилие археологических находок и высокая культура бронзового литья, технология которого была создана в Китае, а потом появились в Иране, Египте, Греции
Среди археологических находок тех времён встречается множество бронзовых колокольчиков небольших размеров – от двух до девяти сантиметров. В четвёртом тысячелетии до нашей эры в Китае и Японии начали изготавливать колокольчики и колокола. В Китае полагают, что дом без колокольчика – что солдат без винтовки. В этой стране колокольчики называют музыкой ветров и мелодиями простора.
История колоколов началась с маленького колокольчика. Именно он является в колокольном семействе "старшим братом".
Прослушав мелодичный звон колокола, установленного на высокой башне храма в Пекине, китайцы любят рассказывать печальную легенду о душе этого колокола. Легенда гласит, что более пятисот лет назад император велел одному из своих придворных отлить большой колокол. Он приказал смешать свинец, медь, серебро и золото, чтобы звук получился нежным, звонким и мелодичным.
В первый раз литейщиков постигла неудача. Они сообщили, что металлы не соединились. Во второй раз в сплаве образовались трещины и пустоты. Разгневанный император объявил, что если третья попытка окажется неудачной, то чиновника постигнет смертная кара. Дочь незадачливого придворного по имени Прелестный Цветок отправилась за помощью к знаменитому астрологу. Мудрец сказал, что чары злых демонов, не дающих металлам соединиться, развеются только в том случае, если в кипящий металл бросить живую невинную девушку. Когда мастера в третий раз приготовились отливать колокол, в бурлящий сплав прыгнула юная дочь чиновника. Металл застыл, и все увидели чудный цельный колокол. Когда колокол установили на башне, его звон поразил всех чистотой звучания, нежностью и мощью одновременно. Но слышались в нём грустные и тоскливые ноты. «Это плачет душа Прелестного Цветка», – сказали придворные императора.
Сначала колокола были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол. Русские колокола с середины шестнадцатого века превзошли по габаритам европейские. Колокола были весом 100-150 пудов и это считались редкостью, высотой достигали 3, 4 и даже 7 метров и существуют эти колокола до сих пор в Японии, Китае. В России же были колокола весом до 600-1000 пудов. Колокола прижились на русской земле как неотъемлемый инструмент Православной церкви и элемент народной культуры.
С середины семнадцатого века мастера колокольного литья стали настоящими исследователями. Они использовали различные формы, толщину стенок и размеры колоколов, состав металла и технологии, которые позволяли получить наилучшее звучание. Колокола покрывали рельефными изображениями и историческими летописями.
Сейчас колокола изготавливают из латуни, бронзы, свинца, серебра, керамики, фарфора, хрусталя, стекла и других материалов. Впервые фарфоровые колокольчики начали делать в Китае. Их, как правило, украшали изображениями цветков пиона. Пион и хризантема – любимые цветы китайцев. В Германии начали производить первые фарфоровые изделия, в том числе и колокольчики. Такие колокольчики стали символом Рождества. Маленькие колокольчики, изготовленные из тончайшего белоснежного фарфора, часто сравнивают с цветками ландыша. Поэты и писатели разных времён делали колокола и колокольчики действующими лицами своих произведений: они звенят, поют, рыдают, плачут, хохочут, гремят, гудят, кричат.
Приблизительно в 1125 году появилось первое руководство по литью колоколов - труд монаха кёльнского монастыря.
Почти цилиндрические с толстыми стенками колокола Теофилуса не обладали красивым звучанием.
В поисках "голоса" в XII веке форма европейского колокола меняется и принимает вид "сахарной головы".
Колокол "Сахарная голова"XIII в. Германия
В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. (Удивительно то, что он пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие). Первые колокола на Руси были качающимися (их здесь называли "очепными"), а мастера - иностранными. В 1194 году летопись сообщает уже о появлении русских мастеров, однако, начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло. В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 8-тонный колокол, а в 1533 - колокол весом уже более 16 тонн.
Царь-Колокол 1735 г., Москва, Россия
Согласно поверьям, колокольного звона боится нечистая сила. В древности верили, что болезни вызываются бесами, поэтому во время эпидемий (болезней) часто звонили в колокола. Это делалось по предписанию врачей, которые полагали, что громкий звук разгоняет тяжёлый зараженный воздух.
Колокола придавали жизни городов и деревень четкий звучный ритм: будили, звали на работу и к молитве, обозначали время отдыха и отход ко сну.
Колокольный звон – искусство. Подбирая различные, гармонично звучащие колокола в группы, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения.
3.
Описание исследования колокольчиков.
Цель: изучение свойств и качеств колокольчика.
Гипотеза: если изучить свойства и качества разных колокольчиков, силу и тембр их звучания можно понять, что колокольчик и колокол играют важную роль в жизни человека.
Детям были представлены 8 простых колокольчиков разных по звучанию, по размеру и качеству материала, три валдайских - маленький, средний и большой, но изготовленные из одинакового материала.
Вначале была проведена игра «Узнай музыкальный инструмент».
Дети не догадались, что звучали только колокольчики, т.к. звучание у всех было разным, когда занавес открылся и все увидели много колокольчиков, возник вопрос, а почему они по разному звучали? Начали рассматривать и ощупывать все колокольчики.
Оказалось, что звучание колокольчика зависит величины его купола и язычка, зависит от толщины стенок купола, от материала из которого он изготовлен. Также звучание меняется от формы язычка. Есть с круглым наконечником, а есть с плоским треугольной формы. Есть язычки с отверстием, есть сплошные.
