Педагогический проект "Мама"
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка. Педагогический проект "Мама"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_mama.doc | 350.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для всего российского общества, приобретает особую остроту в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчиво к негативным воздействиям, вызванным кризисом духовных ценностей российского общества, оказалось подрастающее поколение.
Традиционно основную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет семья. При этом каждый член семьи выполняет различные функции, которые дополняют друг друга. В традиционной многопоколенной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, а в особенности бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали внукам семейные традиции, накопленный опыт, информацию о семейных корнях, ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка.
Как известно, современная семья отличается от традиционной: с конца XIX в. историческое развитие русской семьи во всех областях шло по пути увеличения доли нуклеарной семьи, уменьшения количества детей в семье, снижения количества родственников, с которыми постоянно поддерживались тесные отношения. Доля традиционных многопоколенных семей в современном российском обществе неуклонно сокращается. При этом появляется и получает свое развитие новый тип семьи – «модифицированная широкая семья», в которой три, а иногда и четыре-пять поколений, не живущих под одной крышей, поддерживают тесные контакты.
Во многом изменилась также роль женщины в семье и обществе. Сейчас большинство матерей по различным причинам перестали заниматься исключительно воспитанием детей и домашним хозяйством. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные прародители (бабушки) преимущественно ведут активную социальную жизнь (продолжают работать до пенсии и после, не все готовы посвятить себя воспитанию внуков).
Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности, о чем, в частности, свидетельствует рост детской жестокости и подростковой преступности.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.
В основу нашей работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. О том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей , формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Самая лучшая мамочка моя»
Методические разработки по формированию любви к матери
у старших дошкольников
Мама…… как много в этом
слове нежности и любви.
Какое безграничное тепло
излучают эти звуки…
Мама – самая любимая, нежная,
ласковая, добрая, заботливая…
Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. В сложных современных условиях, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и к членам семьи, особое значение приобретает работа в детском саду по формированию у детей нравственных качеств к самым близким и родным людям, а в особенности к своей маме. Ведь близкие отношения между ребенком дошкольного возраста и мамой имеют огромное значение для развития личности ребенка, ребенок дошкольник особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его матери. Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь.
Материнство и материнская любовь – неразделимые понятия. Женщина является главной движущей силой любви в нашем мире, но как часто мы забываем об этом. Главная и самая приятная миссия женщины – быть матерью, хранительницей домашнего уюта и тепла, мудрости и памяти поколений, об этом надо помнить, и если кто-то забыл – напоминать…
В последнее время мало внимания родители уделяют детям, а дети в свою очередь, забывают это делать по отношению к родителям. Мамы избегают разговоров с детьми о жизни, о счастье, не вникают в детские проблемы, не делятся с ними впечатлениями. Дети же не ценят родителей, их труд и терпение. И, к сожалению, часто свою любовь к маме дети связывают с материальными ценностями, а не с духовными.
Мама – самый родной и близкий каждому ребенку человек. Это человек, перед которым мы в вечном долгу.
Актуальность формирования любви к матери у старших дошкольников заключается в следующем: укрепить близкие, доверительные отношения между ребенком и мамой. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретает в дошкольном возрасте опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Народная мудрость гласит: «Три беды у человека – смерть, старость, плохие дети». Старость - неизбежна, смерть – неумолима, перед ней нельзя закрыть дверь, а от плохих детей можно дом сохранить. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей. Мне очень хочется, чтобы детки были более чуткими, добрыми, отзывчивыми, послушными, воспитанными, беспокоились о своих матерях и не приносили им неприятности, поэтому я считаю, что необходимо сформировать у них ценностное отношение, любовь, привязанность к самому родному и близкому человеку – МАМЕ.
Почитание матери – одно из самых святых обязанностей человека и неоплатных долгов детей. Она нас растила, воспитывала, научила добру, лелеяла и любила… И как же не отблагодарить ее уважением, любовью, лаской и помощью. Чем больше наша любовь к матери, тем светлее и радостнее жизнь.
Углубленная работа по данной теме ставит перед педагогами следующие задачи:
- Дать детям представление о женщине – матери, как хранительнице семьи, семейного очага.
- Познакомить детей, с тем, что существуют общие качества, свойственные всем матерям (нежность, ласковость, любовь к детям, терпение и т.д.).
- Укрепить детско-материнские отношения.
