«Детский сад как место пропаганды семейных ценностей»
проект
Проект направлен на сохранение и укрепление семьи как одной из важнейших ценностей бытия человека путем осмысления семейных ценностей своей семьи. Участники проекта: воспитатели, родители и дети подготовительной группы. Активно в различные мероприятия вовлекались члены семей старшего поколения (дедушки, бабушки). Поэтому возраст участников проекта составил 27- 67 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya_100.docx | 55.07 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Октябрьского района города Новосибирска
«Детский сад № 100 «Капитошка»
630133 г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, 47
тел.: 8 (383) 24-62-100, 246-20-73
E-Mail: ds_100_nsk@nios.ru
Детский сад как место пропаганды семейных ценностей
Автор проекта
Самойло Лилия Николаевна,
педагог-психолог высшей
квалификационной категории
Новосибирск
Оглавление
- Пояснительная записка. ……………………………………………....3-4
- Постановка проблемы. ……………………………………………… 5-7
- Практическая значимость.
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Методы реализации проекта. ………………………………..……. 8-10
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Заключительный этап.
- Ожидаемые результаты. ……………………………………………....11
- Оценка проекта.
- Материально-техническое обеспечение. ............................................ 12
- Результативность реализации проекта . ………………………….... 13
- Используемые ресурсы. ……………………………………………..... 14
- Приложение. …………………………………………..…………… 15-32
Пояснительная записка
Проект «Детский сад как место пропаганды семейных ценностей» призван показать возможность сохранения и укрепления семьи как одной из важнейших ценностей бытия человека путем осмысления семейных ценностей своей семьи.
Реализация проходит ежегодно в разных группах на базе МАДОУ д/с № 100 Октябрьского района города Новосибирска. Проект краткосрочный – 4 месяца.
Ответственный за реализацию проекта педагог-психолог Самойло Л.Н., участники проекта воспитатели, родители и дети. Активно в различные мероприятия вовлекались члены семей старшего поколения (дедушки, бабушки). Поэтому возраст участников проекта составил 27-67 лет. Тесное взаимодействие участников проекта позволило в полной мере достичь поставленной цели и реализовать обозначенные задачи.
В результате проекта участники смогли разобраться в проблемах своей семьи, лучше понять друг друга, улучшился психологический климат в семье, что способствовало сохранению и укреплению семьи. Расширились знания о семейных ценностях и поведенческий репертуар взаимодействия в семье. Данные получены из анализа диагностики результативности работы с семьями по проекту «Детский сад как место пропаганды семейных ценностей».
А так же взрослым была предоставлена возможность пользоваться методической литературой по теме, раздаточным материалом, памятками.
Удовольствие от участия в проекте выражалось в положительных эмоциях, настроении, обсуждениях, словах благодарности в адрес организаторов. От участников проекта поступило предложение добавить мероприятия, приуроченные ко Дню Единства: поход, совместную экскурсию, что еще больше позволит сплотить детей и родителей. А так же пожелали принести семейные альбомы, чтобы поделиться счастливыми событиями своей семьи.
Реализованный проект был представлен на педагогическом совете. Вызвал неподдельный интерес у педагогов.
С целью обмена опытом в рамках Ярмарки психологических идей «Психология в образовании: вызов времени» на базе «Областного центра диагностики и консультирования» мной был представлен проект.
В 2017 году проект был представлен на очном этапе районного конкурса «Ярмарка педагогических идей» и стал победителем в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО».
Постановка проблемы
Практическая значимость проекта
Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне. Государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи.
Семью многие ученые определяют как малую социальную группу, основанную на единой общесемейной деятельности, связанной с узами супружества – родительства – родства.
Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бываю нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). По мысли Аристотеля, «семья есть первый вид общения» и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.
Чем отличаются дружные семьи от недружных? Прежде всего, наличием или отсутствием семейных ценностей. Семейные ценности это то, что важно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. В дружной семье семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом … Семья является местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким, сохранением чувства психологического комфорта, высокого жизненного тонуса.
Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Более того сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность! Но названные моменты не константа, ведь общество развивается, каждому этапу соответствует свой тип отношений между близкими людьми и то, что в этих отношениях ценится. В условиях меняющегося общества, учитывая современный ритм жизни, происходит смена семейных приоритетов. Порой, часто теряется взаимное уважение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и накапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции. Стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам.
Что такое семейные ценности? Любые ценности это некий эквивалент затраченных усилий. При этом, ценности легко можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными ценностями, если защищаются и отстаиваются членами этой семьи. Ценности материальные это семейное имущество, передаваемое по наследству. Зачастую из-за этого имущества происходит множество ссор. Отсутствие духовной наполненности превращает семейное имущество в обычные вещи.
