Картотека сюжетно-ролевых игр
картотека
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ДОМ, СЕМЬЯ»
Задачи:
- Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
- Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
- Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа.
- Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.
- Рассматривание семейных фотографий.
- Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
- Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».
- Беседа на тему «Как я помогаю взрослым».
- Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ДЕТСКИЙ САД»
Задачи:
- расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Роли: воспитатель, младший воспитатель, логопед, заведующая, повар, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, медсестра, врач, дети, родители.
Предварительная работа:
- Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя.
- Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада.
- Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.).
- Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей.
- Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни.
- Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек.
- Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду».
- Чтение рассказа Н. Артюховой «Компот» и беседа о труде дежурных.
- Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду», «Хороший и плохой поступок».
- Подбор и изготовление игрушек для ролей муз. работника, повара, помощника воспитателя, медсестры.
Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.
Игровые действия: Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи… Муз. руководитель проводит муз. занятие. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОЛИКЛИНИКА»
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессии врача.
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Предварительная работа:
- Экскурсия в медицинский кабинет д/с.
- Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
- Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.
- Экскурсия к детской поликлинике.
- Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?».
- Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.)
- Дидактическая игра «Ясочка простудилась».
- Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре.
- Лепка «Подарок для больной Ясочки».
- Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»
Задачи:
- вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры;
- воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.
Предварительная работа:
- Экскурсия в медицинский кабинет д/с.
- Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
- Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.
- Экскурсия к детской больнице.
- Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».
- Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).
- Дидактическая игра «Ясочка простудилась».
- Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре.
- Лепка «Подарок для больной Ясочки».
- Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.
СЮЖЕТНО–РОЛЕВАЯ ИГРА «ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛЕЧЕБНИЦА»
Задачи:
- вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача;
- воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.
Предварительная работа:
- Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.
- Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит».
- Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др.
- Беседа с детьми о работе ветеринарного врача.
- Рисование «Мое любимое животное».
- Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «АПТЕКА»
Задачи:
- вызвать у детей интерес к профессии фармацевта;
- воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)
Предварительная работа:
- Экскурсия в аптеку. Беседа с детьми о проведенной экскурсии.
- Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения». Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада, на лугу, в лесу. Загадки о лекарственных растениях.
- Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры.)
Игровой материал: халаты, лекарственные препараты, лекарственные травы.
Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»
Задачи:
- вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели,
Предварительная работа:
- Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине.
- Беседа с детьми о проведенных экскурсиях.
- Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
- Этическая беседа о поведении в общественных местах.
- Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине.
- Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.
- Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
Игровые действия: Продавцы раскладывают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ШВЕЙНОЕ АТЕЛЬЕ»
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье;
- формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда;
- укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу;
- развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.
Предварительная работа:
- Экскурсия в швейное ателье.
- Беседа с детьми о том, что видели на экскурсии.
- Встреча с работниками швейного ателье (родители), беседа.
- Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук».
- Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?» Рассматривание образцов тканей.
- Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей».
- Рассматривание журналов мод.
- Аппликация «Кукла в красивом платье».
- Ручной труд «Пришей пуговицу».
- Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей.
Игровой материал: разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу;
- учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.
Предварительная работа:
- Посещение детьми парикмахерской с родителями.
- Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.
- Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.
- Рассматривание альбома с образцами причесок.
- Дидактическая игра «Причешем куклу красиво».
- Прогулка к ближайшей парикмахерской.
- Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.)
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.
Игровые действия: Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья».
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты»;
- вызвать желание выглядеть красиво;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Роли: парикмахер, мастер маникюра, уборщица, клиенты.
Предварительная работа:
- Посещение детьми парикмахерской с родителями.
- Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.
- Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.
- Рассматривание альбома с образцами причесок.
- Рассматривание буклетов с образцами косметических средств.
- Дидактическая игра «Причешем куклу красиво».
- Дидактическая игра «Золушка собирается на бал».
- Прогулка к ближайшей парикмахерской.
- Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, салфетки и др.)
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.
Игровые действия: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «СТРОИТЕЛЬСТВО»
Задачи:
- формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;
- закреплять знания о рабочих профессиях;
- воспитывать уважение к труду строителей;
- формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.
Предварительная работа:
- Экскурсия на стройку. Беседа со строителями.
- Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил зтот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.
- Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию.
- Беседа о технике безопасности на стройке.
- Рисование на тему «Строительство дома».
- Изготовление атрибутов для игр.
Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «СТРОИМ ДОМ»
Задачи:
- познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей;
- научить детей сооружать постройку несложной конструкции;
- воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе;
- расширить знания детей об особенностях труда строителей;
- расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Игровой материал: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Игровые действия: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети играют самостоятельно.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗООПАРК»
Задачи:
- расширять знания детей о диких животных;
- воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Роли: животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка.
Предварительная работа:
- Чтение литературных произведений о животных.
- Рассматривание иллюстраций о диких животных.
- Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.
- Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит».
- Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк».
- Рассказ воспитателя о работе ветеринарного врача в зоопарке.
- Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке.
- Рисование «Что я видел в зоопарке».
- Коллективная лепка «Зоопарк».
- Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки), халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки), касса, билеты, деньги.
Игровые действия: Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»
Задачи:
- продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения;
- воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу;
- уметь ориентироваться в дорожной ситуации,
- расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Игровые действия: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.
Игровой материал: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – полицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «МЫ – СПОРТСМЕНЫ»
Задачи:
- дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание;
- развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Игровые действия: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.
Игровой материал: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для детей средней группы на развитие двигательной активности детей и картотека для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....
Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...
Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....