- Сформировать у детей понятия о роли матери в родственных отношениях (мама может быть женой, сестрой, бабушкой).
- Воспитывать культуру в уважительном и внимательном отношении к матери, бабушке, сестре, женщине вообще.
Предполагаемыми итогами работы хотелось бы видеть:
- позитивную обратную связь от родителей;
- развитие партнерских отношений, действенной любви к матери;
- применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье.
Работа педагога состоит из блоков, в которые входят разные виды деятельности, а также инновационные формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
По окончании проведения мероприятий по всем блокам, становится очевиден результат проделанной работы. Дети с теплотой и нежностью стали отзываться о маме, начали думать о том, как создать для нее что-то, чтобы порадовать: рассказать стихотворение, нарисовать рисунок, сделать поделку... В отношениях ребенок-мама стали более ощутимы партнерские отношения, любовь к матери стала действенной. Родители в свою очередь научились любить и уважать своего ребенка таким, каков он есть, приняли его как личность, раскрыли душу ребенка, создали положительную атмосферу в семье, а значит все для полноценного развития ребенка. В итоге идея любви, из желания быть любимым, перешла в желание любить и в сотворение любви.
Любите своих матерей!
Любите красивых и добрых
И просто родных, без затей
Любите и строгих, суровых.
Любите их просто так,
Без всякого оправдания
Без матери жизнь – пустяк,
А мама для нас – мироздание!
Мониторинг
№ | ФИО ребёнка | Знает ФИО матери, место работы, значение её труда | Имеет постоянные обязанности по дому | Умеет делиться с мамой разнообразными впечатлениями | Поддержи-вает беседу, высказывает свою точку зрения | Оценивает свои поступки по отношению к маме, необходимость заботы о ней | Самостоя-тельно использует вежливые слова | Эмоционально откликается на переживание близких | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | Веденеева Дарья | Д | В | Д | Д | Д | В | Д | В | Д | В | Д | В | Д | Д |
2 | Григорьева Юлия | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Д | Д |
3 | Джура Милена | Д | В | Н | Д | Д | В | Д | В | Н | Д | Д | В | Н | Д |
4 | Зенина Карина | Д | В | Д | Д | Н | Д | Д | В | Д | Д | Д | Д | Д | В |
5 | Касьяненко Денис | Д | В | Д | Д | Д | В | Н | Д | Д | Д | Н | Д | Д | В |
6 | Крылова Кристина | Д | Д | Н | Д | Н | Д | Д | В | Д | В | Д | Д | Н | Д |
7 | Мараев Евгений | Д | В | Н | Д | Н | Д | Д | В | Д | Д | Н | Д | Д | В |
8 | Пелля Роман | Д | В | Д | В | Д | В | Д | В | Д | В | Д | В | Д | В |
9 | Ратников Никита | Д | Д | Д | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д |
10 | Питкович Александр | Д | Д | Д | Д | Н | Д | Н | Д | Д | Д | Н | Д | Д | В |
11 | Соколов Максим | Н | Д | Д | В | Д | В | Д | Д | Д | В | Д | В | Д | Д |
12 | Цайтлер Владислав | Д | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Д | В | Д | Д |
Вывод:
мониторинг на начало учебного года:
недостаточные знания - 37%
достаточные знания - 63%
высокие знания - 0%
мониторинг на конец учебного года:
недостаточные знания - 0%
достаточные знания - 61%
высокие знания - 39%
Приложения
Приложение 1
Входная анкета для родителей
- Хотели бы Вы, чтобы с Вашим ребенком проводилась специальная работа по воспитанию любви к матери?
- Считаете ли Вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?
- Готовы ли Вы сотрудничать по этому вопросу с педагогами детского сада?
Итоговая анкета для родителей
- Как отразились занятия и беседы о маме, проводимые в детском саду, дома? (в играх, в отношении к близким людям, в выполнении обязанностей по дому, в рассказах; пели ли дети песни, разученные в детском саду и др.)
- Что, по вашему мнению, было самым нужным в проведенной работе?
- Что, по вашему мнению, было самым интересным в проведенной работе?
- Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
- Ваши пожелания и предложения…
Приложение 2
Вопросник для детей № 1
1. Назови полное имя и отчество твоей мамы?
2. Где работает твоя мама?
3. Кем она работает?
4. Чем занимается мама дома?
5. Назови, пожалуйста, любимое мамино занятие.
