Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алексеенко Марина

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет особых нарушений слуха и зрения или поражения центральной нервной системы.

В чем же причина патологии речи, а также задержки интеллектуального развития детей?

Родители часто считают, что развитие речи ребёнка зависит от степени речевого общения с ним, конечно, это очень важно. Но обратимся к медицине! Учёные исследовали мозг человека и доказали, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью руки. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны, и, следовательно, тренировка тонких движение пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей и развитие интеллектуальных способностей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то речевое и интеллектуальное развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучали такие крупнейшие учёные, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

В ходе развития человеческого общества, движения пальцев рук оказались тесно связаны с речевой функцией.

Первой формой общения были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами и выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана жестикуляторной речью.

Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, так как люди выполняли более сложную и тонкую работу. В этой связи, в мозге человека происходило увеличение двигательной проекции кисти руки. Развитие функции руки, речи и интеллекта у людей шло параллельно. У ребёнка развитие идёт примерно в такой же последовательности. Сначала развивается движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности (для определённого возраста), начинается развитие речи ребёнка. Поэтому очень важно с самого рождения ребёнка не только словесно с ним общаться, но и делать массаж как общий, так и массаж кистей рук и пальцев. Необходимо давать ребёнку в руки погремушки, игрушки большие, а затем и мелкие, делать простые упражнения с шариками, палочками, совместное складывание пирамидок, расстёгивание и застегивание крупных пуговиц и молний, также необходимо проводить игры с пальчиками по русским народным потешкам. Не надо бояться давать малышам карандаш и краски. Маленькие дети очень любят рисовать пальцами, обмакнув его в краску ( в настоящее время есть краски специально для пальчиков), так как им ещё тяжело овладеть кисточкой.

Для маленьких детей пальчиковые занятия и игры не должны быть продолжительными и очень важно, чтобы были использованы яркие предметы и игрушки.

Учёные отметили, что когда человек не находит нужных слов для объяснения, то он часто помогает себе жестами, и наоборот, когда ребёнок, а порой и взрослые сосредоточенно рисуют, пишут, выполняют какую-либо кропотливую работу, непроизвольно высовывают язык. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Уровень развития координации движений рук и мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению, поэтому, чем раньше мы научим работать ребёнка руками, тем быстрее мы добьёмся результатов в развитии речи, и общем интеллектуальном развитие ребёнка, тем быстрее и качественнее подготовим руку к письму.

Как увлечь ребёнка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего, необходимо показать детям, что при помощи наших рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее предложить ребёнку самостоятельно выполнить небольшие упражнения руками и пальчиками. Например, показать  «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т.д., вспомнить или выучить игры - потешки и небольшие стишки - «Сорока - белобока», «Мои пальчики - семья» и т.д. После того,  как дети начинают проявлять интерес к пальчиковым играм, предлагаем им сделать массаж рук. Например,  «Настенька, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим, все пальчики устали и большой - дедушка, и указательный - бабушка, и средний - папочка, и безымянный - мамочка, и мизинчик - доченька». Сначала, в течение дня сами делаем массаж  ребёнку, но со временем дети привыкают и делают его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными вами. Работу по развитию тонкой моторики рук необходимо проводить в течении всего дня, эту работу можно включить в любой режимный момент, главное, чтобы ребёнку это доставляло радость, удовольствие, чтобы развивало не только руки ребёнка, но и мыслительные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobhodimost_razvitiya_melkoy_motoriki.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ

         У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет особых нарушений слуха и зрения или поражения центральной нервной системы.

В чем же причина патологии речи, а также задержки интеллектуального развития детей?

Родители часто считают, что развитие речи ребёнка зависит от степени речевого общения с ним, конечно, это очень важно. Но обратимся к медицине! Учёные исследовали мозг человека и доказали, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью руки. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны, и, следовательно, тренировка тонких движение пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей и развитие интеллектуальных способностей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то речевое и интеллектуальное развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучали такие крупнейшие учёные, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

В ходе развития человеческого общества, движения пальцев рук оказались тесно связаны с речевой функцией.

Первой формой общения были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами и выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана жестикуляторной речью.

Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, так как люди выполняли более сложную и тонкую работу. В этой связи, в мозге человека происходило увеличение двигательной проекции кисти руки. Развитие функции руки, речи и интеллекта у людей шло параллельно. У ребёнка развитие идёт примерно в такой же последовательности. Сначала развивается движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности (для определённого возраста), начинается развитие речи ребёнка. Поэтому очень важно с самого рождения ребёнка не только словесно с ним общаться, но и делать массаж как общий, так и массаж кистей рук и пальцев. Необходимо давать ребёнку в руки погремушки, игрушки большие, а затем и мелкие, делать простые упражнения с шариками, палочками, совместное складывание пирамидок, расстёгивание и застегивание крупных пуговиц и молний, также необходимо проводить игры с пальчиками по русским народным потешкам. Не надо бояться давать малышам карандаш и краски. Маленькие дети очень любят рисовать пальцами, обмакнув его в краску ( в настоящее время есть краски специально для пальчиков), так как им ещё тяжело овладеть кисточкой.

Для маленьких детей пальчиковые занятия и игры не должны быть продолжительными и очень важно, чтобы были использованы яркие предметы и игрушки.

Учёные отметили, что когда человек не находит нужных слов для объяснения, то он часто помогает себе жестами, и наоборот, когда ребёнок, а порой и взрослые сосредоточенно рисуют, пишут, выполняют какую-либо кропотливую работу, непроизвольно высовывают язык. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Уровень развития координации движений рук и мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению, поэтому, чем раньше мы научим работать ребёнка руками, тем быстрее мы добьёмся результатов в развитии речи, и общем интеллектуальном развитие ребёнка, тем быстрее и качественнее подготовим руку к письму.

Как увлечь ребёнка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего, необходимо показать детям, что при помощи наших рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее предложить ребёнку самостоятельно выполнить небольшие упражнения руками и пальчиками. Например, показать  «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т.д., вспомнить или выучить игры - потешки и небольшие стишки - «Сорока - белобока», «Мои пальчики - семья» и т.д. После того,  как дети начинают проявлять интерес к пальчиковым играм, предлагаем им сделать массаж рук. Например,  «Настенька, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим, все пальчики устали и большой - дедушка, и указательный - бабушка, и средний - папочка, и безымянный - мамочка, и мизинчик - доченька». Сначала, в течение дня сами делаем массаж  ребёнку, но со временем дети привыкают и делают его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными вами. Работу по развитию тонкой моторики рук необходимо проводить в течении всего дня, эту работу можно включить в любой режимный момент, главное, чтобы ребёнку это доставляло радость, удовольствие, чтобы развивало не только руки ребёнка, но и мыслительные процессы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень развития интеллекта и речи детей зависит от уровня развития мелкой моторики руки....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...