Дети выяснили, что колокольчики, изготовленные из простого металла (железо, медь, алюминий) с тонкими стенками и плоским язычком звучат тише, чем те, у которых стенки тонкие, язычок круглый. Колокольчики, изготовленные из бронзы, у которых толстые стенки и тяжёлый круглый язычок звучат зычно, протяжно – это валдайские колокольчики. Исследовав три валдайских колокольчика (большой, средний и малый), поняли, что у маленького – самый нежный и тихий звук, у среднего – серьёзнее, а у большого – звонкий и густой. Таким образом, дети поняли, что от качества материала, технологии его изготовления зависит звучание колокольчика.
«В гости к музыке».
Цель: услышать удивительное звучание колоколов и колокольчиков и высказаться о музыке.
Произведения:
«Колокольный звон»;
«Церковные звоны»;
«Свадебные звоны»;
«Переливы»;
«Одиночные удары» и ещё 6 фрагментов колокольных звонов.
4.
Самостоятельная деятельность детей
Игра «Звонари».
Цель: развитие музыкального слуха, умения совместной игры на колокольчиках.
Детям предложила два вида колокольчиков маленькие и большие, соответственно разные по звучанию. Подобрала малоконтрастную русскую народную мелодию «Ах ты, берёза». Сначала дети прослушали произведение, затем определили смену частей музыки щелчками и шлепками. Затем звучала пьеса «Ах ты, берёза» дети играли на колокольчиках, меняя группу малых и больших в соответствии со сменой частей музыки. Прежде чем сыграть произведение второй раз дети обменялись колокольчиками. Игру повторили.
Также использовала произведения «Русская медленная», «Русская хороводная», «Полянка».
3.
Организация развивающей среды.
«Мастерилка»
Цель: создание условий для творческой деятельности детей; подбор материалов и инструментов для творчества детей.
В центр экспериментирования поместили части от киндер-сюрпризов, пластиковые стаканчики, деревянные палочки, нитки, проволоку (под наблюдением взрослого), купола от сломанных колокольчиков, гвоздики с отрезанными кончиками (без острого наконечника)
Продуктивная деятельность в уголке творчества
«Мой Колокольчик»
Цель: лепка колокольчика из различных материалов (соленое тесто, пластилин).
«Орнамент колокольчика»
Цель: составление рисунка-орнамента на силуэтном изображении колокольчика.
Центр ИЗО пополнили листами с силуэтами колокольчиков и колоколов, которые дети увидели и с удовольствием попробовали свои возможности в оформлении их своим орнаментом.
В центре музыки.
Цель: подбор иллюстраций с изображением колокольчиков разной величины, аудиозаписей с колокольными звонами.
Когда дети с родителями искали информацию об истории колокольчика видели, какие они бывают разные, в разных странах и в разное время (от древних до современных). Понравившиеся фотографии и иллюстрации родители распечатали, дети принесли их в детский сад, воспитатели поместили их в центр музыки.
Совместная деятельность детей и родителей
Мини-музей «Русский колокольчик»
Цель: развивать желание коллекционирования, умение подбирать экспонаты для музея.
После презентации «Колокольчики мира», рассказа Ксюши И. и Артёма Х. «История возникновения колокольчика», дети начали говорить о том, что у них «дома есть колокольчик» и всей группой решили собрать все колокольчики и организовать мини-музей…
III. заключительный.
- просмотр выставки самоделок «Мой колокольчик»;
- экскурсия в мини-музей «Русский колокольчик»;
- подведение итогов проектной деятельности: беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».
Перспектива проекта.
В чём сила колокольного звона?
Провести экскурсию по выставке самоделок и мини-музею для всех групп детского сада.
Показать презентацию и рассказать об истории возникновения колокольчика для старших групп ДОУ.
Реализовать на другой возрастной группе, т. к. проект заинтересует всех участников образовательных отношений.
Повыситься познавательная активность детей и родителей.
Сформируется желание детей коллекционировать и рассказывать о предметах коллекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-44937-1508905943.jpg)
Чудо-чудо Рождество
Расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к т...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-51932-1359195237.jpg)
Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста совместно с родителями. Тема: "Чудо, чудо Рождество".
Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста совместно с родителями.Тема: «Чудо, чудо Рождество» Программные задачи:- Познакомить детей с русскими народными традици...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-967950-1509633455.jpg)
Музыкально-дидактические игры с колокольчиками "Дили-дили, дили-дили - колокольчики звонили"
Музыкально-дидактические игры с колокольчиками на развитие слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма, координации движений...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/21/picture-1348750-1640064387.jpg)
Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"
Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"Атор составитель: Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ г. Владимира "Детский сад №83 комбинир...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-318981-1382114141.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»
Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/21/picture-1451468-1724206918.jpg)
Кукла Колокольчик для педагогов.Семинар-практикум с элементами тренинга по куклотерапии для педагогов: «Кукла-колокольчик»
Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.Задачи тренинга:актуализировать процесс самоанализа сотрудников;научить пс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-1192666-1574718989.jpg)
"Как у наших , у ребят колокольчики звенят" интерактивная беседа о колоколах и колокольчиках для старших дошкольников
В беседе приобщаем детей к истории возникновения колоколов на Руси, формируем у дошкольников познавательный интерес к истории и практические умения игры на колокольчиках.Материал беседы раскрыва...