"Мастерская Матушки Природы"
учебно-методический материал (старшая группа)
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по продуктивной деятельности социально-значимой направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
План кружковой работы:
«Мастерская Природы-Матушки»
2017-2018 учебный год
Железногорск
2017
Рабочая программа кружка «Природная мастерская»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем является их встреча с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево или веточка, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру.
Актуальность
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Трудовая деятельность в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данного кружка.
Цель кружка
Формирование социально-нравственного воспитания, обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения через трудовую деятельность с природными материалами.
Задачи
1. Обучающие:
– Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки или открытки из природного материала);
– Научить детей технике работы с природным материалом.
2. Развивающие:
– Развивать творческое самовыражение ребёнка через полученные знания и умения;
– Способствовать развитию воображения, восприятия, волевых качеств, творческих способностей, художественного вкуса.
3. Воспитательные:
– Пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней;
– Формировать чувство коллективизма, воспитывать стремление к совместной деятельности;
– Формировать интерес к работе с природным материалом.
Структура занятий
- Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
- Рассматривание образцов, обсуждение;
- Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
- Выбор природного и бросового материала;
- Самостоятельная или коллективная работа детей (помощь педагога);
- Физкультурная минутка;
- Анализ готовой работы.
Режим занятий
Количество детей в группе – 22 человека.
Занятия проводятся по подгруппам (6-7 детей) или совместно.
Продолжительность одного занятия составляет 1 час.
Режим занятий 1 раз в неделю.
Перспективный план работы кружка в старшей группе на 2017- 2018 гг.
Сентябрь
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
1. | «Птичья столовая». Заготовка корма и семян (семена арбуза, дыни и т.д.) | 1. Формировать экологическую культуру детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к птицам. | 1.Беседа «Помоги птицам зимой». 2.Чтение художественной литературы. 3.Заготовка корма и семян (семена арбуза, дыни и т.д.) совместно с родителями. |
2. | 27 сентября - День дошкольного работника | 1. Уточнить представления детей о многообразии профессий в ДОУ. 2.Показать значение труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. | 1. Беседа с детьми о Дне дошкольного работника и о их работе в целом. 2. Продуктивная деятельность. Аппликация из природного материала для сотрудников детского сада. |
3. | «Город, в котором я бы хотел жить» | 1.Способствовать развитию потребности принимать личное участие в сохранности и чистоте территории детского сада и самого города. 2.Формировать бережное отношение к природе, экологическую ответственность. | 1. Беседы: «Помогите природе», «Мусору – нет!». 2.Трудовая деятельность. Уборка территории детского сада, парка (озера) с привлечение родителей. 3.Сбор природного материала для следующих работ. |
Октябрь
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
4. | 1 октября – Международный день пожилых людей | 1.Воспитание доброго, уважительного отношения к пожилым людям. 2.Сформировать знания детей о том, что пожилые люди нуждаются в их поддержке, помощи и заботе. 3.Укрепить духовную связь между поколениями. 4.Знакомство с историей возникновения праздника. | 1. Беседа «День пожилых людей». 2.Знакомство с историей возникновения праздника. 3. Продуктивная деятельность. Выставка рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка». 4.Чтение художественной литературы. 5. Продуктивная деятельность. Саше - своим бабушкам и дедушкам. Дом престарелых – «Поделись своим урожаем». |
5. | Зоопарк. Акция «Поможем пережить зиму» | 1. Формировать экологическую культуру детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к животным. 2.Закрепить понятие о необходимости помогать птицам и другим животным в холодное время года. | 1.Беседа «Зачем нужно помогать животным в холодное время года?». 2.Чтение художественной литературы. 3.Заготовка корма и семян совместно с родителями. |
Ноябрь
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
6. | 12 ноября – «Синичкин день». | 1.Расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению; 2.Закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года; 3.Прививать детям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, приучить их заботиться о птицах. | 1. Беседа- мотивация «Почему мы должны помогать птицам». 2. Просмотр картинок, иллюстраций с разными птицами. 3.Чтение художественной литературы. 4. Продуктивная деятельность. Изготовление кормушек совместно с родителями. 5.Выставка работ. |
7. | 27 ноября – День матери. | 1.Воспитывать уважение и бережное отношение к матери; 2.Развивать чувства долга и ответственности за свои поступки; 3.Поощрять творческие способности детей, углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через продуктивную деятельность. | 1.Беседа о возникновение праздника. 2.Чтение художественной литературы. 3.Выставка «Мамины умелые руки». 4. Продуктивная деятельность. Изготовление оберега для мам. 5.Продуктивная деятельность. Рисование портрета матери. |
Декабрь
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
8. | Неделя в декабре «Зимняя планета детства» | 1.Закреплять умение работать сообща, радоваться результатам своего труда. 2.Воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, взаимопомощь. | Строительство снежных фигур и горки на участке детского сада с использованием (в украшении) природного и бросового материала. |
9. | «Скоро Новый год!» | 1. Развивать у детей умение составлять план создания подарка- сюрприза; 2.Развивать воображение детей, желание сделать подарок красивым; 3.Способствовать проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения задания. 4. Напомнить детям о доброжелательном и заботливом отношение к родителям. | 1.Беседа 2.Выставка поделок детей с родителями 3.Украшение группы для праздничного настроения. 4. Продуктивная деятельность. Подарок – сюрприз родителям «Заснеженная ветка» (эксперимент). |
Январь