Ценности духовные это объединяющие семью идеи, убеждения. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на многие вопросы (мировоззрение), но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её. В такой семье, где защищают одни и те же ценности, все горды за себя и свою семью, никто не обижен, не унижен. К духовным семейным ценностям также относятся семейные традиции и устои. Понимание принятой в семье ролей мужа, жены, детей, бабушек, дедушек, других родственников, а так же друзей, соседей и посторонних. Их права и обязанности, границы.
Будущее творится воспитанием детей. Это факт. Таким образом, сохранение семейных ценностей это сотворение будущего, передача ценного опыта потомкам. Ведь этот опыт в прямом смысле результат непрерывной борьбы, созидания, осмысления.
Актуальность проблемы обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи. К сожалению, не многие люди задумываются о своей роли в сотворении будущего, о роли своей семьи и вовсе не считают это ценностью.
Практическая значимость проекта определяется попыткой достучаться до сознания каждого участника проекта, что залог процветания семьи – это знание и осмысление ценностей своей семьи, осознание того, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Цель проекта
Сохранение и укрепление семьи как одной из важнейших ценностей бытия человека через осмысление семейных ценностей своей семьи.
Задачи
- изучить удовлетворенность браком участников проекта;
- расширить знания о семейных ценностях, традициях;
- помочь разобраться в проблемах своей семьи;
- создать пространство для проявления эмоционально-личностного отношения к собственной семье;
- обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию личностных возможностей каждого члена семьи.
Методы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь – октябрь)
Вид деятельности | Место проведения | Срок | Ответственные |
Изучение теоретического вопроса, определение режима работы, мероприятий проекта | МАДОУ д/с № 100 | Сентябрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н., воспитатели |
Информирование родителей о проекте | МАДОУ д/с № 100 | Сентябрь | Воспитатели |
Диагностика (тест В.В. Столина на удовлетворенность браком), сбор информации о составе семей | МАДОУ д/с № 100 | Октябрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н., воспитатели |
Основной этап (октябрь – декабрь)
Открытое родительское собрание на тему «Семья как важный фактор психологического здоровья ребенка» | МАДОУ д/с № 100 | Октябрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н., воспитатель Каштанова А.С. |
Проведение исследования системы семейных ценностей в семьях | МАДОУ д/с № 100 | Октябрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н. |
Размещение буклетов «Заботливым родителям», «Крепкая семья» | МАДОУ д/с № 100 | Октябрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н. |
Выставка поделок «Где лад, там и клад» | МАДОУ д/с № 100 | Октябрь | Воспитатели, родители, дети |
Клуб обсуждений «Копилка положительных эмоций» (игры, упражнения, задания, арт-техники) | МАДОУ д/с № 100 | Один раз в месяц | Педагог-психолог Самойло Л.Н. |
Круглый стол с папами «Роль отца в воспитании детей» | МАДОУ д/с № 100 | Ноябрь | Воспитатель Валевская И.Ю. |
Статья на стенд «Традиции и устои русской семьи»; Совместная разработка рецепта «Семейного счастья» | МАДОУ д/с № 100 | Ноябрь | Творческая группа родителей |
Посещение клуба «Семья» Беседа «Сядем рядком, да поговорим ладком!» | ЦРБ им. Л.Н. Толстого | Ноябрь | Педагог-организатор Латрыгина Л.А. |
Выбор лучшего кулинарного рецепта «А у нас в семье …», выпекание печенья и чаепитие | МАДОУ д/с № 100 | Декабрь | Воспитатель Каштанова А.С. |
Комплекты раздаточного материала «Благополучная семья» | МАДОУ д/с № 100 | Декабрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н. |
Творческий отчет: оформление «Цветик-семицветик», «Образ моей семьи» | МАДОУ д/с № 100 | Декабрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н., творческая группа родителей |
Составление схемы «Букет семейных ценностей» | МАДОУ д/с № 100 | Декабрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н., творческая группа родителей |
Развлечение для детей и родителей « Вечер дружной семьи» | МАДОУ д/с № 100 | Декабрь | Воспитатели, родители |
Награждение самых активных участников проекта | МАДОУ д/с № 100 | Декабрь | Воспитатели, заведующий ДОУ |
Выставка литературы для чтения | МАДОУ д/с № 100 | В течение трех месяцев | Педагог-психолог Самойло Л.Н., воспитатели |
Заключительный этап (декабрь)
Диагностика результативности работы с семьями по проекту, анализ удовлетворенности участия в проекте | МАДОУ д/с № 100 | Декабрь | Педагог-психолог Самойло Л.Н. |
Обработка материала, обмен опытом с педагогами ДОУ | МАДОУ д/с № 100 | По окончании | Педагог-психолог Самойло Л.Н., воспитатели |
Внесение дополнений, изменений на основе анализа удовлетворенности проектом его участников | МаДОУ д/с № 100 | По окончании | Педагог-психолог Самойло Л.Н. |
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
- повысится уровень компетентности участников проекта в вопросах семейных ценностей, традиций;
- расширится поведенческий репертуар взаимодействия в семье;
- снизится риск возникновения отклонений в психологическом здоровье всех членов семьи;
- улучшится психологический климат в семье;
- увеличится количество семей удовлетворенных семейной жизнью и своим браком.
