статья
статья

Пустовалова Наталья Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pustovalova_i_pertsevaya_alieva.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Cтатья раскрывает значение коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:коммуникативное развитие, дети дошкольного возраста, ФГОС.

Проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром в последнее время становится особо актуальной. Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, в «Конвенции о правах ребенка».

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному  самосовершенствованию.

        Уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизироватьпознавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

         Задачами социально-коммуникативного развития,в соответствии с ФГОС ДО являются:

  • Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования коммуникативное развитие и социализацию следует рассматривать, как единую образовательную область.

         Социализация дошкольников подразумевает общение со взрослыми и с ровесниками, во время которого происходит передача социального опыта. Это непрерывный процесс, который продолжается дома, в детском саду и в других учреждениях, посещаемых ребенком.

         Формирование навыков общения у дошкольников начинается в семье. Коммуникативные способности подразумевают не только эрудицию, умение грамотно строить свою речь,но и вырабатывает привычку уважать старших.Нежелание общаться, неумение общаться отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребенка. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.

В основу взаимодействия с семьей по данной проблеме заложены следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач;

- помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;

-знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются: изучение семьи, привлечение родителей к активному участию в ДОУ, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей, просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

        Социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО является эффективным и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.    

        Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия.Самостоятельно наладить взаимодействие младшие дошкольники ещё не умеют, не знают, как это делается. Многое зависит от взрослого,  как он будет руководить этим процессом, научит ли своего малыша необходимым средствам привлечения внимания другого человека и т.д. Наряду с эмоциональными у детей постепенно формируются взаимные деловые, в среднем дошкольном возрасте и игровые формы взаимодействия. А в старшем - взаимодействие становится личностным. Взрослый часто выступает в роли арбитра в некоторых играх. Однако не следует полностью брать под контроль деятельность ребенка. Во время игры дети должны почувствовать свою значимость. Если взрослый будет постоянно вмешиваться и предлагать готовые решения той или иной задачи, интерес к игре может исчезнуть.            

        Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития.В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира.  Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

         Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

  • моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками;
  • создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
  • стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
  • устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
  • мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
  • обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
  • организацию предметно-пространственной среды.

        Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

        Так, например, можно использовать такие Центры активности как:

- Центр сюжетно-ролевых игр.

- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).

Содержание психолого-педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности:

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Общение – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Одной из главных задач, стоящих перед педагогом является подготовка ребенка к жизни, к его социализации, где ведущим является способность ребенка к общению, то есть умение строить отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром. Воспитателю доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.

Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности

Литература

1.Бабунова, Е. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития дошкольников[Текст]/ Е. Бабунова, С. Багаутдинова, С. Обухова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – С. 25-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...