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
10. | Акция «Помоги пушистикам!» | 1. Формировать экологическую культуру детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к бездомным животным . 2.Закрепить понятие о необходимости помогать «братьям нашим меньшим» в холодное время года. | 1.Помощь городскому обществу бездомных животных. Заготовка корма совместно с родителями. |
11. | Посадка тюльпанов (цветы для мамы на 8 марта) | 1.Воспитывать уважение и бережное отношение к матери; 2.Развивать чувства долга и ответственности за свои поступки; 3.Поощрять творческие способности детей, углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через трудовую деятельность. | 1.Покупка луковиц тюльпанов, земли, удобрений и ящиков для рассады. 2.Трудовая деятельность. Уход за посаженными цветами. 3.Наблюдение за ростом цветов. |
Февраль
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
12. | 23 февраля – День защитника Отечества | Продолжать формировать представление детей о защитниках отечества, закрепить и пополнить знания о Российской Армии, развивать познавательные и творческие способности детей, воспитывать уважение к защитникам Отечества и своему папе. | 1.Беседа о возникновение праздника. 2.Чтение художественной литературы. 3.Выставка фотографий и рисунков «Мой папа- лучше всех». 4. Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительной открытки к Дню Защитника Отечества. |
Март
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
13. | 1 марта – Всемирный день кошек. | 1.Обобщить и дополнить знания детей о разнообразном мире кошек. 2.Воспитывать любовь и заботливое отношение к «братьям нашим меньшим». 3.Формировать экологическую культуру детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к кошкам. | 1. Беседа о возникновении праздника. 2. Просмотр картинок, иллюстраций с разными видами семейства кошачьих. 3.Чтение художественной литературы. 4.Выставка фотографий и рисунком «Я и мой пушистик». |
14. | 8 марта – Международный женский день. | 1.Воспитание чувства любви, нежности, уважения, чуткости к женщине; 2.Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, любовь и заботу о маме, бабушке, желание сделать им приятное, порадовать их подарком, выполненным своими руками. | 1. Беседа о возникновении праздника. 2.Чтение художественной литературы. 3.Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительной открытки, вручение тюльпанов. Бабушкам и сотрудникам детского сада «Весенний привет!» - Стенгазета- поздравление из природного и бросового материала. |
Апрель
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
15. | 1 апреля – Международный день птиц. | 1.Расширить представления детей о перелетных и зимующих птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению; 2.Закрепить понятие о необходимости помогать птицам; 3.Прививать детям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, продолжать приучать их заботиться о птицах. | 1. Беседа- мотивация «Почему мы должны помогать птицам». 2. Просмотр картинок, иллюстраций с перелетными и зимующими птицами. 3.Чтение художественной литературы. 4.Выставка рисунков «Грачи прилетели». |
16. | «Лук от 7 недуг» для дома престарелых. | 1.Воспитание доброго, уважительного отношения к пожилым людям. 2.Сформировать знания детей о том, что пожилые люди нуждаются в их поддержке, помощи и заботе. | 1.Покупка семян лука, земли, удобрений и ящиков для рассады. 2.Трудовая деятельность. Уход за посаженной рассадой. 3.Наблюдение за ростом лука. |
Май
№ | НОД | Цель и задачи | Формы и методы |
17. | 9 мая – День Победы. | 1.Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ; 2.Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги; 3.Развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами. | 1. Беседа о возникновении праздника. 2.Чтение художественной литературы. 3.Участие в Параде Победы. 4.Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительных открыток ветеранам в дом престарелых. Объемная аппликация «С днем победы» для ветеранов. 5. Выставка фотографий в рамках акции «Бессмертный полк». |
Список литературы
- Башарина Н.М. Аппликация из соломки в детском саду/ Ярославль: Академия развития,2009. - (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям.).
- Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. /М.: ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2004г.
- Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала: В помощь кружкам “Умелые руки”. /М.: Молодая гвардия, 1960г.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.
- Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М.: Просвещение, 1987г.
- Кривошеева Л.И. Начальный этап обучения работе с природным материалом. Методические рекомендации. /Мурманск, 1994г.
- Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. /Ярославль: Академия развития, 2006г
- Паславский А.С. Природа, фантазия, творчество. Игра-занятие. /Киев: Весёлка, 1978г.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. /М.: Просвещение, 1981г.
- Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. /М.: АСТ-ПРЕСС, 2002г.– (энциклопедия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-136568-1354863614.jpg)
Путешествие в мире Матушки природы
Задачи:1. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков:· Умения слушать и слышать окружаю...
Экологическая сказка "Наказ Матушки Природы"
Наглядный материал для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-329592-1384680012.jpg)
Интеллектуальный досуг для старших и подготовительных групп "Четыре клада Матушки-природы помогут вырастить цветы"
Главной целью этого досуга было вызвать у детей желание размышлять, учиться доказывать свою точку зрения.Эмоциональный настрой досуга задаёт игра "Давайте поздороваемся" Дети представляют себя обитате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-234626-1392119667.jpg)
Конспект НОД: "Загадки матушки природы"
Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-234626-1392119667.jpg)
Конспект НОД: "Загадки матушки природы"
Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...
Детско-родительский развивающий проект в старшей группе «Мастерская-Матушки-природы»
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/26/picture-1202343-1577334521.jpg)
"Матушка природа. Планета Земля." Разговор о природе.
quot;Матушка природа. Планета Земля." Разговор о природе. Знакомство с глобусом. Планета- наш общий дом, на котором живут все царства природы."Земн...