Оценка проекта
Оценка эффективности реализации проекта будет проводиться по завершении проекта. Будет проведено анкетирование участников проекта.
Оценкой качества послужат количественные показатели (% удовлетворенности участия в проекте). Предоставление отчета о проекте на педагогическом совете ДОУ с целью обмена опытом.
Материально-техническое обеспечение
Наименование | Итого | Требуемые средства | Имеющиеся средства |
Принтер-ксерокс | 7500,00 | 7500,00 | |
Расходные материалы для принтера | 1000,00 | 500,00 | 500,00 |
видеокамера | 11500,00 | 11500,00 | |
Фотоаппарат цифровой | 11500,00 | 11500,00 | |
Компьютер | 24000,00 | 24000,00 | |
Канцелярские товары (бумага, скотч, ватман, клей, маркеры, гуашь и др.) | 2500,00 | 1000,00 | 1500,00 |
Методическая литература | 1600,00 | 600,00 | 1000,00 |
Фотопечать | 4000,00 | 2000,00 | 2000,00 |
Проведение мероприятий в рамках проекта | 6500,00 | 1500,00 | 5000,00 |
Грамоты, призы, подарки | 2000,00 | 2000,00 | |
Всего | 201300,00 | 11800,00 | 189500,00 |
Результативность реализации проекта
Данные полученные из анализа диагностики результативности работы с семьями по проекту «Детский сад как место пропаганды семейных ценностей», позволяют утверждать, что все участники (100%) удовлетворены, получили массу положительных эмоций и полезной информации. Участие в Клубе обсуждений «Копилка положительных эмоций», игры, упражнения, задания, арт-техники помогли разобраться в проблемах своей семьи, лучше понять друг друга, улучшить психологический климат в семье, что способствовало сохранению и укреплению семьи. Каждое мероприятие расширяло знания о семейных ценностях и поведенческий репертуар взаимодействия в семье. Предложенная методическая литература по теме, раздаточный материал, памятки тоже оказались очень полезными для сохранения и укрепления семьи.
От участников проекта поступило предложение добавить мероприятия, приуроченные ко Дню Единства: поход, совместную экскурсию, что еще больше позволит сплотить детей и родителей. А так же пожелали принести свои семейные альбомы, чтобы поделиться счастливыми событиями своей семьи.
Результаты тестирования на удовлетворенность браком
Список используемой литературы и интернет ресурсов
- Вудс В.Г. Разговор с родителями. – М.: Класс, 1995.
- Галина Ковалева. Психология хандры, или выход есть. – М., 2004.
- Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»
- Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.
- Зацепин В., Цимбалюк В. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М.: Молодая гвардия, 1983.
- Козлова А. В., Дешулина Р. П. Работа с семьей. - М.: Сфера, 2004.
- Ковалев С.В. Подготовка к семейной жизни. – М. «Просвещение», 1991.
- Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. – Санкт-Петербург «Речь», 2010.
- Кононович К.Ю. Притчи тренера или Искусство слов попадать прямо в сердце. – Санкт-Петербург «Речь», 2010.
- Михаил Кипнис. Тренинг семейных отношений (2 части). – М., 2008.
- Оберемок С.М. Общие основы проектирования: Материалы к обучающему курсу. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2008.
- Окунь А., Губерман И. Книга о вкусной и полезной жизни … - 2003.
- Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.
- Сатир В. Стрессовые влияния на современную семью. http://www. nlp.ekb.ru/
- Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Родник здоровья» программа родительского клуба по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей
Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения средствами физической культуры....
Консультация для родителей по формированию семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста «Коли семья вместе, то и душа на месте»
В возрасте 3- 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом его семьи, но и представителем эмоционального и благополучного, всесто...
ПРОПАГАНДА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и пр...
Консультация для родителей «Роль музыкального руководителя в пропаганде и возрождении семейных ценностей и традиций»
Занимаясь в течение многих лет воспитанием дошкольников, мы исходили из основополагающего принципа, что развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той ...
"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."
Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...
Роль музыкального руководителя в пропаганде и возрождении семейных ценностей и традиций
В современном обществе особое место среди важнейших проблем заняла тема возрождения семейной культуры, семейных традиций и ценностей. Знаменательно, что время нового века формирует общество на фундаме...