«Музей народных промыслов»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида
«Музей народных промыслов»
Воспитатель:
Фургина А.Р
Снегири 2020-2021гг
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Культуру нации невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Знакомя дошкольников с народным искусством, со свидетельствами прошлых эпох - мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
Цель: Приобщение к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи : Знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества. Приобщать к истокам национальной культуры русского народа. Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда. Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни. Создавать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям. Развивать продуктивную деятельность через приобщение к изобразительному, декоративно-прикладному искусству
Формы реализации :
1.Познавательная деятельность 2.Коммуникативная деятельность 3.Художественно-творческая деятельность 4.Игровая деятельность 5.Работа с родителями
Ожидаемый результат:
Закрепление знаний и представлений детей о декоративно-прикладном искусстве. Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков. Развитие творческого воображения, творческого мышления. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада. Учение детей ориентироваться в различных видах росписи. Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Планирование и организация деятельности
Тема | Цель |
Что такое народный промысел? | Приобщать детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям, созданным народом, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски). |
Палехская миниатюра | |
Познакомить детей с народным промыслом «Палех», его особенностями. Развивать творческое восприятие, вкус. Учить видеть красоту народных промыслов, их различие. Воспитывать эстетическое восприятие произведений народного искусства. . | |
Федоскинская миниатюра | Познакомить с новым видом промысла Подмосковья – Федоскинской лаковой миниатюрой, дать представление о промысле Подмосковья – Федоскинской лаковой миниатюре, в частности шкатулки. |
Русские народные игрушки. | Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. |
Игрушка – матрешка. | Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. |
Золотая хохлома | Расширять представления о хохломском промысле; развивать воображение. |
Сказочная гжель. | Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
|
Филимоновские игрушки - свистульки.
| Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук. |
Богородские игрушки. | Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о Богородской игрушке. |
Дымковские игрушки. Дымковский конь. | Развитие познавательного интереса к истории создания дымковской игрушки. |
Каргопольские игрушки | Познакомить с историей возникновения каргопольской игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера; |
Городецкие игрушки. | Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. |
Искусство Жостова. Жостовский букет. | Знакомство с традиционным русским художественным промыслом– Жостово. |
Мезенская роспись по дереву | Знакомство с Мезенской росписью. Историей, традициями, художественными приемами. Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера. |
Вологодское кружево | Ознакомление детей с вологодским народным промыслом – кружевоплетением, воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. |
Елецкое кружево | Знакомить детей с промыслом и изделиями елецких кружевниц |
Мценское кружево | Познакомить с видом русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области. |
Вятское кружево | Познакомить детей с промыслом Кировской области |
Оренбургский пуховый платок | Познакомить детей с народным промыслом Оренбургской области – Оренбургским пуховым платком. Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок. Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его. |
Павловопосадские платки | Познакомить детей с историей русского Павлопосадского платка; Приобщать детей к русской народной культуре; Развивать у детей развивать творчество, самостоятельность, аккуратность; Воспитывать интерес и уважение к русскому фольклору. |
Крестецкая строчка | Познакомить с промыслом вышивка, которая появилась в г. Крестцы (Новгородская область), где в 19 - начале 20 века сложилась своя своеобразная техника ее выполнения, сочетавшая традиции народной перевити с техникой игольного кружева - гипюра. |
Каслинское литье | Познакомить детей с каслинским художественным литьем. Развивать интерес к искусству Урала, уважение к работе скульптора. |
Шемогодская прорезная береста | Познакомить дошкольников с полезными свойствами березы берестой, создать условия для ознакомления детей с особенностями кухонной утвари якутского народа. |
Варнавинская резьба по кости | Формирование элементарных знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве: Варнавинской резьбе по кости (о видах резьбы, различных приёмах изображения орнаментов и их элементах). |
Абрамцево-кудринская резьба | Ознакомление с произведениями народного искусства (кудринская резьба), с резными композициями растительного характера в кудринской резьбе, декоративной особенностью построения растительного орнамента. |
Гусевский хрусталь | Знакомство с народным промыслом Гусевского хрусталя, который считается одной из визитных карточек нашей страны, - город Гусь Хрустальный во Владимирской области. Воспитывать интерес к народным умельцам. |
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел | Познакомить детей с народными промыслами Нижегородского края – Казаковской филигранью. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. |
Финифть | Познакомить детей с историей промысла Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами |
Малахитовые изделия | Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор. |
Знакомство с «Русской избой» | Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. |
Литература:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2014
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада».
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в подготовительной группе "В музее народных промыслов"
Открытое занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Мини-музей «Народные промыслы» – методическая разработка
Мини-музей.Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городец...
Организация работы в мини-музее"Народные промыслы"
Данный материал предназначен для организации работы в мини-музее "Народные промыслы"...
Мини-музей народных промыслов
Выставка творческих работ в подготовительной группе с совместным участием педагогов иродителей....
Мини-музей народных промыслов
Выставка творческих работ нароных умельцев с участием воспитанников подготовительной группы и их семей....
Экскурсия в музей «Народные промыслы»
Экскурсия в музей «Народные промыслы»...
Мини-музей "Народные промыслы"
Данный мини-музей был создан в группе общеразвивающей направленности 7-го года жизни....