6. Как ты думаешь: трудно быть мамой?
7. А ты хочешь быть мамой, когда вырастишь? (вопрос только для девочек).
Вопросник для детей № 2
1. Ты любишь свою маму?
2. За что ты любишь свою маму?
3. Как ты проявляешь свою любовь?
4. Как ты поступаешь, если:
• Мама устала;
• Маме нездоровится;
• Пришли гости, а в доме беспорядок?
5. Что будешь делать, если ты играешь в очень интересную игру, а мама просит ей помочь?
6. Можешь ли ты понять, какое настроение у мамы?
7. Как ты это определяешь?
8. Хочешь ли ты быть похожей на маму? (вопрос для девочек)
9. Составление устного портрета мамы.
10. «Представьте себе, что я никогда не видела твоей мамы. Расскажи, какая она, чтобы я смогла её сразу узнать.
Приложение 3
Проектный тест
«Определение психологического климата семьи»
Ребенку предлагается нарисовать свою семью.
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно?
5. Кто из нарисованных самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Оцениваются:
* общий размер рисунка (его площадь);
* количество членов семьи;
* соответствующие размеры того или иного члена семьи: мать, отец, сестра, брат, дедушка, бабушка;
* расстояние между членами семьи;
* наличие каких-либо предметов между ними;
* наличие животных.
Проектный тест
«Нарисуй человека, которого ты любишь больше всех»
Ребенку предлагается нарисовать человека, которого он больше всего любит.
1. Кого ты нарисовал?
2. Почему ты нарисовал именно его?
3. Кого ты любишь больше всех?
4. Проблемная ситуация: «Представь себе, что у тебя есть старший брат Сережа. Он предложил тебе пойти с ним либо в цирк, либо к маме в больницу» (начало представления в цирке и посещения больницы совпадают).
Социометрический метод «Выбор в действии»
Каждому ребенку дают 3 игрушки. Ему предлагают выбрать ту игрушку, которая ему больше всех нравится, ту, которая нравится меньше, и ту, которая совсем не нравится. Затем ребенка просят подарить каждую «по секрету» кому-либо из членов семьи. Этот метод дает представление о взаимоотношениях ребенка с членами его семьи.
Приложение 4
Речевые игры
- Игра «Кто больше назовет добрых, ласковых, нежных слов своей маме»
- Игра «Пирамида любви»
- Игра «Мамочка»
- Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
- Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
- Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
- Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
- Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
- Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
- Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
- Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
- Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
4. Игра «Диалог с мамой»
Письмо моей мамочке
Добрый день, моя…………………………………………………………………… мамочка.
Я давно хочу тебе сказать, что ты у меня самая………………………………………………
Я не всегда бываю……………………………………………………………………………..,
но я всегда ………………………………………………………………………………………
Я люблю тебя, потому что……………………………………………………………………..
Всегда любящая (ий) тебя …………………………………………………………………….
Дидактические игры
«Найди ошибку»
Цель: закреплять умение подбирать нравственно-ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.
Правило игры: кто быстрее найдёт ошибку.
Примерные варианты заданий:
вежливая девочка грубо разговаривала с мамой;
сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается новой игрушкой;
мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать; я буду любить маму только за то, что она мне покупает конфеты и др.
«Живая радуга»
Цель: определение нравственных качеств человека: хвастливость, лживость, справедливость, смелость, щедрость - и их роль в жизни людей.
Правило игры: перед детьми раскладываются карточки разных цветов. Воспитатель называет нравственные качества человека. Детям необходимо подумать и подобрать к каждому качеству свой цвет.
«Угадай слово»
Цель: активизировать использование в речи детей слов, характеризующих нравственные качества человека («честность, «доброта», скромность»).
Правило игры: дети называют пропущенное слово.
Совместно с воспитателем обсуждают смысл пословицы или поговорки о честности, доброте и скромности.
Речевой материал для игры:
…..(Правда) светлее солнца.
Вчера солгал, а сегодня…(лгуном) обзывают.
За … (правду) не судись, скинь шапку да поклонись.
Нет большего позора, как не выполнить … (уговора).
Без добрых дел нет … доброго имени.
Жизнь дана на .... (добрые дела)
…(Скромность) каждому к лицу.
Приложение 5
Пословицы о маме
- Маменька родимая – свеча неугасимая.
- Без матушки родной и цветы нецветно растут.
