Развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа)
Игры по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 13.03 КБ |
ns_portal.docx | 13.03 КБ |
ns_portal.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
-игры с цифрами и числами
-игры путешествия во времени
-игры на ориентировку в пространстве
-игры с геометрическими фигурами
-игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Основная задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
К четвертой группе относятся игры с геометрическими фигурами. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, можно проводить игру типа ЛОТО. Детям предлагается картинки (по 34 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которую демонстрировали. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Для закрепления используются множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», «СЛОЖИ КВАДРАТ», «ПОСМОТРИ ВОКРУГ», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»
Пятая группа игр ( на логическое мышление).Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
При отборе игры, необходимо знать, какие программные задачи будут решены с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
-игры с цифрами и числами
-игры путешествия во времени
-игры на ориентировку в пространстве
-игры с геометрическими фигурами
-игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Основная задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
К четвертой группе относятся игры с геометрическими фигурами. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, можно проводить игру типа ЛОТО. Детям предлагается картинки (по 34 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которую демонстрировали. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Для закрепления используются множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», «СЛОЖИ КВАДРАТ», «ПОСМОТРИ ВОКРУГ», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»
Пятая группа игр ( на логическое мышление).Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
При отборе игры, необходимо знать, какие программные задачи будут решены с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Предварительный просмотр:
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Актуальность темы: одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Цель работы: - обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера.
Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:
1. Выявить значение игры в развитии математических представлений.
2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
3. Приобщить к предмету в игровой и занимательной форме;
4.Пополнить развивающую предметно пространственную среду в группе.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
-анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение,
-математическая обработка данных.
Объект – элементарные математические представления у дошкольников.
Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Для детей дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
-игры с цифрами и числами
-игры путешествия во времени
-игры на ориентировку в пространстве
-игры с геометрическими фигурами
-игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Основная задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
К четвертой группе относятся игры с геометрическими фигурами. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, можно проводить игру типа ЛОТО. Детям предлагается картинки (по 34 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которую демонстрировали. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Для закрепления используются множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», «СЛОЖИ КВАДРАТ», «ПОСМОТРИ ВОКРУГ», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»
Пятая группа игр ( на логическое мышление).Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
При отборе игры, необходимо знать, какие программные задачи будут решены с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Мной был проведен комплекс занятий. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.
Также мной был создан математический центр в группе. Создавая математический уголок, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д. Играть индивидуально или совместно с другими детьми. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Регулярное использование на занятиях по математике, в совместной и самостоятельной деятельности системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, помогает пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям; расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Методическая разработка по теме с приложениями....
Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План развития воспитателя на 5 лет...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...
"Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами сказки и малых фольклорных форм"
Обучение математики не долно быть скучным занятием для ребенка.Ребенок запоминает только то, что его заинтересовало, удивило. Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстре...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...