- Всякой матери свое дитя.
- Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
- Материнская забота на дне моря спасет.
- У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.
- Кто матери не слушает, тот в беду попадет.
- Береги отца и мать – других не сыщешь.
- Нет милее дружка, чем родима матушка.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Все купишь, а отца и матери не купишь.
- При солнышке светло, при матери добро.
- Птица рада весне, а младенец – матери.
- Нет милее дружка, чем родная матушка
- Матушкин гнев – что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.
- Природа-мать – начало всех начал.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Приложение 6
Стихи о маме
***
Прекрасный праздник, праздник мам, –
Ту-тук! – стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметем,
На стол накроем сами.
Мы сварим для нее обед,
Мы с ней споем, станцуем.
Мы красками ее портрет
В подарок нарисуем.
– Их не узнать! Вот это да! –
Тут мама скажет людям.
А мы всегда, А мы всегда,
Всегда такими будем!
***
С праздником сегодня маму поздравляю,
Крепко я за шею маму обнимаю.
Самая красивая Мамочка моя.
Целый день послушным (послушной)
Быть обещаю я.
В МАМИН ДЕНЬ
Я сегодня встал пораньше.
Почему? Есть сто причин.
Я, во-первых, самый старший,
После папы, из мужчин!
Я умылся, причесался,
Сам убрал свою кровать,
Три минуты одевался и пошел, но не гулять!
В магазин сходил за хлебом,
И еще за молоком
Поиграл с трехлетним Глебом,
Выбил коврик кулаком.
Съел за завтраком всю кашу:
За себя и за Наташу!
Мне сказала тихо Ната:
- Я люблю такого брата!
А потом мы с папой ловко
Испекли пирог в духовке.
Но! Сначала y соседа до обеда шла беседа:
Сколько надо молока?
Где ваниль? И где мука?
И какого взять варенья?
Что в пирог? А что в печенье?
Папа мой и дядя Павел
Изучили много правил:
Все листали руководство
Под названьем "Домоводство".
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет,
В щечку поцелует – чмок?
Вот она всегда какая –
Моя мамочка родная!
Приложение 7
Список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей 6-7-го года жизни
Человеколюбие – человеконенавистничество
Катаев В. Цветик-семицветик.
Зеленая Р., Иванов С. Рассказ взрослого человека.
Осеева В. Отомстила.
Житков Б. Борода. Дым. Как тонул один мальчик. На льдине. Почта. Пожар. Обвал. Наводнение.
Куприн А. Слон.
Пермяк Е. Надежный человек.
Баруздин С. Морской котик.
Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь – себялюбие (индивидуализм)
Толстой Л. Рассказы для маленьких детей.
Неверов А. Жучка. Коллектив.
Баруздин С. Морской котик.
Русская народная сказка «Зимовье».
Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.
Скупость (жадность) – щедрость
Ушинский К. Вместе тесно, а врозь скучно.
Андерсен Г.Х. Дюймовочка.
Осеева В. Три товарища.
Сказка народов Индии «Чьи руки краше».
Вежливость (тактичность) – грубость.
Осеева В. Волшебное слово.
Зеленая Р., Иванов С. В каменном веке. Ха-ха-ха! Взрослые. Осторожнее, локти! Кастрюля.
Русская народная сказка «Привередница».
Ладонщиков Г. Дикарь в лесу.
Честность (правдивость) – лживость.
Братья Гримм. Заяц и еж.
Толстой Л. Лгун.
Ушинский К. Страшная коза.
Осеева В. Почему?
Даль В. Ворона.
Справедливость – несправедливость.
Осеева В. Печенье.
Погорельский А. Черная курица или подземные жители.
Аксаков С. Аленький цветочек.
Заходер Б. Лисицин суд.
Скромность – нескромность
Корейская сказка «Братья».
Зеленая Р., Иванов С. Опасная парочка.
Итальянская сказка «Как осел петь перестал».
Наршин В. Лягушка-путешественница.
Толстой Л. Павлин. Павлин и журавль.
Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
Бережливость – расточительность.
Успенский Э. Трое из Простоквашино.
Медведев В. Сберегательная кошка.
Михалков С. Булка.
Прямодушие (открытость) – хитрость
Русская народная сказка «волк и семеро козлят».
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
Перо Ш. Красная Шапочка.
Баруздин С. Лиса.
Смелость – трусость
Ушинский К. Орел и кошка.
Толстой Л. Котенок.
Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка».
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Сострадание (милосердие) – бездушие.
Пришвин М. Глоток молока.
Гюго В. Отверженные (глава «Козетта»).
Сутеев В. Под грибом.
Чарушин Е. Про зайчат.
Зеленая Р., Иванов С. Ворона.
Гарин-Михайловский Н. Тема и жучка
Неверов А. Жучки. Короленко В. Дети подземелья (глава «Кукла»)
Смирение – строптивость.
Русская народная сказка «Морозко».
Перо Ш. Золушка.
Пушкин А. Сказка о рыбаке и рыбке
Яниковская Е. Я хожу в детский сад
Зеленая Р., Иванов С. Ну и пускай.
Добро – зло.
Ушинский К. Худо тому, кто добра не делает никому.
Осеева В. Хорошее. На катке. Плохо.
Толстой Л. Птичка. Солдат. Собака и вор. Белка и волк. Сколько людей?
Неверов А. Детский дом. Коллектив.
Удмурская народная сказка «Охотник и змея».
Барто А. Жарко.
Емельянов Б. Мамино горе.
Приложение 8
Рекомендации родителям
Права ребёнка – соблюдение их в семье
• Ребенок - не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и сознав условия для их реализации.
• Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
• Ребёнок ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что не оправдал Ваши ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Ваши проблемы.
• Во многих капризах и шалостях ребёнка повинны Вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
• Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребёнке. В то лучшее, что в нём ещё будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Приложение 9
Рекомендации родителям
Семь правил для взрослых
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
- За один раз – одно. Даже если проступков сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый. Наказание не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за поступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
- Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
- Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
- Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Приложение 10
Тематический день «Самая лучшая мамочка моя»
Основные задачи:
Воспитать заботливое, внимательное отношение к маме; уточнить и расширить знания о понятии «семья»;
Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества.
Оборудование:
- фотокомпозиция «Наши мамы и мы»,
- выставка совместных работ детей и матерей,
- выставка детских рисунков «Портрет моей мамы»,
- коллаж «Что говорят дети о своих матерях»,
- цветик-многоцветик с пожеланиями мамам на отдельных лепестках.
УТРО
Беседа с детьми «Самая лучшая мамочка моя»
Цели: привлечь внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность; сделать все возможное, чтобы порадовать мам, поднять им настроение.
Оборудование: грамзапись песни «Мамин праздник» (музыка Тиличеевой).
1. Педагог напоминает детям, что они готовятся к особому дню, посвященному мамам, которых дети любят больше всех на свете. Предлагает детям подумать и рассказать, как украсим группу к празднику (цветами, шариками, своими работами). Обращает внимание на эстетику оформления, подчеркивая, что дети должны порадовать и удивить своих любимых мам.
2. Беседа с детьми об особенностях внешнего вида, имени, интересах, профессии каждой мамы с рассматриванием фотографии и фотокомпозиции.
Изодеятельность
Дорисовывание портрета мамы (рисунок выполнялся в течение1-2 недель), Оформление композиции.
Чтение стихов
(Е. Благинина. «Посидим в тишине», Г. Виеру. «Мамин день», Я. Аким. «Мама», Е. Благинина. «Вот какая мама» и др.)
Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность.
Рассказывание стихотворения
«Мамины помощницы» с движениями
Решили маме мы помочь и воду в таз налили,
(изображают пальцами откручивание крана).
Насыпали вниз порошка,
(делают мелкие движения щепоткой пальцев).
Белье все замочили.
(ставят руки перед собой, кисти вниз, изображают погружение белья в таз).
Стирали долго мы его,
(потирают кулаком о кулак).
О доску даже терли.
(потирают кулаком о ладонь).
Не разорвали ничего,
(делают отрицательное движение указательным пальцем).
А полоскали сколько! Туда-сюда, туда-сюда,
(наклоняются, опускают руки, расслабляют, болтают ими из стороны в сторону).
Вода в тазу вскипела.
(складывают ладони перед собой, резко сжимают и разжимают пальцы).
Но только, братцы, вот беда:
(прижимают руки к щекам, покачивая головой).
На пол упала пена!
(опускают руки вниз, трясут легко кистями).
Давай ее мы собирать, и отжимать в ведерко.
(приседают, имитируя сбор пены обеими руками)
Чтобы как мама наша стать, трудиться надо столько!
(показывают указательным пальцем вверх).
ДЕНЬ
Комплексное занятие «Мальчик-звезда»
Цели:
1. Закрепить знания детей об отличительных особенностях своих мам, увлечениях; сформировать интерес к особенностям личности мамы;
2. Формировать представление детей о том, что доброта, честность и смелость есть как проявление Красоты души. Учить понимать, что в любой сказке подчас невероятными событиями, за волшебным кружевом скрыта правда.
3. Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказки О.Уальда. Помочь детям сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле. Замечать боль и радость других людей, по выражению лица понимать их состояние.
4. Воспитывать уважение, заботливое отношение к маме; развить диалогическую речь.
Ручной труд. «Корзинка с цветами»
(с использованием сжатой бумаги и фантиков).
Дидактическая игра «Поищем и найдем добрые слова».
Заполнение обратных сторон цветика - многоцветика пожеланиями каждой маме.
Труд в уголке природы
Цели: научить детей совершать поступки для того, чтобы сделать маме приятное, порадовать ее; сформировать волю через получение отсроченного результата; развить активный словарь.
Дети сажают цветы для мам (зимой - луковицы тюльпанов и гиацинтов).
Педагог говорит детям, что всем женщинам нравятся цветы.
И их дети могут вырастить своими руками. Но, чтобы они выросли, за цветами нужно долго ухаживать. «Тем приятнее подарок будет для мамы».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цели: на правах равного игрового партнера уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог, ролевое взаимодействие, умение вести сюжет, используя личный опыт и опыт товарищей.
В Россию приехала девочка-иностранка, ее надо принять в семье, познакомить со всеми, организовать досуг и т.п.
ВЕЧЕР
Рассматривание журналов мод
Цели: развить умение выделять фасоны одежды, цвет, отличительные особенности, в прическе - цвет, форму, оригинальность, подбирать фасон сообразно предпочтениям, особенностям внешнего вида мам; сформировать желание видеть маму красивой, гордиться ею.
Открытие модельного агентства, где каждый может выбрать для своей мамы платье, прическу, обувь, украшения.
Изодеятельность «Платье для мамы»
Цель: развить творческое начало, изобразительные умения.
Для работы предоставлены шаблоны, которые дети используют для раскрашивания одежды.
Салон «Хрустальная шкатулка»
Конструирование различных украшений (фольга, бисер и т.д)
«Брошки и сережки, браслеты и часы»
Цели: развить эстетический вкус, умения что-то делать руками; вызвать желание сделать для мамы приятное.
Педагог просит подгруппу детей вырезать красивые украшения для мам, используя различный материал.
Вечер развлечений « О маме любимой мы песни споем».
Слушание музыки, рассматривание альбома с фотографиями, стихи, соревнования, самостоятельные выполнения работ-подарков для мамы, рассматривание иллюстраций и загадывание загадок о профессии женщин, женских принадлежностях и т.д)
Презентация поделок для мам.
Выставка работ салона «Хрустальная шкатулка»
Игра «Интервью у мамы»
Дети "становятся журналистами" и берут интервью у своих мам. Вопросы, задаваемые мамам ребята могут придумать сами. Все интервью можно записать на диктофон, что дополнительно привлечет интерес детей и даст возможность еще и еще раз прослушать записи разговора ребенка с мамой.
Приложение 11
При проведении мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста
вся работа в группах строится таким образом: сначала детям рассказывается сказка, а затем вокруг ее содержания разворачиваются различные виды детской деятельности. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
- Знакомство со сказками "Легенда о матерях". И.Панькин,
"Разноцветная бабочка" А.Платонов, "Синица" А.Толстой.
Цель: показать детям силу материнской любви, её бесконечную доброту и жертвенность ради своего ребёнка.
- Знакомство со сказками разных народов:
"Кукушка"(немецкая), "Айога"(нанайская), "Три дочери"(татарская).
Цель: учить детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней, отзывчивости, умению сочувствовать и переживать.
3. Знакомство со сказками "Крошечка-Хаврошечка", "Морозко".
Цель: развивать чувство сострадания к сиротам, помочь понять, как трудно и горько остаться ребёнку без мамы.
4. Знакомство со сказками "Хлеб да соль" А.Логунова,
"Материнская любовь" (корейская сказка)
5. Включат в себя разнообразные игры, беседы, экскурсии, занятия:
Игра "Интервью у мамы", "ласковые фанты".
Беседа "Нет милее дружка, чем родная матушка", о трудолюбии.
Рисование "Портрет мамы", по прочитанным сказкам.
Аппликация "Праздничный стол для мамы".
Экскурсии на работу к маме.
Анкетирование детей, родителей.
Заучивание пословиц, стихов, песен для мамы.
Приложение 12
ЧТО ОРГАНИЗОВАТЬ С ДЕТЬМИ
Игра «Интервью у мамы»
Дети "становятся журналистами" и берут интервью усвоих мам. Вопросы, задаваемые мамам, и символы, их обозначающие(мнемокартинки), ребята могут придумать сами. Все интервью можно записать на диктофон, что дополнительно привлечет интерес детей и даст возможность еще и еще раз прослушать записи разговора ребенка с мамой.
Беседа «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Ее цели – создание образа матери - хранительницы семейного очага, создающей теплую атмосферу, уют, ощущение родного дома, а также формирование представления о том, что мама выполняет множество социальных ролей: дома - она любящая мать, на работе - умелая труженица (врач, учительница, парикмахер), в свободное время спортсменка, читательница, флорист.
Портрет мамы
Предложите детям сделать портрет своей мамы или всей семьи с помощью разных материалов и техник (рисование, лепка, аппликация). Дети с большой радостью и желанием займутся этой работой, постараются передать всю свою любовь к маме в портрете.
Экскурсии на работу к мамам
Совместно с некоторыми родителями в течение года можно организовать экскурсии на работу к мамам: в школу и библиотеку.
Дети обогатят свои знания и представления о труде учительницы и библиотекаря, а также испытают чувство гордости за то, что их мамы заняты необходимой для других людей работой. Они увидят значимость маминого труда и уважение этого труда окружающими. Экскурсии помогут подвести детей к разговору о трудолюбии, необходимости помощи маме и близким людям.
Фотовыставка «Мама работает»
Если нет возможности организовать экскурсию, то можно оформить совместно с детьми выставку фотографий с рассказами детей о профессии мамы.
Беседа о трудолюбии
Можно обсудить с детьми вопрос, что можно считать помощью маме - это любая работа, которую могут выполнить ребята: помыть посуду, подмести или пропылесосить пол, обслужить себя самостоятельно, быть опрятным и чистым, помочь одеться младшим братьям и сестрам, поиграть с ними. Все это будет большой помощью маме, которая в освободившееся время сможет заняться чем-то другим или отдохнуть.
Анализ бытовых ситуаций
Можно использовать бытовые ситуации и любую возможность обсуждения тем: "Почему мама расстраивается, огорчается", "Как сказать маме о плохом поступке", "Чем я порадовал маму".
Ручной труд
Изготовление из готового теста печенья с помощью формочек с последующей выпечкой на кухне или изготовление пирожных из готовых печений с украшением сливками, конфетами и т.п.
Игра «Ласковые фанты»
Для пополнения словарного запаса детей нежными, ласковыми словами о маме, помимо чтения сказок, бесед, знакомства с пословицами и поговорками о ней, можно провести модифицированную игру "Ласковые фанты".
Все играющие садятся в круг. Водящий начинает цепочку из ласковых слов: мамочка, следующий продолжает - родная, третий - лебедушка, четвертый - нежная, пятый - ласковая и т. д. Когда цепочка закончится, тот, на ком она прервалась, кладет фант в корзинку и игра снова возобновляется. Важное условие - не повторяться! В конце игры разыгрываются фанты.
В ходе такой работы дети отчетливее поймут связь своего поведения и настроения мамы и близких людей, возникнет желание проявить волевое усилие и сдержать свои капризы, желание помочь маме и близким, сделать что-то приятное для мамы. Некоторые воспитанники могут попробовать сочинить стихи и сказки, главным героем которых будут дети, защищающие свою маму. Дети станут терпеливее и внимательней к маме, друг к другу и ко всем окружающим людям.
Литература.
1.Бородинова Т.А. Воспитание у детей любви к матери./Т.А.Бородинова. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2007, № 4. – с.34-39.
2.День матери. /Подготовила А.В.Герасимов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, № 4. – с.33.
3.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – с. 33. –(Серия «Вместе с детьми»).
4.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. /Е.А.Алябьева.– М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.125-128. – (Программа развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...